ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Архив статей журнала

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ПОДЧИНЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Авторы: БЕЛЫХ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА, КНЯЗЕВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ

Введение. Проблема изучения дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде является новой для современной психологии и требует анализа теоретических и методологических основ ее исследования. Теоретический анализ. Методология исследования данной проблемы может опираться на междисциплинарный, интегративный, системно-процессуальный, субъектно-деятельностный, когнитивистский и ситуационный подходы с целью изучения как устойчивых психологических детерминант в их интегративном и системном измерении, так и динамических, ситуационных, отражающих механизм возникновения и функционирования дезадаптивной подчиняемости в быстро меняющихся условиях виртуального общения. Заключение. Междисциплинарный подход вносит вклад в изучение разнообразия детерминант проявления дезадаптивной подчиняемости. Интегративный подход позволяет изучить характер интеграции разноуровневых свойств в зависимости от выраженности дезадаптивной подчиняемости. Системно-процессуальный подход открывает возможности для изучения динамики связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, обеспечивающими наличие/отсутствие склонности к дезадаптивному подчинению. Субъектно-деятельностный подход позволяет раскрыть связь между выраженностью субъектности личности, ее видами, выполняемой деятельностью и проявлением дезадаптивной подчиняемости. Когнитивистский подход раскрывает механизм переработки личностью информации, причин существования рациональных/иррациональных установок, степени критичности к ее восприятию и проявления рефлексивности в условиях виртуального взаимодействия. Ситуационный подход акцентирует внимание на изучении условий осуществления интернет-взаимодействия как одной из детерминант дезадаптивной подчиняемости.

Сохранить в закладках
ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ (2025)
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Авторы: Кондрашихина Оксана Александровна

Способность к формированию конструктивных межличностных отношений крайне важна для будущих психологов. Теоретический анализ. Рассматривается генезис развития теории привязанности и концепции межличностной зависимости. Эмпирический анализ.

Цель: изучить соотношение между типами привязанности в детстве к родителям и во взрослом возрасте устудентов-психологов. Гипотеза: студенты, характеризующиеся ненадежной привязанностью к родителям в детстве, проявляют ненадежную привязанность и склонность к межличностной зависимости во взрослом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: проективная методика «Пространство Дерева и Света» К. Адамс(адаптация М. А. Одинцовой, Д. В. Лубовского, Е. С. Гусаровой, П. А. Ивановой); методика «Тест на тип привязанности» Э. Чен; опросник межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной). Выявлено, что у большинства испытуемых была сформирована надежная привязанность к родителям. Студентов с надежной привязанностью в межличностных отношениях на настоящий момент также больше, чем студентов с ненадежной привязанностью. Однако значительная часть студентов-психологов имеют склонность к межличностной зависимости.

Заключение. Установлено, что у группы студентов с ненадежным типом привязанности в детстве более высокие показатели тревожного типа привязанности к партнеру на данный момент по сравнению со студентами с надежной привязанностью в детстве. Показатели неуверенности в себе также выше у студентов с ненадежным типом привязанности в детстве.

Сохранить в закладках