В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
Идентификаторы и классификаторы
Еще в период «крымской весны» Турция официально признала территориальную целостность Украины. После начала специальной военной операции министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу 25 февраля 2022 г. подтвердил неприятие Анкарой военной операции России на Украине. 1 марта Турция, применив ст. 19 конвенции Монтрё 1936 г. (далее – КМ-36) 1, закрыла проход через Босфор и Дарданеллы военным кораблям (далее ВКР – А.Б.) России и Украины, составив исключение в случае возвращения в порт основной стоянки. 28 февраля эта мера распространилась на все прибрежные и не прибрежные
страны. 24 апреля Турция закрыла воздушное пространство страны для российских военных и гражданских самолетов, которые направлялись в Сирию [В России…, 2022]. Несмотря на это, агентство Reuters сделало вывод, что в Турции верх взяли те политические и военные силы, которые уверены в том, что для Турции «обязательства по конвенции Монтрё приоритетны по сравнению с союзническими обязательствами перед НАТО» [Тарасов…, 2022]. В Министерстве национальной обороны Турции заявили, что Анкара будет твердо придерживаться конвенции Монтрё [Turkey has ruled out…, 2022]. Таким образом, как член НАТО Турция могла бы в нарушение КМ-36 разрешить пребывание в Черном море военных кораблей Альянса без ограничений. Однако этого не происходит, и, по заявлениям турецких лидеров, Турция и далее будет следовать
положениям конвенции 1936 г. [Белякова, 2015, c. 15]. По мнению российского эксперта Александра Васильева, с началом специальной военной операции Турция продемонстрировала ответственный подход к безопасности в Черноморском регионе, закрыв проливы для всех военных кораблей [Васильев, 2023]. При этом, по словам другого эксперта – Павла Шлыкова, Анкара предпочитает дистанцироваться от союзников по НАТО, действия которых могут спровоцировать рост напряженности в регионе. Тем самым контроль над черноморскими проливами позволяет Анкаре преодолевать структурные ограничения и выступать в более высокой весовой категории [Шлыков, 2023].
Список литературы
-
Белякова Н. С. Роль и место Черноморского региона во внешней политике Турецкой Республики на современном этапе. Специальность 23.00.04 - “Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2015. 22 с. EDN: VHDHCJ
Belyakova N. S. The role and place of the Black Sea region in the foreign policy of the Turkish Republic at the present stage. Specialty. 23.00.04 - ″Political problems of international relations of global and regional development″. Abstract of the dissertation for the scientific degree of candidate of political sciences. Moscow, 2015. 22 p.(in Russian). EDN: VHDHCJ
-
Ирхин А. А., Москаленко О. А., Кабанова Н. Е., Демешко Н. Э. Имперское возрождение: соперничество и сотрудничество России и Турции в Черноморском регионе (политико-исторический анализ) // Регионология. 2023. Т. 31. № 2. С. 14-37. EDN: NEVJVP
Irkhin A. A., Moskalenko O. A., Kabanova N. E., Demeshko N. E. Imperial revival: rivalry and cooperation between Russia and Turkey in the Black Sea region (political and historical analysis) // Regionology. 2023. Vol. 31. No. 2. Pp. 14-37. (in Russian). EDN: NEVJVP
-
Анкара сделала заявление по поводу новых военных судов в Черном море // РИА Новости (Крым). 01.02.2023. URL:https://crimea.ria.ru/20230201/ankara-sdelala-zayavlenie-po-povodu-novykh-voennykh-sudov-v-chernommore-1126704827.html(датаобращения:18.10.23).
-
Васильев А. Внешняя политика Турции в контексте президентских выборов: ждать ли перемен? // ВАЛДАЙ. Международный дискуссионный клуб. 28.04.2023. URL:https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/vneshnyaya-politika-turtsii/?ysclid=lnw26853au13276144(датаобращения:18.10.23).
-
В России оценили решение Турции закрыть небо для полетов в Сирию. // ВЗГЛЯД. Деловая газета. 24.04.2022. URL:https://vz.ru/news/2022/4/24/1155343.html(датаобращения:06.11.2022).
-
Гурьев А. Ситуация в Турции: август 2023 г. 13.09.2023 // Институт Ближнего Востока. URL:http://www.iimes.ru/?p=101405(датаобращения:18.10.23).
-
Мингазов С. Турция повысила базовую стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы // Редакция Forbes. 05.06.2023. URL:https://www.forbes.ru/biznes/490357-turcia-povysila-bazovuu-stoimost-prohoda-sudov-cerez-bosfor-i-dardanellyysclid=lsxl59poj9213635181(датаобращения:22.02.24).
-
Нефёдов Дм. Турция и Россия, Босфор и Дарданеллы. Российско-турецкие отношения беспрестанно испытываются на прочность // Фонд Стратегической Культуры. 04.09.2022. URL:https://www.fondsk.ru/news/2022/09/04/turcia-i-rossia-bosfor-i-dardanelly-57106.html(датаобращения:26.02.23).
-
Sabah узнала, что Турция в 5 раз увеличит сборы за проход через проливы // РБК. 29.08.2022. URL:https://www.rbc.ru/economics/29/08/2022/630c5c549a7947513c8776c3?ysclid=lsxl4muzw4852014528(датаобращения:22.02.24).
-
Стародубцев И. О ситуации с нефтяными танкерами в Черноморских проливах Турции // Институт Ближнего Востока. 09.12.2022. URL//http://www.iimes.ru/?p=92756(датаобращения:26.02.2023).
-
Тарасов С. Эрдоган выбирает Конвенцию Монтрё вместо НАТО // РЕГНУМ. 01.03.2022. URL:https://regnum.ru/news/polit/3520374.html(датаобращения:26.02.23).
-
Турция ответила на запрос Киева заявлением о праве российских кораблей следовать через Босфор // Версия. 19.02.2024. URL:https://versia.ru/turciyaotvetila-na-zapros-kieva-zayavleniem-o-prave-rossijskix-korablej-sledovat-cherezbosfor(датаобращения:18.10.23).
-
Турция официально подтвердила повышение платы за проход судов через проливы // Аrmeniasputnik. 11.06.2023. URL:https://ru.armeniasputnik.am/20230611/turtsiya-ofitsialno-podtverdila-povyshenie-platy-za-prokhod-sudovcherez-prolivy-60975250.html(датаобращения:22.02.24).
-
Шлыков П. В. Турецкий кульбит // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 3. С. 142-159. URL:https://globalaffairs.ru/articles/tureczkij-kulbit/?ysclid=lnw2ic77mt761652514(датаобращения:18.10.23). EDN: GJIMNC
-
Bechev D. Sailing Through the Storm. Turkey's black sea strategy amidst the Russian-Ukrainian war // European Union Institute for Security Studies. 06.02.2023. URL:https://www.iss.europa.eu/content/sailing-through-storm#_conclusion(accessed:21.10.23).
-
Cagaptay S. Ankara's Ukraine war policy could be best described as non-binary // The Washington Institute for Near East Policy. 07.03.2023. URL:https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/unpacking-turkeys-non-binary-ukraine-war-policy(accessed:21.10.23).
-
Coffey L., Kasapoğlu C. A New Black Sea Strategy for a New Black Sea Reality // Hudson Institute. 21.02.2023. URL:https://www.hudson.org/foreign-policy/new-blacksea-strategy-new-black-sea-reality(accessed:21.10.23).
-
Cook S. Where Turkey Stands on the Russia-Ukraine War // Council on Foreign Affairs. 03.03.2022. URL:https://www.cfr.org/in-brief/where-turkey-stands-russiaukraine-war(accessed:21.10.23).
-
Hlybchenko M. Navigating Geopolitical Currents: Evolving Policies in the Black Sea Region Amidst the Russo-Ukrainian War // Transatlantic Dialogue Center. 23.08.2023. URL:https://tdcenter.org/2023/08/23/navigating-geopolitical-currents-evolving-policies-in-the-black-sea-region-amidst-the-russo-ukrainian-war(accessed:21.10.23).
-
Turkey has ruled out the passage of NATO warships through the straits to the Black Sea // TOPWAR. 01.04.2022. URL:https://en.topwar.ru/194727-turcija-iskljuchila-propusk-cherez-prolivy-v-chernoe-more-voennyh-korablej-nato.html(accessed:26.02.23).
-
Rutland P. Why the Black Sea is becoming ground zero in the Ukraine War // Responsible Statecraft. 14.08.2023. URL:https://responsiblestatecraft.org/2023/08/14/theukraine-wars-black-sea-geopolitics/(accessed:18.10.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru