Цифровая трансформация системы образования на всех его уровнях способствует распространению среди студентов плагиата материалов, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта, что приводит к ИИ-плагиату. В статье представлены результаты анализа анкетирования, проведенного среди студентов-бакалавров. Исследование направлено на выявление распространенности данного явления, понимание мотивов, а также оценку их отношения к последствиям использования ИИ-плагиата в учебной деятельности. Обнаружено, что прежде всего студенты прибегают к ИИ-плагиату, когда им необходимо продемонстрировать умение конспектировать, аннотировать, осуществлять сбор и сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям. Авторами выявлена зависимость использования искусственного интеллекта от уровня успеваемости и личных мотивов студентов. Среди наиболее значимых проблем, выявленных в процессе анализа результатов опроса, авторы выделяют: получение завышенных оценок, осознанный обман преподавателя. И, как следствие, выпуск неквалифицированных специалистов и снижение репутации вуза среди работодателей и абитуриентов.
Идентификаторы и классификаторы
Процессы глобальной цифровизации образования с внедрением искусственного интеллекта дали не только «прогрессивный скачок в информационное будущее» (Гнатик 2024:169), но и способствовали появлению новых вызовов и проблем. Одной из таких проблем стало распространение среди студентов плагиата материалов, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта – ИИ-плагиат (Сысоев 2024:36). Необходимо отметить, что термин «искусственный интеллект» является общим для описания ряда технологий и методов, таких как машинное обучение, обработка естественного языка, интеллектуальный анализ данных, нейронные сети или алгоритмы (Масляев 2023; Прохорова, Лебедева, Григорян 2020).
Список литературы
1. Гнатик, Е. Н. Цифровая трансформация социо-технологической реальности: проблемы и риски / Е. Н. Гнатик // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. — 2024. — Т. 28, № 1. — С. 168–180.
2. Ивахненко, Е. Н. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? / Е. Н. Ивахненко, В. С. Никольский // Высшее образование в России. — 2023. — Т. 32, № 4. — С. 9–22.
3. Курбанова, З. С. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки / З. С. Курбанова, Н. П. Исмаилова // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – №. 3 (100). – С. 309–311.
4. Масляев, Д. А. Искусственный интеллект в образовании: практические вопросы приложений (на примере Коми республиканской академии государственной службы и управления) / Д. А. Масляев // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы XVI Всерос. науч. конф. (с между- нар. участием), Сыктывкар, 26–28 апреля 2023 г. – Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2023. – С. 354–358. – EDN HZLXEQ
5. Прохорова, М. П. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта / М. П. Прохорова, Т. Е. Лебедева, К. М. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66–4. – С. 235–238.
6. Сысоев, П. В. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? / П. В. Сысоев, Е. М. Филатов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28, № 2. – С. 276–301.
7. Сысоев, П. В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом / П. В. Сысоев // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33, № 2. – С. 31–53. – DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53
8. Якубов, М. С. Анализ и новые тенденции использования нейросетей и искусственного интеллекта в современной системе высшего образования [Электронный ресурс] / М. С. Якубов, Б. А. Ахмедов, Н. Э. Дуйсенов, Ж. Г. Абдураимов // Экономика и социум. — 2021. — № 5– 2 (84), ч. 2. – С. 1148–1162. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-novyetendentsii- ispolzovaniya-neyrosetey-i-iskusstvennogo-intelekta-v-sovremennoy-sisteme-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 18.11.2024 г.).
9. Elkins K., Chun J. Can GPT-3 Pass a Writer’s Turing Test? // Journal of Cultural Analytics. 2020. – Vol. 5. № 2. – P. 1–16. – Режим доступа: URL: https://culturalanalytics.org/article/17212- can-gpt-3-pass-a-writer-s-turing-test (accessed: 21.12.2022), https://doi.org/10.22148/001c.17212
10. Gao C. A., Howard F.M., Markov N.S. et al. Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to original abstracts using an artificial intelligence output detector, plagiarism detector, and blinded human reviewers // bioRxiv. – 2022. – P. 1–18. – Режим доступа: URL: https: //www.biorxiv.org/content/10.1101/2022.12.23.521610v1.full (accessed: 21.12.2022), https: //doi.org/ 10.1101/2022.12.23.521610
11. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and Cheating. Ensuring academic integrityin the era of ChatGPT // EdArXiv. – 2023. – P. 1–11. – Режим доступа: URL: https://edarxiv. org/mrz8h/ (accessed: 29.03.2023), https://doi.org/10.35542/osf.io/mrz8h
12. Nassim, D. Plagiarism in the age of massive Generative Pre-trained Transformers (GPT-3) // Ethics in Science and Environmental Politics. – 2021. – Vol. 21. – P. 17–23. – Режим доступа: https://doi.org/10.3354/esep00195
13. Halaweh, M. ChatGPT in education: Strategies for responsible // Contemporary Educational Technology. – 2023. – Vol. 15. – № 2. – P. 1–11. – Режим доступа: URL: https://www.cedtech.net/ article/chatgpt-in-education-strategies-forresponsible-implementation-13036 (accessed: 24.03.2023), https://doi.org/10.30935/cedtech/13036.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях стремительного развития технологий и возрастающих требований к профессиональной подготовке инженеров, формирование исследовательской культуры студентов становится одной из ключевых задач высшего образования. Данная статья посвящена исследованию роли студенческого конструкторского бюро в формировании исследовательской культуры будущих инженеров. Рассматриваются три ключевых педагогических направления деятельности студенческого конструкторского бюро: регулятивное, ориентационное и проективное. Регулятивное направление связано с адаптацией образовательного процесса к современным требованиям инженерной отрасли, включая обновление учебных программ и интеграцию практико-ориентированных методик в специальные инженерные дисциплины. Ориентационное направление нацелено на развитие у студентов интереса к исследовательской деятельности и к работе над реальными инженерными проектами. Проективное направление предполагает трансляцию студенческих разработок в будущую профессиональную среду. В статье приводятся данные исследований, подтверждающие эффективность деятельности студенческого конструкторского бюро в повышении мотивации студентов к осуществлению исследовательской деятельности, их профессиональной подготовки и интеграции в научное сообщество. Делается вывод о значимости студенческого конструкторского бюро как образовательной платформы, способствующей подготовке высококвалифицированных инженеров, готовых к решению сложных и актуальных инженерных задач.
Проведено исследование представлений будущих учителей о значимости профессиональной мобильности и путях ее формирования. Мобильность будущего учителя рассматривается как фактор конкурентоспособности личности, определяющий ее адаптированность к меняющемуся миру. Мобильность учителя обусловливает не только его собственные жизненные и профессиональные перспективы, но и выступает прогностическим потенциалом повышения качества образования обучающихся. Факторами развития профессиональной мобильности являются умения быстро осваивать новые педагогические компетенции и быть готовым их применять; осознанно повышать свою квалификацию; быстро осваивать новые методики, техники и технологии, использовать их в инновационных процессах педагогической деятельности; готовность быстро освоить новые виды профессиональной деятельности, сменить профессию; владеть нормативно-правовой базой знаний и умений; быстро адаптироваться к новым условиям работы, к новому виду деятельности, к межличностным отношениям на работе; владение обобщенными и транспрофессиональными навыками, компетенциями.
В статье представлены результаты исследования мотивированности к обучению студентов 3–5 курса фармацевтического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. По результатам обезличенного опроса установлена взаимосвязь мотивированности и уровня школьной подготовки по результатам ЕГЭ.
Статья посвящена проблемам эффективного преподавания математики на специальностях СПО. Базовый уровень подготовки студентов по математике, поступающих на СПО, остается стабильно низким, а в ряде случаев планомерно ухудшается. Необходима адаптация учебных курсов с учетом уровня подготовки студентов и соответствия требованиям ФГОС. В качестве решения авторами предлагается внедрение дифференцированного подхода к обучению математики в комплексе с межпредметными связями с профессиональными дисциплинами. При этом важно учитывать изначально низкую мотивацию и разный уровень подготовки студентов. Для достижения необходимых результатов в изучении математики студентами СПО целесообразно использовать в составе учебных курсов практические примеры применения знаний как в рамках основной программы, так и при самостоятельном изучении литературы и онлайнресурсов. Рекомендуется также предусмотреть дополнительные задания для самостоятельной работы и стимулировать самообразование студентов. Также повысить качество обучения позволяют грамотно организованные учебные электронные курсы. Авторами разработаны примеры таких заданий, которые могут быть использованы как в составе электронного курса, так и в виде классического раздаточного материала. Практический опыт показывает, что студенты успешно выполняют эти задания, что способствует лучшему освоению специальных дисциплин.
Курс включает пять модулей, реализуется на российской LMS платформе «Skillspace» и направлен на комплексную подготовку учащихся к участию в проектных конкурсах различного уровня. Первый модуль раскрывает базовые понятия и виды проектной деятельности. Второй модуль состоит из двух частей – практической работы над реализацией проектов или исследований. Третий модуль посвящен отработке навыков презентации проектов и подготовки к оценке конкурсными комиссиями. Также курс содержит теоретические и практические материалы по оформлению работ. Заключительный модуль направлен на построение персональных образовательных траекторий слушателей в сфере проектной деятельности. Курс имеет модульную структуру, что позволяет эффективно комбинировать теорию и практику, а также адаптировать содержание под разный уровень подготовки учеников.
Данная статья нацелена на анализ методических подходов и педагогического потенциала представленного курса в развитии навыков проектной и исследовательской деятельности школьников и студентов. Для анализа использовались показатели COR, CSI, CSAT. Курс «Путь к большим вызовам» может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях в качестве инструмента для развития проектных компетенций учащихся.
В статье особое внимание уделено адаптации студентов к современным форматам занятий за счет технологий геймификации. Объективная необходимость использования инновационной технологии обучения обусловлена перестройкой мышления молодежи и потенциалом игровых механик. Автор акцентирует внимание на особенностях технологий геймификации в получении профессиональных навыков. В статье выявлены специфические особенности применения различных элементов игровых технологий, исследуется влияние игровых элементов и стратегических игр на когнитивные способности, такие как аналитическое мышление и планирование. Автор рассматривает геймификацию как способ повышения мотивации и вовлеченности в обучении, что способствует личностному развитию обучаемых.
Статья посвящена исследованию возможностей повышения эффективности изучения истории России иностранными студентами. Сформулированы социокультурные особенности туркменских студентов. Проанализированы плюсы и минусы изучения истории в группах студентов из разных стран. Сделан вывод, что при невысоком языковом барьере предпочтительна работа в группах, включающих студентов с различным культурным фоном. При невозможности такого взаимодействия необходимо учитывать национальные и социокультурные особенности студентов. Показано, что использование кросс-культурного подхода, применение интерактивных методов, современных информационных технологий, использование возможностей социально-культурной среды города и, в целом, контекста обучения будет способствовать формированию необходимых компетенций иностранных студентов.
В статье, продолжающей публикации автора по актуальным проблемам методики обучения обществознанию, рассматривается повышение учебной мотивации школьников в ходе обучения обществознанию средствами информационных технологий. Анализируются противоречия использования информационных технологий, а также эффективные методические приемы их реализации в обучении обществознанию. Автор подчеркивает, что формирование информационной культуры школьников является одним из важнейших элементов функциональной грамотности.
Статья рассматривает роль социальных сетей в процессе трансформации исторической памяти. Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ новых медиа, таких как доступность разных форм коммуникации и увеличение доступности к объемам исторических источников, сети формируют нестабильную цифровую среду, которая может быть использована для формирования деструктивного восприятия исторической памяти. Рисками сетевого пространства выступают сегментация пользователей, слабый контроль государства и возможность контроля иностранными политическими субъектами, а также снижение роли представителей профессиональных сообществ. Трансформация исторической памяти происходит в несколько этапов: сегментация единого исторического пространства; акцент на недостатках существующих национальных исторических нарративов; создание и замещение исторической памяти государственными институтами. Помимо процессов деконструкции исторической памяти, параллельно для части общества обесценивается необходимость сохранения исторического знания как необходимого условия существования и развития народа и государства. В новых условиях цифровой эпохи необходима модернизация имеющихся подходов к сохранению и защите исторического прошлого с учетом новых вызовов, что в рамках текущей геополитической ситуации напрямую связано с сохранением суверенитета страны.
В статье анализируются результаты социологического исследования, направленного на осмысление роли преподавателей вуза в условиях продолжения специальной военной операции. Представлены результаты опроса студентов Курского государственного аграрного университета имени И. И. Иванова – приграничного вуза, на базе которого действует крупнейший в регионе пункт временного размещения жителей, отселенных из захваченных в результате вражеского вторжения территорий. Выявлены предпочтительные формы поддержки, которые студенты ожидают от преподавателя в новых условиях. Определены качества, которые студенты считают важнейшими для профессорско-преподавательского состава в обстановке повышенного напряжения и тревожности (выдержка, уверенность, эмоциональная стабильность, способность адаптироваться к изменениям и оказывать психологическую поддержку). В числе ожиданий студенческой молодежи – сохранение высокого уровня организации учебного процесса, запрос на обсуждение карьерных перспектив и адаптацию к рынку труда в новых условиях. Подавляющее большинство опрошенных отметило важность патриотического воспитания, которое выступает как инструмент формирования гражданской ответственности и национального самосознания.
В статье рассматривается одно из основных предназначений современного преподавателя – просветительская деятельность в контексте социальной миссии университета. В ходе исследования был применен эмпирический подход к сбору и систематизации данных, связанных с лексикографическим анализом понятий «просвещение» и «просветительская деятельность», изучены документы их правового регулирования.
Для рассмотрения понятия «просвещение» как некой прогрессивной социальной миссии, имеющей своей целью или результатом распространение передовых идей и знаний, автор употребляет термин «просветительство или «просветительская деятельность», а субъект данной активности называет «просветителем». Делается вывод о том, что главной ценностью университетского преподавателя как лектора-просветителя является академичность, достоверность и непредвзятость его знания. К числу сущностных характеристик просветительской деятельности можно отнести комплементарность действий лектора и слушателей лектория; диалоговый режим, формирование и развитие ценностных начал, выход за рамки аудиторной деятельности и охват внешней целевой аудитории. В качестве примера просветительской деятельности приводится работа просветительской площадки Волгоградского регионального отделения Российского общества «Знание» в городе Камышине на базе Камышинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Статья рассматривает пациентоориентированность в современной медицинской культуре и российском обществе. Основным методом эмпирического исследования выступил контент-анализ. Корпус исследования составили научные статьи и тексты СМИ, посвященные пациентоориентированности. Особое внимание уделено дефинициям термина. Проведен опрос практикующих врачей. Исследователи отмечают несовпадение акцентов в репрезентации концепта в научных текстах и текстах Интернет-СМИ. В первом типе источника материала наблюдается фокусировка на организации помощи пациенту в государственных учреждениях. Во втором типе источников речь идет преимущественно об услугах в частных клиниках и ценностных признаках концепта – вежливости, уважении, дружелюбии и взаимопонимании. Опрос врачей подтвердил то, что пациент является центром рассматриваемой модели взаимодействия. Вместе с тем удалось выявить дифференциацию в понимании пациентоориентированности разными поколениями врачей. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что концепт «пациентоориентированность» в медицинской культуре и российском обществе в целом находится на этапе формирования.
В статье представлены результаты анализа ценностных ориентиров клинических ординаторов, принимавших участие в ликвидационных мероприятиях последствий чрезвычайной ситуации биологосоциального характера на примере пандемии COVID-19. Методом социологического опроса получены данные, согласно которым ранжированы значимые моральные ценности в условиях чрезвычайной ситуации: «терпеливость» (78,5 %), «добросовестность» (73,1%) и «человечность» (75,8 %), «сострадание» (54,3 %), «отзывчивость» (52,2 %) и «толерантность» (48,9 %), «честность» (47,3%) и «чувство долга» (48,9 %), «доброта» (34,4 %), «милосердие» (32,8%), «благородство» (18,8 %) и «самопожертвование» (16,1 %). Сделан вывод о том, что духовно-нравственный аспект культуры врача – многокомпонентная структура и складывается из моральных и профессиональных ценностей, трансформирующихся под воздействием внешних факторов, личностных качеств, идеалов, паттернов и традиций.
В статье описывается опыт Волгоградского музыкального театра по привлечению молодежи в театр. Описаны результаты анализа мотивации и посещаемости спектаклей держателями Пушкинской карты. Проведен анализ репертуарной политики театра в контексте создания спектаклей на основе литературной классики из школьной программы по литературе.
статье приведены результаты исследования межкультурной чувствительности в научной среде. Межкультурная чувствительность является неотъемлемым элементом эффективного межкультурного взаимодействия. Эмпирическое исследование проведено с использованием методики ICSI (Intercultural Sensitivity Inventory), в рамках которой выделяется пять шкал межкультурной чувствительности: вовлеченность во взаимодействие, уважение культурных различий, уверенность во взаимодействии, удовольствие от обще-ния, внимание к взаимодействию. Описаны этапы и результаты эмпирического исследования. Сформулированы выводы об особенностях межкультурной чувствительности для этнокультурных целевых сегментов белорусов, казахов, армян и кыргызов; о необходимости адаптации рекламно-информационных материалов научной организации под культурные особенности и предпочтения разных целевых групп.
Издательство
- Издательство
- ВолгГТУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- Юр. адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- ФИО
- Навроцкий Александр Валентинович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@vstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2248115
- Сайт
- https://vstu.ru