В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.31696/2227-5568-2024-02-009-020
- eLIBRARY ID
- 67226546
Задача Турции во внешнеэкономической политике в XXI в. заключалась в переходе на новый уровень экспортоориентированного развития. Увеличение экспорта планировалось в том числе и за счет его географической диверсификации, которая продолжала являться одним из основных направлений экспортного роста. В период правления Партии справедливости и развития (ПСР) отмечалась значительная географическая активность экспорта, рост числа торговых партнеров и расширение регионов сотрудничества в условиях разнонаправленной внешней политики. При этом вектор сотрудничества наряду с традиционной направленностью приобретал и новую – прежнее лидерство дополнялось и расширялось, в тоже время основная тенденция главенства во внешней торговле сохранялась.
Список литературы
- Волкова С. Торгово-экономические связи Турции с Ираном на современном этапе // Мусульманский мир на исторических рубежах России. Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 5. М., 2017. С. 171-183.
Volkova S. Trade and Economic Relations of Turkey with Iran at the Present Stage // The Muslim World on the Historical Frontiers of Russia. Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Issue 5. M., 2017. Pp. 171-183 (in Russian). - Ulaş D. Uluslararası Pazarlara Giriş Stratejisi Olarak Ortak Girişimler (Joint Venture) ve Türkiye’de Uygulamaları. Ankara, 2003. 223 S.
Ulash D. Joint Ventures as an Entry Strategy into International Sundays (Joint Venture) and Their Applications in Turkey. Ankara, 2003. 223 p. (in Turkish). - Akar G. Ay A. Ürün ve ülke açısından ihracat çeşitlendirmesi: Türkiye üzerinebir değerlendirme // Gümüşhane Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Elektronik Dergisi. 2019. No. 10(1). S. 116-127. URL:https://dergipark.org.tr/tr/pub/gumus/issue/44146/460996(accessed:07.09.2023).Натур.яз.
- Bolat M. Sektör-ülke açısından ihracat çeşitlendirmesi ve ihracatı etkileyen faktörler: Türkiye üzerine bir uygulama // Tarsus Üniversitesi. Lisansüstü eğitim enstitüsü. Tarsus-Mersin-2020. S. 30-37. URL:https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/1545280(accessed:07.12.2023).Натур.яз.
- Hedefpazaradoğruihracat // Milliyet. 12/12/2022. URL:https://www.milliyet.com.tr/ekonomi/hedef-pazara-dogru-ihracat-6840145(accessed:07.12.2023).Натур.яз.
- İhracat Stratejik Planı (2004-2006) kapsamında yapılan çalışmalar // İş Yönetim Sistemi Kitabı. URL:https://e.ogren-sen.com/cografya/1396/index.html?page=2(accessed:17.11.2023).Натур.яз.
- On Birinci Kalkınma Planı (2019-2023) // Türkiye Cumhuriyeti Cumhurbaşkanlığı Strateji ve Bütçe Başkanlığı. URL: https://www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/2021/12/Eleventh_Development_Plan_2019-2023.pdf(accessed:12.12.2023).Натур.яз.
- Onuncu kalkınma planı // Türkiye Büyük Millet Meclisi Başkanlığı. URL:https://www/pbk.tbmm.gov.tr(accessed:07.11.2023).Натур.яз.
- Türkiye ihracatının değüşimi. 2004 yılı gelişmeleri // Türk ekonomi dünyası. İhracat. URL:https://ekonturk.tr.gg/IHRACAT.htm(accessed:27.11.2023).Натур.яз.
-
Uzun vadeli strateji ve sekizinci beş yıllık kalkınma planı 2001-2005 // Strateji ve Bütçe Başkanlığı. URL:http://www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/2018/11/Sekizinci-Be%C5%9F-Y%C4%B1ll%C4%B1k-Kalk%C4%B1nma-Plan%C4%B1-2001-2005.pdf(accessed:22.11.2023).Натур.яз.
-
Ülke gruplarına göre ihracat. 2023 Türkiye ihracat stratejisi ve eylem planı // T. C. Resmi Gazete. 06.2012. URL:http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2012/06/20120613-31-1.pdf(accessed:12.12.2023).Натур.яз.
-
Ülkeleregöreihracat, 2013-2022 (genelticaretsistemi). Ülkeleregöreithalat, 2013- 2022 (genelticaretsistemi) // TürkiyeİstatistikKurumu. URL:http://www.tuik.gov.tr/(accessed:11.11.2023).Натур.яз.
-
Ülkelere göre yıllık ihracat, toplam içindeki payı (%) // TürkiyeİstatistikKurumu. URL:ttps://www.data.tuik.gov.tr/Kategori/GetKategori?p=dis-ticaret-104&dil=1(accessed:13.12.2023).Натур.яз.
-
Yücesan M., Torun M., Kurt S. Döviz kuru değişimlerinin dış ticaret üzerine etkileri: Türkiye'nin yeni dış ticaret pazarları arayışında seçilmiş ülke grupları üzerine ekonometrik bir analiz // Uluslararası Sosyal Araştırmalar Dergisi. Ekim 2017. S. 1289-1291. URL:https://www.researchgate.net/publication/320629766_dovız_kuru_degısımlerının_dıs_tıcaret_uzerıne_etkılerı_turkıye_nın_yenı_dıs_tıcaret_pazarları_arayısında_secılmıs_ulke_grupları_uzerıne_ekonometrık_bır_analız(accessed:07.12.2023).Натур.яз.
-
2023 Türkiye ihracat stratejisi ve eylem plani. Türkiye Cumhuriyeti ekonomi bakanlığı // Güney Marmara Kalkınma Acansı. s. 3-8. URL:https://www.gmka.gov.tr/dokumanlar/yayinlar/2023_Turkiye-ihracat-Stratejisi.pdf(accessed:07.01.2023).Натур.яз.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru