Статья посвящена изучению этнокультурной составляющей учебного процесса китайских учащихся-филологов. Цель исследования - построение профессионально ориентированной модели подготовки иностранных студентов к межкультурной коммуникации на русском языке. Материал исследования составили видео- и аудиозаписи учебной работы на русском языке в условиях российских подготовительных факультетов. Методы исследования - анализ теоретических моделей, представленных в современной литературе по преподаванию русского языка в китайской аудитории; обобщение собственного практического опыта; моделирование учебного процесса с включением в модель этнокультурной составляющей. В результате проведенной работы авторы приходят к следующим выводам: в качестве оптимальной методологической основы следует выбрать вариативную модель личностно-деятельностного обучения, базирующуюся на антропологическом, коммуникативном и когнитивном принципах в комплексе, что, с одной стороны, позволит включить в обучение этнокультурный компонент, с другой - не нарушит процессов комплексности обучения и формирования языковой личности как целостного феномена. В качестве интегративного компонента в модели представлен актуальный для китайских студентов-филологов метатекст, в основание которого заложена стандартизированная интенция «Общая характеристика объекта». В итоге обучающиеся с опорой на этнокультурный потенциал и умение выстраивать общение на русском языке к концу первого семестра овладевают уровнем А2+ и уже готовы к работе во втором семестре по изучению специальных филологических дисциплин непосредственно на русском языке.
Идентификаторы и классификаторы
В результате уже на втором месяце обучения на подготовительном факультете китайские учащиеся, работая в парадигме, заданной учебной профессионально ориентированной межкультурной коммуникацией, в состоянии актуализировать, усвоить и вывести в общение почти все коммуникативно-семантические блоки, покрывающие русскоязычный профессионально ориентированный дискурс второго семестра – времени, когда начинаются занятия по специальности с преподавателем-предметником.
Список литературы
1. Альбрехт Ф. Б., Гусейнова И. А., Ипполитова Л. В., Мухаммад Л. П., Стародубова О. Ю., Столетова Е. К., Чубарова О. Э. Личностноформирующий потенциал инокультурного образовательного пространства. Москва: Директ-Медиа, 2022. 144 с. EDN: CSYMQQ
Al’brekht, F. B., Guseinova, I. A., Ippolitova, L. V., Mukhammad, L. P., Starodubova, O. Iu., Stoletova, E. K., & Chubarova, O. E. (2022). The personality-forming potential of the ethno-cultural educational space., 144. Moscow: Direkt-Media. EDN: CSYMQQ
2. Арестова И. Ю., Куприянова М. Ю., Шаронова Е. Г. К вопросу о формировании этноэкологической культуры будущих учителей // Этническая культура. 2021. Том 3, №4. С. 62-68. DOI: 10.31483/r-100623 EDN: XVBKJP
Arestova I. Y., Kupriyanova M. Y., & Sharonova E. G. (2021). Development of ethno-environmental culture among future teachers. Ethnic Culture, 3(4), 62-68. DOI: 10.31483/r-100623 EDN: XVBKJP
3. Ашчи М., Мухаммад Л. П., Татаринова Н. В. Межкультурная коммуникация как компонент антропологической лингводидактики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки, и методика их преподавания. 2018. Том 16, №2. С. 143-156. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-2-143-156 EDN: XMZYDZ
Ashchi, M., Mukhammad, L. P., & Tatarinova, N. V. (2018). Intercultural communicatiom as anthropological linguodidactics component. Russian Language Studies, 16(2), 143-156. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-2-143-156 EDN: XMZYDZ
4. Бажов С. И. К вопросу о российской цивилизационной идентичности // Вестник славянских культур. 2021. №62. С. 113-119. DOI: 10.37816/2073-9567-2021-62-113-119 EDN: NZBCIU
Bazhov, S. I. (2021). On the issue of the russian civilizational identity. Bulletin of Slavic Cultures, 62, 113-119. DOI: 10.37816/2073-9567-2021-62-113-119 EDN: NZBCIU
5. Должикова А. В., Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н. Применение экосистемного подхода в развитии методики обучения русскому языку как иностранному // Современное педагогическое образование. 2022. №8. С. 14-18. EDN: YUVLDA
Dolzhikova, A. V., Kurilenko, V. B., & Biriukova, Iu. N. (2022). Application of the ecosystem approach in the development of methods of teaching russian as a foreign language. Modern pedagogical education, 8, 14-18. EDN: YUVLDA
6. Камаева М. П. Исследование этнической и гражданской идентичности студентов вуза // Этническая культура. 2022. Том 4, №3. С. 51-55. DOI: 10.31483/r-101499 EDN: NQXBMO
Kamaeva, M. P. (2022). On the Issue of Ethnic and Civic Identity of University Students. Ethnic Culture, 4(3), 51-55. DOI: 10.31483/r-101499 EDN: NQXBMO
7. Малявин В. В. О китайской цивилизации // Российское китаеведение. 2022. №1. С. 95-111. DOI: 10.48647/ICCA.2022.49.25.006 EDN: ZPSOJZ
Maliavin, V. V. (2022). On chinese civilization. Russian China Studies, 1, 95-111. DOI: 10.48647/ICCA.2022.49.25.006 EDN: ZPSOJZ
8. Мухаммад Л. П., Обид Х. О., Линь С. О понятии “общение как деятельность” применительно к обучению иностранцев в соответствии с антропологическим принципом гуманитарных наук // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. №3. С. 104-109. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.03.23 EDN: VBPXLY
Mukhammad, L. P., Obid, Kh. O., & Lin’, S. (2021). On the concept of “communication as an activity” in relation to teaching foreigners in accordance with the anthropological principle humanities. Modern Science: actual problems of theory and practice. Series “Humanities”, 3, 104-109. DOI: 10.37882/2223-2982.2021.03.23 EDN: VBPXLY
9. Румянцева Н. М., Рубцова Д. Н. Этноориентированное обучение - важная составляющая методики преподавания русского языка как иностранного // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2019. №1. С. 196-207. DOI: 10.23683/1995-0640-2019-1-196-207 EDN: OYDURN
Rumiantseva, N. M., & Rubtsova, D. N. (2019). Ethno-oriented training as an important component of methodology of teaching russian as a foreign language. Proceedings of southern federal university. Philology, 1, 196-207. DOI: 10.23683/1995-0640-2019-1-196-207 EDN: OYDURN
10. Чжан Ш. Когнитивный компонент как важнейшая часть антропологически ориентированной лингводидактики (начальный этап обучения) // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1. С. 168-171. EDN: VGXYYO
Chzhan, Sh. (2019). Cognitive component as an important part of anthropologically oriented linguodidactics (initial stage of education). The world of science, culture and education, 1, 168-171. EDN: VGXYYO
11. Чжан Ш., Мухаммад Л. П., Дубинина Л. Л. Опора на коммуникативно значимые личностные особенности китайских учащихся при подготовке будущих менеджеров (начальный этап обучения) // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2018. №4. С. 27-33. EDN: YRROZF
Chzhan, Sh., Mukhammad, L. P., & Dubinina, L. L. (2018). Reliance on communicative significant personal characteristics of chinese students in the preparation of future managers (the initial stage of studding). Russian Language Abroad, 4, 27-33. EDN: YRROZF
12. Malyavin V. V. Harmony and beyond: some global perspectives of Chinese thought. Dialogue & Universalism. 2020. Том 30, №3. С. 27-42. DOI: 10.5840/du202030332 EDN: TOQHFQ
Malyavin, V. V. (2020). Harmony and beyond: some global perspectives of Chinese thought. Dialogue & Universalism, 30(3), 27-42. DOI: 10.5840/du202030332 EDN: TOQHFQ
13. Muhammad L. P., Tatarinova N. V., Khaleeva O. N. Modeling a methodology for teaching a foreign language on the principles of anthropological linguodidac-tics (initial stage of learning) // Вiсник Нацiональної академiї керiвних кадрiв культури i мистецтв. 2019. №1. P. 115-121. EDN: CJXLSB
Muhammad, L. P., Tatarinova, N. V., & Khaleeva, O. N. (2019). Modeling a methodology for teaching a foreign language on the principles of anthropological linguodidac-tics (initial stage of learning). Visnik Natsional’noyi akademiyi kerivnikh kadriv kul’turi i mistetstv, 1, 115-121. EDN: CJXLSB
14. 亚美, 传统教学法结合任务型教学法在俄语语法教学中的应用//创新创业理论研究与实践, 2021年5月第九期.
Yamei. (2021). Application of Traditional Teaching Methods Combined with Task-Based Teaching Methods in Russian Grammar Teaching. Research and Practice of Innovation and Entrepreneurship Theory, 9. 亚美, 传统教学法结合任务型教学法在俄语语法教学中的应用//创新创业理论研究与实践, 2021年5月第九期.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В чувашском языкознании в последнее время усилились исследования в области грамматики. Во многом это связано с приходом в чувашелогию нового поколения ученых, но в большей степени – осознанием необходимости изучения грамматики чувашского языка в его реалиях, а не путем калькирования иноязычной теории. Последнее стало результатом признания положений петербургской тюркологической школы во главе с профессором В. Г. Гузевым, направленных на аутентичное описание грамматик тюркских языков.
В статье на примере группы ритуальных предметов древесного происхождения рассматривается предметный код русской заговорно-заклинательной традиции. Этой группе в исследованиях уделено недостаточно внимания, на что указывает краткий обзор литературы. Материалом для анализа послужили русские заговоры XIX-XXI вв., а также полевые материалы, записанные автором в период с 2003 по 2023 гг. в Омском Прииртышье. Цель настоящей работы - определить семантическое поле группы древесных предметов в русских заговорах, а также выявить соотношение ритуального предмета и его вербального символического воплощения. Основной метод исследования - историко-типологический, позволяющий провести типологические параллели с целью уточнения границ семантического поля, в которое входят ритуальные предметы исследуемой группы. Также в статье реализуются комплексный и межжанровый подходы. Проведенный анализ показывает широкое распространение ритуальных предметов древесного происхождения в русской заговорной традиции. Предметы входят в текст заговора в качестве самостоятельных образов, а могут использоваться относительно автономно от вербального компонента заговора. Семантика предмета находится в соответствии с функционально-тематической направленностью заговора и определяется его содержанием. Рассмотрение двух предметов - сучка и щепок (стружек) выявило расширение их функций и семантического поля в русских заговорах Сибири. Этот вывод определяет направление дальнейшего исследования заговорной атрибутики в аспекте взаимовлияния аборигенных и переселенческих традиций.
Исследование посвящено проблеме словаря микротопонимов, бытующих в чувашской среде. Чувашская микротопонимия входит в число лексико-фразеологической страты, которая теряется стремительными темпами, и ее фиксация в настоящее время представляется более чем актуальной. Учеными много раз озвучивалась идея подобного издания, неоднократно начинался сбор материала, однако до его реализации дело не доходило ни разу. Настоящая публикация по сути является проспектом проектируемого словаря. Исследование строится на анализе коллекции названий малых географических объектов, созданной обучающимися Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова в 2023 г. Лексикографирование микротопонимов ставит задачей их кодификацию, изучение в качестве результата конкретного экстралингвистически обусловленного именования местных географических реалий, а также возможных межъязыковых контактов с выходом на проблематику глотто- и этногенеза, уточнение типологических черт чувашского имянаречения в целом. Авторами предлагается двухступенчатая работа над проектом: в первую очередь сбор топонимов и их издание в виде ежегодных сборников, во вторую - подготовка и публикация итогового словаря. Обозначенный подход подготовит основу для обобщающего труда по чувашской микротопонимии.
Статья посвящена многоаспектному описанию отдельных типов бисубстантивных предложений характеризующей семантики для решения сложных вопросов синтаксического анализа, вызванных морфологической идентичностью словоформ предикативного минимума. В связи с чем настоящее исследование имеет теоретический и практико-ориентированный характер, призвано решить две взаимообусловленные задачи: выявить структурно-семантические и коммуникативные особенности конструкций, предложить методические рекомендации для синтаксического анализа предложений. Материалом для исследования послужила современная художественная литература, а именно: авторская подборка соответствующих контекстов, которые используются на практических занятиях с обучающимися как материал для выработки навыков синтаксического анализа. На основе аналитико-описательного метода анализа языкового материала и результатов ориентирующего и обучающего эксперимента в ходе работы со студентами-филологами определены проблемные зоны синтаксического анализа конструкций, сформулированы выводы рекомендательного характера: синтаксический анализ бисубстантивных предложений должен включать не только традиционные структурно-семантические параметры, но и характеристику семантической структуры и коммуникативной организации высказываний, учитывать контекстуальную обусловленность, стилистические и прагматические факторы их реализации. Синтаксические явления необходимо рассматривать с функциональной точки зрения на всех этапах и уровнях обучения синтаксису современного русского языка.
Работа посвящена рассмотрению загадок о пчелах в удмуртской языковой культуре. Статья ставит целью изучение сравнений и метафор, а также анализ образа насекомого в загадках. Материалом послужили загадки, нашедшие отражение в специальных фольклорных изданиях и лексикографических источниках. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. В результате исследования выявлено, что образ пчелы в загадках представлен в виде сложных метафор, сравнений и эвфемизмов. Пчела и улей в удмуртской культуре раскрываются в разных категориях. Улей чаще всего соотносится с домом, ямой и сюлыком (женским головным убором). Звуки, издаваемые пчелой и пчелиной семьей, сравниваются с плачем младенца, скулением собаки, рычанием мотора. Сама пчела или пчелиная семья народной фантазией ассоциируется с невесткой, которой горестно расставание с родителями и с ожиданием тягот в новой семье. Для загадок о пчелах характерно сравнение с огромным количеством народа или со стадом овец. В количественном соотношении звук или гул пчелиного улья соотносится с сотней или тысячей. Наряду с плачем вылет пчел из улья сравнивается с просеиванием муки. В сказках также нашло отражение умение пчелы жалить, строить соты, делать мед.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731