Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.31696/2227-5568-2024-02-063-079
- eLIBRARY ID
- 67226551
Кипрский вопрос на протяжении уже более пятидесяти лет остается одной из насущных проблем во внешней политике Турции. Началом «кипрской проблемы» считается 1974 г., когда турецкое руководство приняло решение о высадке сорокатысячного воинского
контингента на остров, 37% территории которого впоследствии находилось под контролем Турции. Однако реальной датой возникновения проблемы необходимо считать 1956 г., когда Турция официально обвинила греческое правительство в попытках аннексии острова к территории Греции.
Список литературы
-
Васильева Е. А. Кипрский вопрос во внешней политике Турции в период правления ПСР // Внешняя политика Турции в период правления Партии справедливости и развития (2002-2023 гг.). К 100-летию республики: коллективная монография. М.: Институт востоковедения РАН, 2023. С. 156-170.
Vasilyeva E. A. The Cyprus Issue in Türkiye’s Foreign Policy During the Period of the AKP // Turkey’s Foreign Policy during the Reignof the Justice and Development Party (2002-2023). To the 100th Anniversary of the Republic: a collective monograph. Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 2023. Ppp. 156-170 (in Russian). -
Иванова И. И. Турция и кипрский вопрос: напряжение сохраняется // Нестабильность геостратегического пространства на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке: актуальные проблемы. 2018. Выпуск 4. С. 87-100. EDN: CGJHFC
Ivanova I. I. Turkey and the Cyprus İssue: Tension Persists // Instability of the Geostrategic Space in the Near, Middle and Far East: Current Problems. 2018. Issue 4. Pp. 87-100. (in Russian).
-
Субботин И. Власти Кипра намерены дать отпор Эрдогану // Независимая газета. 14.07.2021. URL:https://www.ng.ru/world/2021-07-14/2_8198_cyprus.html(датаобращения:09.02.2024).
-
Эрдоган назвал признание равноправия Северного Кипра путем к новым переговорам по Кипру // ТАСС. 12.06.2023. URL:https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/17989489(датаобращения:10.02.2024).
-
Эрдоган подтвердил свою воинственность на Кипре и в Азербайджане // EADaily. 15.06.2023. URL:https://eadaily.com/ru/news/2023/06/15/erdogan-podtverdil-svoyu-voinstvennost-na-kipre-i-v-azerbaydzhane(датаобращения:19.02.2024).
-
Эрдоган призвал мировое сообщество признать независимость Северного Кипра // ТАСС. 19.09.2023. URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18789029(датаобращения:10.02.2024).
-
Bölünmüş Bir Ada: Kıbrıs Sorunu İçin Sıradaki Adımlar // Crisis Group International. 17.04.2023. URL:https://www.crisisgroup.org/tr/europe-central-asia/western-europemediterranean/cyprus/268-island-divided-next-steps-troubled-cyprus(accessed:12.02.2024).Натур.яз.
-
Deverci M., Efesoy C. KKTC Cumhurbaşkanı Tatar: Egemen eşitliğimiz teyit edilmeden müzakere masasına geçmemiz mümkün değil // Anadolu Ajansı. 25.09.2023. URL:https://www.aa.com.tr/tr/dunya/kktc-cumhurbaskani-tatar-egemen-esitligimiz-teyit-edilmeden-muzakere-masasina-gecmemiz-mumkun-degil/3000769(accessed:12.02.2024).Натур.яз.
-
Işıksal H. GÖRÜŞ- 40 yıllık varlık mücadelesi: KKTC dimdik ayakta // Anadolu Ajansı. 15.11.2023. URL:https://www.aa.com.tr/tr/analiz/gorus-40-yillik-varlik-mucadelesi-kktc-dimdik-ayakta/3054017(accessed:12.02.2024).Натур.яз.
-
KKTC Cumhurbaşkanı Ersin Tatar Gaziantep'te // T. C. Gaziantep Valiliği. 26.11.2022. URL:http://www.gaziantep.gov.tr/kktc-cumhurbaskani-ersin-tatar-gaziantepte(accessed:15.02.2024).Натур.яз.
-
Kohen S. Yeni Kıbrıs gerçeği // Milliyet. 17.11.2020. URL:https://www.milliyet.com.tr/yazarlar/sami-kohen/yeni-kibris-gercegi-6356404(accessed:12.02.2024).Натур.яз.
-
Kuloğlu A. Türk Devletleri Teşkilatı güçleniyor// Yeniçağ gazetesi. 31.03.2023(a). URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/turk-devletleri-teskilati-gucleniyor-648046h.htm(accessed:18.02.2024).Натур.яз.
-
Kuloğlu A. Kıbrıs politikamızı bozma girişimleri // Yeniçağ gazetesi. 26.05.2023(b). URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/kibris-politikamizi-bozma-girisimleri-669479h.htm(accessed:10.02.2024).Натур.яз.
-
Kuloğlu A. Seçim sonrası dış politika // Yeniçağ gazetesi. 02.06.2023(c). URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/secim-sonrasi-dis-politika-671956h.htm(accessed:10.02.2024).Натур.яз.
-
Öcal H. Sürpriz ne? // Milliyet. 19.07.2021. URL:https://www.milliyet.com.tr/yazarlar/hakki-ocal/surpriz-ne-6556020(accessed:15.02.2024).Натур.яз.
-
Yusuf H. M. KKTC'yi tanımaya hazır birçok ülke vardır! // Yeniçağ gazetesi. 08.12.2022(a). URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/kktcyi-tanimaya-hazir-bircok-ulke-vardir-605470h.htm(accessed:20.02.2024).Натур.яз.
-
Yusuf H. M. 2023 KKTC'nin tanınma yılı ilan edilmeli // Yeniçağ gazetesi. 29.12.2022(b). URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/2023-kktcnin-taninma-yiliilan-edilmeli-612829h.htm(accessed:20.02.2024).Натур.яз.
-
Yusuf H. M. KKTС tanınmadan müzakere olmaz! // Yeniçağ gazetesi. 15.06.2023. URL:https://www.yenicaggazetesi.com.tr/kktc-taninmadan-muzakere-olmaz-676660h.htm(accessed:21.02.2024).Натур.яз.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru