Способность к формированию конструктивных межличностных отношений крайне важна для будущих психологов. Теоретический анализ. Рассматривается генезис развития теории привязанности и концепции межличностной зависимости. Эмпирический анализ.
Цель: изучить соотношение между типами привязанности в детстве к родителям и во взрослом возрасте устудентов-психологов. Гипотеза: студенты, характеризующиеся ненадежной привязанностью к родителям в детстве, проявляют ненадежную привязанность и склонность к межличностной зависимости во взрослом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: проективная методика «Пространство Дерева и Света» К. Адамс(адаптация М. А. Одинцовой, Д. В. Лубовского, Е. С. Гусаровой, П. А. Ивановой); методика «Тест на тип привязанности» Э. Чен; опросник межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной). Выявлено, что у большинства испытуемых была сформирована надежная привязанность к родителям. Студентов с надежной привязанностью в межличностных отношениях на настоящий момент также больше, чем студентов с ненадежной привязанностью. Однако значительная часть студентов-психологов имеют склонность к межличностной зависимости.
Заключение. Установлено, что у группы студентов с ненадежным типом привязанности в детстве более высокие показатели тревожного типа привязанности к партнеру на данный момент по сравнению со студентами с надежной привязанностью в детстве. Показатели неуверенности в себе также выше у студентов с ненадежным типом привязанности в детстве.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования данной темы обусловлена необходимостью глубокого понимания факторов, влияющих на специфику межличностных отношений будущих психологов. Это позволит не только лучше понять самих студентов, но и разработать эффективные программы поддержки и развития, направленные на повышение уровня их межличностных навыков, самооценки. Способность к образованию надежной привязанности, отсутствие проекций, связанных с неконструктивными типами привязанностей, межличностной зависимостью будут способствовать повышению качества работы специалиста.
Список литературы
1. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старовойтова. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 232 с. EDN: QXILLP
2. Ainsworth M. D. S. Attachment as related to motherinfant interaction // Advances in the Study of Behavior. 1979. Vol. 9. P. 1-51.
3. Main M., Hesse E., Kaplan N. Predictability of attachment behavior and representational processes at 1, 6, and 18 years of age: The Berkeley Longitudinal Study / eds. K. E. Grossmann, K. Grossmann, E. Waters. Attachment from Infancy to Adulthood. New York: Guilford Press, 2005. P. 245-304.
4. Hazan C., Shaver P. R. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 3. P. 511-524.
5. Bartholomew K. J. Avoidance of Intimacy: An Attachment Perspective // Journal of Social and Personal Relationships. 1990. № 7. P. 147-178. EDN: JPWKDZ
6. Waters H. S., Waters E. The attachment working models concept: Among other things, we build script-like representations of secure base experiences // Attachment & Human Development. 2006. № 3. P. 185-197. DOI: 10.1080/14616730600856016
7. Robert M. A. Hirschfeld, Gerald L. Klerman, Harrison G. Gouch, James Barrett, Sheldon J. Korchin, Paul Chodoff. A Measure of Interpersonal Dependency // Journal of Personality Assessment. 1977. Vol. 41, iss. 6. P. 610-618. DOI: 10.1207/s15327752jpa4106_6
8. Круглова Е. В. Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 3. С. 127-131. EDN: MUJVOD
9. Bretherton I. Attachment theory: Retrospect and prospect // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1985. Vol. 50, № 1/2. P. 3-35.
10. Маркушонок О. В. Привязанность как базовый элемент любви ребенка к родителю // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 2. С. 98-102. EDN: NRDHEP
11. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. М.: Класс, 2002. 224 с.
12. Короленко Ц. П., Шпикс Т. А. Аддиктивный спектр психических нарушений. Компоненты преаддиктивных состояний // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. № 5. С. 26. EDN: VDVALD
13. Макушина О. П. Опросник межличностной зависимости. Р. Гиршфильд. Адаптация О. П. Макушиной // Психология общения: Энциклопедический словарь / Учреждение Российская академия образования “Психологический институт”. М.: ООО “Когито-Центр”, 2011. 530 с. EDN: WOLDLN
14. Bornstein R. F. Healthy Dependency: Leaning on Others Without Losing Yourself. New York: Newmarket Press, 2003. 269 p.
15. Каменский П. И. Предикторы межличностной зависимости в близких отношениях: дис.... канд. психол. наук. Кострома, 2020. 154 с. EDN: EFDQAA
16. Сергеева М. А., Фурси Л. Ф. Привязанность к родителям как фактор супружеских отношений у женщин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 6-1. С. 256-262. ,. DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.260 EDN: VEPRPV
17. Кулиева Е. В. Травмированная психическая привязанность - ее влияние на любовь в межличностных отношениях с точки зрения детской ранней травмы // Антология Российской психотерапии и психологии: Сетевое научно-практическое издание. II Всемирный Конгресс русскоязычных психотерапевтов и психологов (Москва, 02-06 ноября 2023 г.). М.: Общероссийская общественная организация “Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига”, 2023. С. 264. URL: https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/ antologiya-v12-2023.pdf#page=264 (дата обращения: 25.01.2025). DOI: 10.54775/PPL.2023.72.15.002 EDN: SCZLHA
18. Улейская М. В. Привязанность к матери в детстве как фактор привязанности к романтическому партнеру у молодых женщин // Семья в современном мире: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Курск, 18-19 мая 2017 г.) / под ред. В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина, Т. Д. Василенко. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. С. 351-355. ,. DOI: 10.17759/cpse.2020090109 EDN: ZMUSAT
19. Одинцова М. А., Лубовский Д. В., Гусарова Е. С., Иванова П. А. Проективная методика “Пространство дерева и света” как навигатор по детскому опыту отношений в родительской семье у взрослых // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 3. С. 68-91. ,. DOI: 10.17759/cpp.2022300305 EDN: SMZHAU
20. Чен Э. Теория привязанности. Эффективные практики, которые помогут построить прочные отношения с близкими и партнером. М.: Издательство “Бомбора”, 2021. 176 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Современное школьное образование претерпевает обновление, которое требует от учителя новых умений. Противоречие между необходимостью владения учителем рядом профессиональных компетенций и недостаточной их сформированностью определяет заявку к системе дополнительного профобразования на дальнейшее становление профессиональной субъектности учителя, создающей условия для устранения профессиональных затруднений. Целью нашего исследования становится исследование развития профессиональной субъектности учителя. Ведущими методами – анализ литературы и педагогический эксперимент. Теоретический анализ. Проведение теоретического анализа позволило сделать вывод о существовании разных научных взглядов на профессиональную субъектность: как на специфическую способность личности проектировать, реализовывать, оценивать собственную деятельность, как на инструмент адаптации личности к профессии через образование и самообразование, как на систему умений по профессиональному саморазвитию, саморегуляции человека. Эмпирический анализ. В рамках эмпирического анализа, педагогического эксперимента выявлены разные уровни развития профессиональной субъектности учителя. Метод применения системы творческих заданий позволил сделать вывод о нем как о важном педагогическом условии развития профессиональной субъектности учителя.
Выводы. Развитие профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования эффективно осуществляется при использовании в обучении метода применения системы творческих заданий.
Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся.
Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.
Введение. Важную роль в становлении дошкольной педагогической науки и практики в XIX в. сыграла педагогическая литература. Инструментом, обеспечивающим эффективность воздействия литературы, стала педагогическая библиография, в задачи которой входили систематизация педагогической литературы, ее организация и представление в соответствующих указателях. Таким образом, анализ ее зарождения и развития является важной частью истории дошкольной педагогики. Теоретический анализ. В ходе исследования были раскрыты научно-методические и библиографические условия формирования отечественной библиографии дошкольного воспитания и детства.
Заключение. Раскрыта роль Ф. Н. Медникова в разработке концепции педагогической библиографии и определения в ней места библиографии дошкольного воспитания. Уточнено место библиографии в становлении дошкольного воспитания, дан обзор основных библиографических указателей, выявлено ядро научной и методической литературы по дошкольному воспитанию и намечены пути ее дальнейшего изучения.
Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи.
Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.
Введение. Профессиональные династии являются важной составляющей организационной культуры отечественного здравоохранения. Цель исследования – изучить влияние профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Теоретический анализ. Опираясь на ордерную методологию и исследования династийности в социальных науках предложено и обосновано социально-психологическое определение понятия «профессиональная династия». Теоретически обосновано влияние династийности на формирование субордеров организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Эмпирический анализ. Представлены результаты исследования влияния профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Выявлено, что династийность является основой, на которой формируется достаточно гармоничное, близкое к эталонному, состояние организационной культуры, выражающееся в равномерном распределении субордеров. В семье молодого врача под влиянием родителей и старших родственников формируются духовные мотивы профессиональной деятельности, которые являются более устойчивыми, чем материальные.
Заключение. Династийность оказывает положительное влияние на формирование субордеров организационной культуры в здравоохранении. В медицине на основании экспертного мнения династийность начинается с двух поколений. Врач, воспитанный на примере своего родителя, перенимает ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности, в том числе представления об организационной культуре медицинской организации, и является более готовым к трудностям профессиональной деятельности.
Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).
Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).
Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.
Введение. Вопрос оценки увеличения влияния религии на социокультурные и политические процессы на данный момент является актуальным и обсуждаемым. Существуют как сторонники, так и противники введенного в начале XX века в научный дискурс Юргеном Хабермасом термина «постсекулярное». Проблематика в данном случае заключается в том, что в оценке нуждается не сама возможность существования термина, а оценка проявления процессов десекуляризации в отдельно взятых обществах. Целью работы является выявление отличительных постсекулярных тенденций и их особенностей в социокультурном пространстве России в сравнении с общемировыми тенденциями. Теоретический анализ. В процессе исследовательских действий был использован принцип историзма, на основе которого рассматривались явления, характеризующие процессы секуляризации и десекуляризации и становления постсекулярного общества. Использовались историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы. Новизна исследования заключается в выявлении особого исторического пути секуляризации общества в России с проявлением в последующем отличительных постсекулярных тенденций в современности.
Заключение. В ходе анализа философских и исторических источников установлена непосредственная связь феномена постсекулярности с культурным и научным контекстом эпохи и феноменологической традиции России.
Введение. Конвергенция между наукой о мозге и технологиями искусственного интеллекта делает актуальным вопрос об отношении между человеческим мышлением и системами искусственного интеллекта. Теоретический анализ. Формирование искусственного и естественного интеллектов совершается в противоположных векторах. В первом случае формирование мыслительных операций идет по логике интеграции. Дискретные единицы нижнего уровня, «слова» компьютерного языка, объединяются в более крупные единицы высшего уровня – блоки. Во втором случае развитие мыслительных операций, наоборот, совершается по логике дифференциации. Изначальное синкретическое единство мыслеобразов разделяется на дискретные единицы – слова с определенными значениями. Сходная логика: дифференциация синкретического единства на дискретные единицы (а не интеграция дискретных единиц в блоки) отслеживается как в развитии мышления у детей, так и в эволюции языков в истории человечества.
Заключение. В русле эволюционной эпистемологии делается вывод: формирование первоначальных паттернов естественного интеллекта совершается не внутри «аппаратуры» мозга, а в процессе взаимодействия между организмом и внешней средой. Это согласуется с концепцией интенциональности феноменологической философии.
Введение. Развитие цифрового общества как нового этапа социальной эволюции влечет за собой переход на качественно новый уровень, который становится цифровым. Теоретический анализ. Используя коммуникационный подход, авторы обращаются к категории политических коммуникаций для того, чтобы показать роль цифровых технологий в современном функционировании идеологического. Используемый концепт позволяет избежать жесткого противопоставления материального и идеального в функционировании идеологии и вписать производство политического в общий строй социальной коммуникации. Это производство может быть рассмотрено в общем ракурсе социального конструктивизма, с которым генетически связан коммуникационный подход, но с учетом актантной природы цифровых медиа. Идеологическое оказывается тогда обнаруживаемым на уровне обобщения политических смыслов социальной коммуникации, при этом его жанровое выражение подчиняется общей логике гибридизации жанров и форм коммуникации в интернет-пространстве, где когерентность задают транс(сквозь)форматные гипертекствовые связи. В этих условиях проводниками идеологии оказываются малые жанровые интернет-формы, прецедентные феномены, обеспечивающие визуализацию в медиатексте сложных концептов идеологических макронарративов. Такой наиболее характерной формой выступает интернет-мем.
Заключение. Цифровая идеология может быть понята как сетевая система, интегрирующая через цифровые технологии разные уровни политической коммуникации и обеспечивающая свободную конвертацию идеологических смыслов от политических трактатов до интернет-мемов.
Введение. Авторами статьи предпринята попытка обозначить механизмы образования мифологического образа Петра I и закономерности этого процесса; исследованы причины и закономерности проявления взаимосвязи исторического образа Петра I и его мифологических образов, а также осуществлен анализ интерпретаций образа Петра I, определены особенности восприятия его мифологических образов. Теоретический анализ. В работе использовались: метод социальной философии – рефлексия, метод реконструкции, исторический и компаративистский подходы и герменевтический метод. При исследовании вопроса соотношения социальной памяти с мифологической проекцией исторического образа Петра I применялся один из основных подходов изучения социальной памяти – исследование образов прошлого, основанием для применения которого является тот факт, что память по своей сути образна.
Заключение. Исследование причин и закономерностей проявления взаимосвязи исторического образа Петра I и его мифологических образов, а также анализ интерпретаций образа Петра I позволяет сделать вывод о воздействии мифологических образов Петра I на процесс самоидентификации народа, на корреляцию идентичности и формирование ценностной системы.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/