Публикация представляет первый перевод на русский язык жития святого Беуно (Buchedd Beuno) — одного из наиболее почитаемых местночтимых праведников средневекового Уэльса. Житие дополнено подробным историческим комментарием, а также вступительной статьей, повествующей об истории культа святого Беуно — от наиболее ранних упоминаний в письменных источниках до постепенного угасания в Позднем Средневековье, а также традиции бытования текста жития. В завершение автор описывает историю предшествующих изданий рассматриваемого текста.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15829/2686-973X-2025-194
Представленные в вышеперечисленных рукописях копии жития св. Беуно, за исключением редких лакун и фонетических расхождений, чрезвычайно близки друг к другу. Нам неизвестны рукописи или отдельные тексты, свидетельствующие в пользу существования другой редакции жития. Напротив, мы видим, как перевод, представленный в “Книге Анахорета”, стремительно распространялся до нач. XV в., когда подавление выступления Оуайна Глиндура — последнего крупного восстания в истории Уэльса, привело к спаду в работе скрипториев.
Список литературы
1. Baring- Gould, Fisher 1907 - Baring- Gould, S. and Fisher, J. (1907). The Lives of the British Saints: The Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. Vol. I. C. J. Clark, London, UK. 343 p.
2. Baring- Gould, Fisher 1911 - Baring- Gould, S. and Fisher, J. (1911). The Lives of the British Saints: The Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. Vol. III. C. J. Clark, London, UK. 509 p.
3. Baring- Gould, Fisher 1913 - Baring- Gould, S. and Fisher, J. (1913). The Lives of the British Saints: The Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. Vol. IV. C. J. Clark, London, UK. 480 p.
4. Bartrum 1959 - Bartrum, P. C. (1959). Late additions to “Bonedd y saint”. Transactions of the Honourable Society of Cummrodoryon, 76-98.
5. Blair 2005 - Blair, J. (2005). The Church in Anglo- Saxon society. Oxford University Press, Oxford, UK. 604 p.
6. Brown 2003 - Brown, A. (2003). Church and Society in England 1000-1500. Palgrave Macmillan, Basingstoke and New York, UK. 253 p.
7. Charles- Edwards 2013 - Charles- Edwards, T. M. (2013). Wales and the Britons 350-1064. Oxford University Press, Oxford, UK. 795 p.
8. Constable 1996 - Constable, G. (1996). The Reformation of the Twelfth Century. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 411 p.
9. Conway Davies 1946 - Conway Davies, J. (ed.) (1946). Episcopal Acts and Cognate Documents relating to Welsh Dioceses, 1066-1272. Vol. I. Historical Society of the Church in Wales, Cardiff, UK. 413 p.
10. Davies 2008 - Davies, J. R. (2008). Aspects of Church Reform in Wales, c. 1093-c. 1223 in Lewis, C (ed.), Anglo- Norman Studies 30: Proceedings of the Battle Conference 2007. Boydell and Brewer, Woodbridge, UK. 85-99.
11. Edwards 2010 - Edwards, E. (2010). Libraries and Founders of Libraries. Cambridge University Press, New York, USA. 503 p.
12. Evans 1959 - Evans, D. S. (ed.) (1959). Buched Dewi. Gwasg Prifysgol Cymru, Caerdydd, UK. 76 p.
13. Evans 1899 - Evans, J. G. (1899). Report on Manuscripts in the Welsh Language. Vol. 1. Part. 2. Eyre and Spottiswoode, London, UK. 709 p.
14. Gransden 1974 - Gransden, A. (1974). Historical writing in England c. 550 - c. 1307. Routledge & Kegan Paul, London, UK. 610 p.
15. Guy 2020 - Guy, B. (2020). Medieval Welsh Genealogy: An Introduction and Textual Study. The Boydell Press, Woodbridge, UK. 545 p.
16. Huws 2000 - Huws, D. (2000). Medieval Welsh Manuscripts. University of Wales Press, Cardiff and Aberystwyth, UK. 320 p.
17. Lloyd 1911 - Lloyd J. E. (1911). A History of Wales from the Earliest Times to the Edwardian Conquest. Vol. I. Longmans, Green and Co, London, UK. 356 p.
18. Lloyd 1912 - Lloyd J. E. (1912). A History of Wales from the Earliest Times to the Edwardian Conquest. Vol. II. Longmans, Green and Co, London, UK. 815 p.
19. Loyn 2014 - Loyn, H. R. (2014). The English Church, 940-1154. Routledge, London and New York, UK. 212 p.
20. Miller 1979 - Miller, M. (1979). The saints of Gwynedd. Boydell and Brewer, Woodbridge, UK. 148 p.
21. Pryce 2001 - Pryce, H. (2001). British or Welsh? National Identity in Twelfth- Century Wales. The English Historical Review, 116 (468), 775-801.
22. Rees 1972 - Rees, W. (1972). An Historical Atlas of Wales: From Early to Modern Times. Faber and Faber, London, UK. 145 p.
23. Roberts 1967 - Roberts, B. (1967). Un o lawysgrifau Hopcyn ab Tomas o Ynys Dawe. Bulletin for the Board of Celtic Studies, 22, 223-227.
24. Sims- Williams 1996 - Sims- Williams, P. (1996). Edward IV’s confirmation charter for Clynnog Fawr in Richmond, C. and Harvey, I. (ed.), Recognitions: essays presented to Edmund Fryde. National Library of Wales, Aberystwyth, UK. 229-241.
25. Sims- Williams 2001 - Sims- Williams, P. (2001). Clas Beuno and the Four Branches of the Mabinogi in Maier, B., Zimmer, S. and Batke, C. (ed.), 150 Jahre “Mabinogion” - deutsch- walisische Kulturbeziehungen. Niemeyer, Tübingen, Deutschland. 111-127.
26. Southern 1966 - Southern, R. W. (1966). Saint Anselm and his biographer. A study of monastic life and thought 1059-c.1130. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 389 p.
27. Southern 1973 - Southern, R. W. (1973). Presidential address: aspects of the European tradition of historical writing: 4. The sense of the past. Transactions of the Royal historical society, 23, 243-263.
28. Tibbot 1943 - Tibbot, G. (1943). A Brief History of the Hengwrt- Peniarth Collection. Handlist of Manuscripts in the National Library of Wales, 1, i-xiv.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена изучению роли просвещенного художника, академика живописи К. П. Степанова (1854–1910) в сохранении традиций древнерусской живописи. По его личной инициативе была создана иконописная палата при Донском монастыре, где изначально обучали молодых художников из владимирских иконописных сел. Эта школа церковной живописи была создана на проценты в размере 100 тыс. руб. благотворительного капитала рода Селезнёвых, вложенных на помин души статского советника Н. Д. Селезнёва. Школа была открыта в сентябре 1908 г. на Остоженке, в здании Совета детских приютов, где работал Селезнёв, пригласивший известных иконописцев, и уже первые ученики успешно выполнили ряд престижных заказов.
Редакционная статья для выпуска журнала “Том 6, № 2”
В статье рассматриваются отношения между Элладской Православной Церковью и Римско-католической церковью в 2001–2006 гг. Особенное внимание уделяется анализу характера и обстоятельств визита Иоанна Павла II в Афины в мае 2001 г. и архиепископа Афинского Христодула (Параскеваидиса) в Ватикан в декабре 2006 г. Среди декларируемых целей и основных направлений взаимодействия Церквей в указанные годы отмечаются: поиск и защита духовных корней единой европейской цивилизации, совместное противостояние общим угрозам человечеству в начале XXI в., сотрудничество в образовательной, научной и культурной сфере. Делается вывод о расширении контактов между двумя Церквами в рассматриваемый период, несмотря на сохранение ряда проблемных вопросов в межцерковных отношениях.
Целью статьи является исследование малоизученных страниц в истории получения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.
В статье отмечается роль советского и чехословацкого правительств в препятствии признания Кипрской Архиепископией автокефалии Православной Церкви в Чехословакии в 1951 г. Дается оценка усилиям предстоятелей Православной Церкви в Чехословакии, а также патриарха Алексия (Симанского) убедить архиепископа Кипрского Макария (Макариоса) признать автокефалию Православной Церкви в Чехословакии. Результаты исследования могут быть использованы для изучения межцерковных отношений между Кипрской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, а также роли архиепископа Макария в мировом православии в XX в.
В статье рассмотрены причины трансформации ряда этнически ирландских святых в шотландцев в трактате об англо-шотландской унии, написанном шотландским юристом Томасом Крейгом. Доказывается, что этот ход не изобретение автора, а дань устоявшейся традиции в шотландском историописании c XIV в. Делается вывод, что обращение Крейга к истории Кельтской церкви обусловлено влиянием Реформации и протестантской идеи объединенной Великобритании.
Статья посвящена историческому обзору переводов Библии на валлийский язык и их влиянию на формирование национальной идентичности Уэльса в контексте религиозных, политических и социальных изменений. Начиная с предположительных ранних переводов XII–XIII вв., статья прослеживает ключевые этапы развития переводческой традиции, уделяя особое внимание первым полным протестантским переводам Уильяма Сэйлсбери (1567) и Уильяма Моргана (1588). Эти переводы не только заложили основы литературного валлийского языка, но и стали инструментом сохранения национальной культуры в условиях английского доминирования. В статье рассматривается роль валлийских библейских переводов в борьбе против ассимиляции, их значение в эпоху индустриализации и культурных трансформаций XIX–XX вв., а также современные адаптации, отражающие актуальные тенденции в развитии языка и религиозности.
Новизна работы заключается в комплексном охвате всей истории валлийского библейского перевода, включая ранее не изучавшиеся диалектные и упрощённые версии XX–XXI вв.
Результаты подтверждают, что переводы Библии на валлийский язык служили не только религиозным, но и политико- и социокультурным целям, в итоге поспособствовав развитию и укреплению национального самосознания.
В статье рассматривается образ святого Мак Ниссе — легендарного сподвижника святого Патрика. Подробно проанализирована его генеалогия и образ в “Трёхчастном житии” святого Патрика. Статья сопровождается переводом позднего латинского жития Мак Ниссе, ранее не переводившегося.
Издательство
- Издательство
- Силицея-Полиграф
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Каширское ш., 24
- Юр. адрес
- Каширское ш., 24
- ФИО
- Боброва Елена Анатольевна (Руководитель)
- Контактный телефон
- +7 (985) 768-43-18