В статье на примере группы ритуальных предметов древесного происхождения рассматривается предметный код русской заговорно-заклинательной традиции. Этой группе в исследованиях уделено недостаточно внимания, на что указывает краткий обзор литературы. Материалом для анализа послужили русские заговоры XIX-XXI вв., а также полевые материалы, записанные автором в период с 2003 по 2023 гг. в Омском Прииртышье. Цель настоящей работы - определить семантическое поле группы древесных предметов в русских заговорах, а также выявить соотношение ритуального предмета и его вербального символического воплощения. Основной метод исследования - историко-типологический, позволяющий провести типологические параллели с целью уточнения границ семантического поля, в которое входят ритуальные предметы исследуемой группы. Также в статье реализуются комплексный и межжанровый подходы. Проведенный анализ показывает широкое распространение ритуальных предметов древесного происхождения в русской заговорной традиции. Предметы входят в текст заговора в качестве самостоятельных образов, а могут использоваться относительно автономно от вербального компонента заговора. Семантика предмета находится в соответствии с функционально-тематической направленностью заговора и определяется его содержанием. Рассмотрение двух предметов - сучка и щепок (стружек) выявило расширение их функций и семантического поля в русских заговорах Сибири. Этот вывод определяет направление дальнейшего исследования заговорной атрибутики в аспекте взаимовлияния аборигенных и переселенческих традиций.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 392.12. Роды
Как и у русских знахарей, в шаманизме важную роль играл материал, из которого стружки изготавливали (ольха, тальник, рябина). Например, у нивхов моление духам воды происходило с использованием рябиновых стружек. Но главное воздействие стружек основывалось на их форме: нанайцы и ульчи считали, что в завитках запутываются злые духи и не могут вредить шаману. Самоназвание ритуальных стружек у этих народов (гиасамса, гиасидан, гомсача, гесадан) происходит от глаголов гиа и гечуву ‘строгать (ножом)’ [Смоляк, 1991, с. 233–235].
Список литературы
1. Агапкина Т. А. Словесные формулы в магическом ритуале: аспекты взаимодействия // Studia Litterarum. 2019. Том 4. №1. С. 310-329. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-310-329 EDN: RJCXBL
Agapkina, T. A. (2019). Verbal formulas in the magical ritual: aspects of interaction. Studia Litterarum, 4(1), 310-329. DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-1-310-329 EDN: RJCXBL
2. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / Академия наук СССР, Сибирское отделение, Якутский филиал, Институт языка, литературы и истории; ответственный редактор И. С. Гурвич. Новосибирск: Наука, 1980. 316 с. EDN: NWMRVY
Alekseev, N. A., & Gurvich, S. (1980). Early forms of religion of the turkic-speaking peoples of Siberia., 316. Novosibirsk: Nauka. EDN: NWMRVY
3. Алпатов С. В. Фольклорный мотив “Оживленный из косточек”: проблема межжанрового подхода к описанию и интерпретации // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022. Том 5. №1. С. 30-43. DOI: 10.28995/2658-5294-2022-5-1-30-43 EDN: UWVITS
Alpatov, S. V. (2022). Folklore motif “Revived from Bones”: the problem of a cross-genre approach to description and interpretation. Folklore: structure, typology, semiotics, 5(1), 30-43. DOI: 10.28995/2658-5294-2022-5-1-30-43 EDN: UWVITS
4. Березкин Ю. Е. Возраст мотива и способы его определения // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. №1. С. 17-45. DOI: 10.28995/2658-5294-2019-1-17-45 EDN: QCXHNB
Berezkin, Iu. E. (2019). A motif’s age and ways to determine it. Folklore: structure, typology, semiotics, 1, 17-45. DOI: 10.28995/2658-5294-2019-1-17-45 EDN: QCXHNB
5. Гура А. Вода и огонь в славянской символике сновидений и в символическом языке культуры // Антропологический форум. 2023. №56. С. 25-61. DOI: 10.31250/1815-8870-2023-19-56-25-61 EDN: MGWEDU
Gura, A. (2023). Water and fire in the Slavonic symbolism of dreams and the symbolic language of culture. Forum for Anthropology and Culture, 56, 25-61. DOI: 10.31250/1815-8870-2023-19-56-25-61 EDN: MGWEDU
6. Кляус В. Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. К постановке проблемы. Москва: Наследие, 2000. 192 с. EDN: VUHOGV
Kliaus, V. L. (2000). The system of slavic magiс spells’ plots in comparative studies (setting the problem)., 192. Moscow: Nasledie. EDN: VUHOGV
7. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды (публикации 1928-1929 гг.). Якутск, 1992. 299 с.
Ksenofontov, G. V. (1992). Shamanism. Selected works (publications 1928-1929)., 299. Iakutsk.
8. Косицына Н. О. Пищевой код курских заговоров // Лингвофольклористика. 2023. №38. С. 62-67. EDN: CWIDMY
Kositsyna, N. O. (2023). The food code in the spells of Kursk. Lingvofol’kloristika, 38, 62-67. EDN: CWIDMY
9. Леонова Т. Г. Проблемы изучения регионального фольклора: монография. Омск: Амфора, 2014. Часть 2. 420 с.
Leonova, T. G. (2014). Problems of studying regional folklore., 420. Omsk: Amfora.
10. Москвина В. А. Русские заговоры в Западной Сибири (XIX - начало XXI вв.). Омск: Омский государственный педагогический университет, 2005. 469 с. EDN: QPEKVN
Moskvina, V. A. (2005). Russian conspiracies in Western Siberia (XIX - early XXI centuries)., 469. Omsk: Omskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. EDN: QPEKVN
11. Панина Т. И. Предметный код удмуртского лечебного обряда // Восточно-Европейский научный вестник. 2018. №2. С. 66-71. EDN: USZNLY
Panina, T. I. (2018). Material objects used in Udmurt healing rites. Vostochno-Evropeiskii nauchnyi vestnik, 2, 66-71. EDN: USZNLY
12. Ситникова С. А. Деревья в календарных обычаях и обрядах Тверской области (зимние Святки) // Традиционная культура. 2018. Том 19. №1. С. 66-77. EDN: XOTKYH
Sitnikova, S. A. (2018). Trees in calendar ritualism of tver’ region (christmastide). Traditional culture, 19(1), 66-77. EDN: XOTKYH
13. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура) / А. В. Смоляк, Б. Симченко, З. П. Соколова; АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва: Наука, 1991. 276 с. EDN: RWHMZL
Smoliak, A. V., Simchenko, B., & Sokolova, Z. P. (1991). Shaman: personality, functions, worldview: (Peoples of the Lower Amur)., 276. Moscow: Nauka. EDN: RWHMZL
14. Султангареева Р. А. Магический фольклор башкир: специфика и мифоритуальные особенности репертуара // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №26. С. 108-114. EDN: THKPSP
Sultangareeva, R. A. (2014). Bashkir magic folklore: specifics and features of repertoire. Bulletin of Chelyabinsk State University, 26, 108-114. EDN: THKPSP
15. Федорова В. П. Человек и слово в заговорах. Южное Зауралье. Конец XX в. Курган: Курганскийгосударственный университет, 2003. 288 с. EDN: YTBDGR
Fedorova, V. P. (2003). Man and the word in conspiracies. The Southern Trans-Urals. The end of XX century., 288. Kurgan: Kurgan State University. EDN: YTBDGR
16. Ханташкеева Т. В. Пищевой код сравнительных конструкций (на материале любовных заговоров) // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №10. С. 101-105. EDN: KXRXND
Khantashkeeva, T. V. (2009). Alimentary code of comparative constructions (based on the information of love charm). BSU bulletin, 10, 101-105. EDN: KXRXND
17. Цыганкова А. С. Вредоносная магия в контексте купальской обрядности сельского населения Витебско-Псковского пограничья // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021. №4. C. 91-111. DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-4-91-111 EDN: TOUELV
Tsygankova, A. S. (2021). Malicious magic within the context of Kupala rites of the countryfolk of the Vitebsk-Pskov borderlands. Folklore: structure, typology, semiotics, 4, 91-111. DOI: 10.28995/2658-5294-2021-4-4-91-111 EDN: TOUELV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В чувашском языкознании в последнее время усилились исследования в области грамматики. Во многом это связано с приходом в чувашелогию нового поколения ученых, но в большей степени – осознанием необходимости изучения грамматики чувашского языка в его реалиях, а не путем калькирования иноязычной теории. Последнее стало результатом признания положений петербургской тюркологической школы во главе с профессором В. Г. Гузевым, направленных на аутентичное описание грамматик тюркских языков.
Статья посвящена изучению этнокультурной составляющей учебного процесса китайских учащихся-филологов. Цель исследования - построение профессионально ориентированной модели подготовки иностранных студентов к межкультурной коммуникации на русском языке. Материал исследования составили видео- и аудиозаписи учебной работы на русском языке в условиях российских подготовительных факультетов. Методы исследования - анализ теоретических моделей, представленных в современной литературе по преподаванию русского языка в китайской аудитории; обобщение собственного практического опыта; моделирование учебного процесса с включением в модель этнокультурной составляющей. В результате проведенной работы авторы приходят к следующим выводам: в качестве оптимальной методологической основы следует выбрать вариативную модель личностно-деятельностного обучения, базирующуюся на антропологическом, коммуникативном и когнитивном принципах в комплексе, что, с одной стороны, позволит включить в обучение этнокультурный компонент, с другой - не нарушит процессов комплексности обучения и формирования языковой личности как целостного феномена. В качестве интегративного компонента в модели представлен актуальный для китайских студентов-филологов метатекст, в основание которого заложена стандартизированная интенция «Общая характеристика объекта». В итоге обучающиеся с опорой на этнокультурный потенциал и умение выстраивать общение на русском языке к концу первого семестра овладевают уровнем А2+ и уже готовы к работе во втором семестре по изучению специальных филологических дисциплин непосредственно на русском языке.
Исследование посвящено проблеме словаря микротопонимов, бытующих в чувашской среде. Чувашская микротопонимия входит в число лексико-фразеологической страты, которая теряется стремительными темпами, и ее фиксация в настоящее время представляется более чем актуальной. Учеными много раз озвучивалась идея подобного издания, неоднократно начинался сбор материала, однако до его реализации дело не доходило ни разу. Настоящая публикация по сути является проспектом проектируемого словаря. Исследование строится на анализе коллекции названий малых географических объектов, созданной обучающимися Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова в 2023 г. Лексикографирование микротопонимов ставит задачей их кодификацию, изучение в качестве результата конкретного экстралингвистически обусловленного именования местных географических реалий, а также возможных межъязыковых контактов с выходом на проблематику глотто- и этногенеза, уточнение типологических черт чувашского имянаречения в целом. Авторами предлагается двухступенчатая работа над проектом: в первую очередь сбор топонимов и их издание в виде ежегодных сборников, во вторую - подготовка и публикация итогового словаря. Обозначенный подход подготовит основу для обобщающего труда по чувашской микротопонимии.
Статья посвящена многоаспектному описанию отдельных типов бисубстантивных предложений характеризующей семантики для решения сложных вопросов синтаксического анализа, вызванных морфологической идентичностью словоформ предикативного минимума. В связи с чем настоящее исследование имеет теоретический и практико-ориентированный характер, призвано решить две взаимообусловленные задачи: выявить структурно-семантические и коммуникативные особенности конструкций, предложить методические рекомендации для синтаксического анализа предложений. Материалом для исследования послужила современная художественная литература, а именно: авторская подборка соответствующих контекстов, которые используются на практических занятиях с обучающимися как материал для выработки навыков синтаксического анализа. На основе аналитико-описательного метода анализа языкового материала и результатов ориентирующего и обучающего эксперимента в ходе работы со студентами-филологами определены проблемные зоны синтаксического анализа конструкций, сформулированы выводы рекомендательного характера: синтаксический анализ бисубстантивных предложений должен включать не только традиционные структурно-семантические параметры, но и характеристику семантической структуры и коммуникативной организации высказываний, учитывать контекстуальную обусловленность, стилистические и прагматические факторы их реализации. Синтаксические явления необходимо рассматривать с функциональной точки зрения на всех этапах и уровнях обучения синтаксису современного русского языка.
Работа посвящена рассмотрению загадок о пчелах в удмуртской языковой культуре. Статья ставит целью изучение сравнений и метафор, а также анализ образа насекомого в загадках. Материалом послужили загадки, нашедшие отражение в специальных фольклорных изданиях и лексикографических источниках. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. В результате исследования выявлено, что образ пчелы в загадках представлен в виде сложных метафор, сравнений и эвфемизмов. Пчела и улей в удмуртской культуре раскрываются в разных категориях. Улей чаще всего соотносится с домом, ямой и сюлыком (женским головным убором). Звуки, издаваемые пчелой и пчелиной семьей, сравниваются с плачем младенца, скулением собаки, рычанием мотора. Сама пчела или пчелиная семья народной фантазией ассоциируется с невесткой, которой горестно расставание с родителями и с ожиданием тягот в новой семье. Для загадок о пчелах характерно сравнение с огромным количеством народа или со стадом овец. В количественном соотношении звук или гул пчелиного улья соотносится с сотней или тысячей. Наряду с плачем вылет пчел из улья сравнивается с просеиванием муки. В сказках также нашло отражение умение пчелы жалить, строить соты, делать мед.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731