Статья посвящена актуальной проблеме науке административного права - реализации административного усмотрения в рамках дисциплинарного производства в отношении государственных служащих. Предложены некоторые способы преодоления негативных последствий административного усмотрения в области применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
- УДК
- 342.951:351.82.
Наряду с этим отдельными федеральными законами, предусматривающими передачу полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается право соответствующих федеральных органов государственной власти направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий36. Среди таких предписаний (представлений), находящихся в открытом доступе, встречаются документы, в содержании которых указывается на необходимость обеспечить привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших то или иное нарушение.
Список литературы
1. Предписание № 8-во/2014 Федерального агентства лесного хозяйства “Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Иркутской области переданных полномочий, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности”. Доступ из справ.-правовой системы “Консультант-Плюс”.
2. Серков П. П., Соловей Ю. П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (часть 1) // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19, № 4. С. 374-383. EDN: LDAIMF
3. Соловей Ю. П., Серков П. П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (часть 2) // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 1. С. 6-24. EDN: NZWFRB
4. Соловей Ю. П., Серков П. П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (часть 3) // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20. № 3. С. 224-271. EDN: WMLBNL
5. Старостин С. А. В продолжение дискуссии об административном усмотрении // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 2. С. 145-157. EDN: TQIGZQ
6. Цуканов Н. Н. Административно-правовое усмотрение: некоторые идеи по итогам дискуссии //Государство и право. 2023. № 12. С. 214-218. EDN: IGRDTC
7. Шерстобоев О. Н. Теория административного усмотрения:этапы формирования // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, № 2. С. 158-173. EDN: UODHYK
8. Добробаба М. Б. Административное усмотрение при привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности // Очерки новейшей камералистики. 2007. № 1. С. 1518. EDN: INLGJP
9. Адушкин Ю. С. Проблемы реформирования законодательства о дисциплинарной ответственности //Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: материалы науч. конф. М., 2002. С. 392-399.
10. Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: монография. Воронеж, 2011.С. 93, 138-140. EDN: QSHFYT
11. Добробаба М. Б., Пресняков М. В.,Чаннов С. Е. Дисциплинарная ответственность: правовые механизмы обеспечения эффективности в системе государственной службы: монография. М., 2023. С. 169, 173, 287. EDN: RNCNBF
12. Николаев А. Г. Феномен административного усмотрения в дисциплинарном принуждении // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126). С. 144.
13. Добробаба М. Б. Административное усмотрение при привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности // Очерки новейшей камералистики. 2007. № 1. С. 16. EDN: INLGJP
14. Хазанов С. Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 42-43. EDN: OJXDXS
15. Мильшин Ю. Н. К вопросу о пределах административного усмотрения субъектами разрешительной системы // Вестник Саратовской юридической академии. 2013. № 6 (95). С. 52-56. EDN: SNRKZV
16. Мильшин Ю. Н. Дискреционные полномочия должностных лиц при привлечении к дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2021. № 11. С. 49-51. EDN: YHHIIV
17. Носова Ю. Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: монография. Воронеж, 2011. С. 59. EDN: QSHFYT
18. Добробаба М. Б. Административное усмотрение при привлечении государственных служащих к дисциплинарной ответственности // Очерки новейшей камералистики. 2007. № 1. С. 16. EDN: INLGJP
19. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
20. Орлов А. В. К вопросу об обязательности вынесения судом частного определения при выявлении нарушения законности в ходе административного судопроизводства // Российская юстиция. 2017. № 1. С. 70-72. EDN: XHWKQV
21. Орлов А. В. Превентивная функция административного судопроизводства // Российский судья. 2016. № 9. С. 22-24. EDN: WMHNYL
22. Мартынов А. В. Роль и значение административного судопроизводства в обеспечении качества современного государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 50. EDN: YSVLKQ
23. Афтахова А. В. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ: 3-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. Л. В. Тумановой. М., 2020. С. 211. EDN: PJVOTD
24. Юдин А. В. Гражданское судопроизводство и противодействие нарушениям финансовой дисциплины (к вопросу об участии органов Росфинмониторинга в гражданском и арбитражном процессе) // Вестник гражданского процесса. 2018. № 6. С. 260-279. EDN: YTNZHF
25. Мамедов Э. Э. Частное определение суда первой инстанции в гражданском судопроизводстве и ответственность за его неисполнение // Юридический вестник Самарского университета. 2023. Т. 9, № 2. С. 90-95. EDN: WARRQT
26. Сухарева Н. В. Обжалование действий субъектов разрешительной системы // Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2015. С. 746-761.
27. О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. № 5.
28. Мирошниченко М. Н., Гладышева Е. В. Частное определение в арбитражном процессе // Законность. 2021. № 2. С. 13-17. EDN: IRKOEW
29. Адушкин Ю. С. Дисциплинарное производство в СССР / под ред. В. М. Манохина. Саратов, 1986. С. 67.
30. Карпов Н. Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 22. EDN: ZOMDOB
31. Торговченков В. И., Кочетыгова И. С. Привлечение к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 1 (69). С. 33. EDN: ZEETRR
32. Винокуров А. Ю. Проблемы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в современных условиях: сб. материалов на-уч.-практ. конференции, проведенной 22 сентября 2016 г. Симферополь, 2016. С. 84-93.
33. Усов А. Ю. О полномочиях прокурора по возбуждению дисциплинарного производства // Право и политика. 2023. № 10. С. 15-23. EDN: UGMOFI
34. Маматов М. В., Кремнева Е. В. Требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности в отражении судебной практики // Законность. 2018. № 2 (1000). С. 23-28.
35. Филипенко С. В. Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов власти на основании представления прокурора // Законность. 2021. № 5 (1039). С. 8-11.
36. Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 мая 2023 г. № 231-СФ.
37. Представление Счетной палаты РФ от 21 июля 2016 г. № ПР 12-204/12-04 “О результатах контрольного мероприятия “Проверка доступности услуг в сфере образования для граждан Российской Федерации, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, включая анализ отдельных мероприятий и показателей государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы” на объекте Правительство Чувашской Республики”. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
38. Представление Счетной палаты РФ от 31 декабря 2014 г. № ПР 03-382/03-03 “О результатах контрольного мероприятия “Проверка полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования” организации таможенного контроля в отношении товаров, происходящих с территории Китайской Народной Республики, в целях обеспечения доходов федерального бюджета в 2013 году и истекшем периоде 2014 года” в Федеральной таможенной службе, Сибирском таможенном управлении, Балтийской таможне, Уссурийской таможне, Забайкальском таможенном посту Читинской таможни, таможенном посту МАПП Забайкальск Читинской таможни и таможенном посту ЖДПП Забайкальск Читинской таможни“. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
39. Черкасов К. В. Кадры решают все, или Некоторые аспекты осуществления кадровых полномочий Президента России на местном уровне // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 5. С. 22-25. EDN: NVYWGD
40. Пункт 4 статьи 122 Закона города Москвы от 30 октября 2013 г. № 56 “Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве”.
41. Пункт 4 части 8 статьи 9 Закона Республики Татарстан от 5 июля 2013 г. № 54-ЗРТ “Об Уполномоченном при Главе (Раисе) Республики Татарстан по защите прав предпринимателей”.
42. Пункт 4 статьи 7 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2012 г. № 104 “Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан”.
43. Пункт 1 части 9 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г.№ 74-ФЗ.
44. Пункт 3 части 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
45. Пункт 2 части 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
46. Пункт 2 части 9 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
47. Пункт 1 части 4 статьи 3.1 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 “О ветеринарии”.
48. Статья 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”.
49. Пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”.
50. Предписание № 8-во/2014 Федерального агентства лесного хозяйства “Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Иркутской области переданных полномочий, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности”. Доступ из справ.-правовой системы “Консультант-Плюс”.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы состоит в выявлении особенностей правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления административной ответственности за незаконную добычу янтаря. Исследован вопрос развития административно-деликтного законодательства в сфере незаконной добычи янтаря. Проведен анализ статистических данных и судебной практики по делам, связанным с незаконной добычей янтаря. В результате исследования сделан вывод достаточности санкции ст. 7.5. КоАП РФ для такого рода правонарушений. В целях сокращения несанкционированной добычи и последующей незаконной продажи янтаря предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность за приобретение незаконно добытого янтаря, а также проработать правовые механизмы профилактики подобных правонарушений, связанные с развитием мер государственной поддержки, повышения уровня занятости населения в янтарной отрасли, объективного информирования общественности об экологических и социальных последствиях незаконной добычи янтаря.
В статье представлен анализ доктринального понимания институтов административной юстиции и административных процедур. Рассмотрены основные модели, признаки и специфика регулирования административной юстиции. Представлено исследование соотношения понятий административной юстиции и административных процедур, значение судебного контроля за актами и действиями органов публичной власти. Приведены позиции Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения конституционно-правового смысла и назначения административных процедур. Проанализированы перспективы систематизации законодательства об административных процедурах и выработки концепции единого понимания административной юстиции.
В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с оспариванием дискреционного акта в административном судопроизводстве, затронуты проблемы определения пределов административного усмотрения. Понимание этих пределов имеет важное значение для обеспечения правовой защиты граждан и поддержания справедливости в административных процедурах. Исследование данной темы позволило установить условия, определяющие границы дискреционных полномочий, а также проведение анализа законодательства и судебной практики по регулированию процедуры судебного оспаривания дискреционных актов. В результате предложены пути совершенствования, направленные на установление четких критериев определения пределов административного усмотрения и улучшение процедуры судебного оспаривания дискреционных актов, а также внесено предложение о закреплении в законодательстве на федеральном уровне положения, касаемого установления пределов административного усмотрения и формулировки в резолютивной части суда об оспаривании дискреционного акта для эффективного и надежного преодоления барьеров с реализацией осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий.
Статья посвящена важной проблеме науки административного и административного процессуального права - оспариванию административных актов, принятых в рамках административной дискреции (усмотрения). Для целей проведения настоящего исследования, автор под административными актами понимает акты индивидуального характера. В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации необходимо прописать критерии проверки дискреционных актов. Судья в судебном решении, в мотивировочной его части, должен расписать почему от полагает, что публичный орган вышел за пределы административного усмотрения, а не ограничиваться формальной констатацией наличия нарушения его пределов.
Статья посвящена усмотрению, которое является одним из древнейших правовых средств воздействия на общественные отношения и не утратило актуальности в XXI в. Особое значение имеет тот факт, что усмотрение может играть как положительную роль, так и отрицательную в процессе его применения. В связи с этим активные дискуссии по поводу правовой природы и перспектив применения усмотрения в процессе правового регулирования государственной службы имеют не только научное-теоретическое, но и практическое значение в плане дальнейшего совершенствования законодательства. Рассмотрен предложенный в юридической литературе принцип служебного усмотрения и сделан вывод о целесообразности применения такого принципа, как к внешней, так и ко внутриорганизационной административной деятельности органов внутренних дел. Предложена авторская дефиниция дисциплинарного усмотрения в органах внутренних дел.
Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов такого феномена публичного управления, как «административное усмотрение», и включает несколько авторских представлений о его содержательной основе, множественности форм и видов, его правовой природе и зарубежном опыте реализации, а также о пределах административного усмотрения, его стандартах и этических началах.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/