ISSN 2500-0039 · EISSN 2686-8725
Языки: ru · en

Статья: Особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями (2024)

Читать онлайн

Цель исследования – представить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с комплексными интеллектуальны-ми и зрительными нарушениями с учетом этапа школьного обучения. В статье раскрыты специфические особенности организации и содержания психолого-педагогического изучения обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, представлены этапы разработки и реализации СИПР для детей этой группы, определены показатели эффективности реализации СИПР. Статья знакомит со своеобразием проектирования структуры и содержания СИПР для обуча-ющихся с интеллектуальными (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) и зритель-ными нарушениями. Научная новизна исследования: впервые в специальной педагогике и тифлопе-дагогике представлены механизмы дифференцированного учета специфики компенсаторного раз-вития обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями различной степени выраженности, а также формирования у обучающихся данной группы академического ком-понента и компонента жизненной компетенции посредством разработки и реализации СИПР. Пока-зано своеобразие негативного влияния сочетания интеллектуальных и зрительных нарушений на ком-пенсаторное развитие и возможности социальной адаптации обучающихся. Разработан индивиду-ально-дифференцированный подход к организации и проведению психолого-педагогического об-следования обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, а так-же различным уровнем коммуникативного развития. В области олигофренопедагогики впервые пред-ложены обоснованные рекомендации к разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и слабовидением, в том числе с пониженным зрением с учетом этапа школьного обучения. В результате исследования создан научно-методический алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с комплексными ин-теллектуальными и зрительными нарушениями посредством разработки и реализации СИПР в един-стве ее образовательной и коррекционно-компенсаторной составляющей, обеспечивающий форми-рование на доступном уровне компонента жизненной компетенции.

Ключевые фразы: пециальная индивидуальная программа развития (СИПР); комплексные нару-шения, нарушения зрения; умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития, Specialized Individual Programme of Development (SIPD); complex disorders; visual impairment, moderate, severe and profound mental retardation, development and implementation of a Specialized Individual Programme of Development
Автор (ы): Болдинова Ольга Геннадьевна, Иванова Екатерина Александровна
Журнал: ПЕДАГОГИКА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
004.588. Обучающие программы
617.75. Расстройства зрения
Для цитирования:
БОЛДИНОВА О. Г., ИВАНОВА Е. А. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЗРИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // ПЕДАГОГИКА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. 2024. № 1, ТОМ 9
Текстовый фрагмент статьи