Статья посвящена важной проблеме науки административного и административного процессуального права - оспариванию административных актов, принятых в рамках административной дискреции (усмотрения). Для целей проведения настоящего исследования, автор под административными актами понимает акты индивидуального характера. В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации необходимо прописать критерии проверки дискреционных актов. Судья в судебном решении, в мотивировочной его части, должен расписать почему от полагает, что публичный орган вышел за пределы административного усмотрения, а не ограничиваться формальной констатацией наличия нарушения его пределов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Пленум Верховного Суда РФ постановил, что в случаях, когда в соответствии с законодательством органу или лицу, наделенным публичными полномочиями, предоставляется усмотрение при реализации полномочий, суд осуществляет проверку правомерности (обоснованности) реализации усмотрения в отношении граждан, организаций55. При этом обоснованность реализации дискреционного полномочия, влекущая действие по усмотрению, предполагает полное и достоверное установление фактических обстоятельств дела, с правильными выводами из установленных обстоятельств. Орган публичной власти всегда должен обосновать свое решение или действие, должен его мотивировать, и в этом случае орган публичной власти обязательно «выскажется» и о соответствии действия или решения цели. По мнению Д. М. Чечота, «ставя перед судом задачу проверки законности и обоснованности решения административного органа, мы тем самым ставим перед ним задачу проверки целесообразности решения».
Список литературы
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 8 марта 2015 г. No 21-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. No 10. Ст. 1391.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон от 8 марта 2015 г. No 21-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2024. No 1 (ч. I). Ст. 20.
3. Старилов М. Ю. Меры предварительной защиты по административному иску: теория, судебная практика, проблемы, эффективность. Воронеж, 2022. С. 33-34. EDN: NVDYAJ
4. Бурашникова Н. А. Административное судопроизводство в период пандемии коронавирусной инфекции // Публичное право в условиях кризисов XXI века: российский и зарубежный опыт / науч. Ред. К. В. Давыдов. М., 2023. С. 148, 150-154.
5. О Государственном Совете Российской Федерации: федер. закон от 8 декабря 2020 г. No 394-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. No 50 (ч. III). Ст. 8039.
6. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / под общ. ред. чл.-кор. АН УССР П. Е. Недбайло и д-ра юрид. наук В. М. Горшенева. М., 1976. С. 17.
7. Якуб М. Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М., 1981. С. 17.
8. Громошина Н. А. Дифференциация и унификация в гражданском судопроизводстве: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 41. EDN: QGZFDT
9. Бахрах Д. Н. Административно-процессуальная деятельность государственной администрации // Административное право и процесс. 2009. No 3. С. 2-7. EDN: KNUWOF
10. Махина С.Н., Рогачева О.С., Старилов М. Ю. Административное судопроизводство: содержание, административно-процессуальные формы, задачи // Старилов Ю. Н., Махина С. Н., Рогачева О. С. Административное судопроизводство: учеб. пособие для бакалавриата / под ред. Ю. Н. Старилова. М., 2019. С. 64. EDN: DKBQAN
11. Старилов М. Ю. Меры предварительной защиты в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции: дис.... канд. Юрид. наук. Воронеж, 2020. С. 41-83. EDN: JNARLN
12. Серков П. П., Соловей Ю. П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (часть 1) // Сибирское юридическое обозрение. 2022. Т. 19, No 4. С. 376-379, 381. EDN: LDAIMF
13. Загряцков М. Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве // Административная юстиция: конец XIX - начало XX века: хрестоматия / сост. и вступит. ст. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2004. Ч. 2. С. 278-279, 283.
14. Клаус Реннерт. Общая система юрисдикций в Германии и место, система и значение административной юрисдикции // Материалы международной конференции “Административное судопроизводство” (7-8 июня 2012 г.). М., 2912. С. 12-13.
15. Клаус Реннерт. Административно-правовая защита административными судами: особенности немецкого административно-процессуального права, контроль административных действий в Германии // Материалы международной конференции “Административное судопроизводство”. С. 59.
16. Административно-процессуальный кодекс: концепция, модельный закон и моделирование. Берлин, 2014. С. 134-135.
17. Чечот Д. М. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. С. 360, 36, 379, 380. EDN: QWKJMP
18. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881. С. 282, 364.
19. Строгович М. С. Природа советского уголовного процесса и принцип состязательности. М., 1939. С. 18-19.
20. Рогачева О. С. Предмет судебной защиты в административном судопроизводстве: субъективные права, законные и публичные интересы (по следам научных трудов профессора Ю. Н. Старилова) // Воронежская школа административного права: четверть века научного поиска / под ред. Ю. Н. Старилова; Воронежский государственный университет. Воронеж, 2023. С. 632. EDN: TJKJCM
21. Recommendation No. R (80) 2 of the Committee of Ministers concerning the exercise of discretionary powers by administrative authorities. URL: https://rm.coe.int/090000168091d5b6. (дата обращения: 05.02.2024).
22. Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 73-74.
23. Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России: в 12 т. Т. VIII: Административное право в системе современного российского права: монография / под ред. Р. Л. Хачатурова, А. П. Шергина. М., 2022. С. 434.
24. Соловей Ю. П. Подлежит ли судебной проверке целесообразность дискреционного акта // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. М., 2017. С. 81. EDN: ZVXSOX
25. Соловей Ю. П., Серков П. П. Административное усмотрение: вопросы и ответы (часть 2) // Сибирское юридическое обозрение. 2023. Т. 20, No 1. С. 10. EDN: NZWFRB
26. Кириллова А. Д. Дискреционные полномочия в правоприменительной деятельности органов государственной власти // Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические и юридические науки. Тула, 2017. Вып. 2, ч. II: Юридические науки. С. 81-87. EDN: ZEVXHJ
27. Одарченко А. Н. О пределах административного усмотрения // Право и Жизнь. М., 1925. Кн. 6. С. 3-12.
28. Ст. 2.0.7 Закона Азербайджанской Республики “Об административном производстве” от 21 октября 2005 г. // Сб. законодательных актов по административным процедурам. Алматы, 2013. С. 52).
29. Ст. 6 Закона Республики Армения “Об основах администрирования и административном производстве” от 18 февраля 2004 г. // Сб. законодательных актов по административным процедурам. Алматы, 2013. С. 85).
30. § 40 Закона ФРГ “Об административных процедурах” // Сб. законодательных актов по административным процедурам. Алматы, 2013.С. 172).
31. Ст. 2 Общего Административного кодекса Грузии от 1999 г. // Сб. законодательных актов по административным процедурам. Алматы, 2013. С. 198).
32. Купреев С. С. Об административном усмотрении в современном праве // Административное право и процесс. 2012. No 1. С. 8-11. EDN: OXNYNH
33. Давыдов К. В. Административные процедуры: российский и зарубежный опыт / отв. Ред. Ю. Н. Старилов. Новосибирск, 2020. С. 108, 472-513.
34. Соловей Ю. П. Дискреционный характер административного акта как обстоятельство, исключающее судебную проверку его законности // Право: журнал Высшей школы экономики. 2019. No 4. С. 74. EDN: ZVSKAI
35. Старилов Ю. Н. Административно-правовая политика 2023 года: востребованность, идеалы, потенциал // Воронежская школа административного права: четверть века научного поиска / под ред. Ю. Н. Старилова; Воронежский государственный университет. Воронеж, 2023. С. 176.
36. О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. No 21. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
37. Давыдов К. В. Судебный контроль за дискреционными административными актами: европейский опыт // Актуальные вопросы публичного права. 2014. No 5. С. 11. EDN: SQILSX
38. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. No 15 (ред. от 22.12.2022). Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
39. Цвиль В. С. Философия справедливости: поиск фундаментальной идеи права. Котлас, 2015. С. 60.
40. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 153. EDN: QLJIWX
41. Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М., 1972. С. 92.
42. Соболева Ю. В. Принцип целесообразности при осуществлении исполнительной власти в трудах Василия Михайловича Манохина и его современное значение // Административное право и процесс. 2023. No 11. С. 18-20. EDN: BWMJHI
43. Социалистическая законность в советском государственном управлении. М., 1948. С. 57.
44. О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. No 36 (ред. От 17.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы “Консультант-Плюс”.
45. Решение Центрального районного суда г. Воронежа No 2А-1034/2020 2А-1034/2020~М-488/2020 М-488/2020 от 17 июля 2020 г. по делу No 2А-1034/ 2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/i4tVIy1A16Z5/.
46. Коэн-Элия М., Порат И. Американский метод взвешивания интересов и немецкий тест на пропорциональность: исторические корни // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. No 3 (82). С. 61.
47. Соловей Ю. П. Некоторые вопросы судебного контроля за дискреционными административными актами в РФ // Ежегодник публичного права 2016: Административный акт. М., 2015. С. 152-171. EDN: XRRVKL
48. Соловей Ю. П. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как законодательная основа судебного контроля за реализацией дискреционных полномочий публичной администрации // Административное право и процесс. 2016. No 1. С. 5-10. EDN: VKPMXN
49. Кононов П. И. Актуальные проблемы административного права: учебник. М., 2023. 314 с. EDN: SLYIMG
50. О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. No 21. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
51. Гурвич М. А. Избранные труды. Краснодар, 2006. С. 467.
52. Чечина Н. А. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 128, 160-162.. EDN: QWGPOV
53. Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства / под ред. В. В. Яркова. М., 2021. С. 272.
54. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 6 месяцев 2023 г. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=704. (дата обращения: 05.01.2024).
55. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции за 6 месяцев 2022 г. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7096. (дата обращения: 05.01.2024).
56. О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июля 2020 г. No 5. Доступ из справ.-правовой системы “КонсультантПлюс”.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель работы состоит в выявлении особенностей правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления административной ответственности за незаконную добычу янтаря. Исследован вопрос развития административно-деликтного законодательства в сфере незаконной добычи янтаря. Проведен анализ статистических данных и судебной практики по делам, связанным с незаконной добычей янтаря. В результате исследования сделан вывод достаточности санкции ст. 7.5. КоАП РФ для такого рода правонарушений. В целях сокращения несанкционированной добычи и последующей незаконной продажи янтаря предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей, предусматривающей ответственность за приобретение незаконно добытого янтаря, а также проработать правовые механизмы профилактики подобных правонарушений, связанные с развитием мер государственной поддержки, повышения уровня занятости населения в янтарной отрасли, объективного информирования общественности об экологических и социальных последствиях незаконной добычи янтаря.
В статье представлен анализ доктринального понимания институтов административной юстиции и административных процедур. Рассмотрены основные модели, признаки и специфика регулирования административной юстиции. Представлено исследование соотношения понятий административной юстиции и административных процедур, значение судебного контроля за актами и действиями органов публичной власти. Приведены позиции Конституционного Суда РФ, содержащие разъяснения конституционно-правового смысла и назначения административных процедур. Проанализированы перспективы систематизации законодательства об административных процедурах и выработки концепции единого понимания административной юстиции.
В статье анализируются проблемные вопросы, связанные с оспариванием дискреционного акта в административном судопроизводстве, затронуты проблемы определения пределов административного усмотрения. Понимание этих пределов имеет важное значение для обеспечения правовой защиты граждан и поддержания справедливости в административных процедурах. Исследование данной темы позволило установить условия, определяющие границы дискреционных полномочий, а также проведение анализа законодательства и судебной практики по регулированию процедуры судебного оспаривания дискреционных актов. В результате предложены пути совершенствования, направленные на установление четких критериев определения пределов административного усмотрения и улучшение процедуры судебного оспаривания дискреционных актов, а также внесено предложение о закреплении в законодательстве на федеральном уровне положения, касаемого установления пределов административного усмотрения и формулировки в резолютивной части суда об оспаривании дискреционного акта для эффективного и надежного преодоления барьеров с реализацией осуществления публичной администрацией дискреционных полномочий.
Статья посвящена актуальной проблеме науке административного права - реализации административного усмотрения в рамках дисциплинарного производства в отношении государственных служащих. Предложены некоторые способы преодоления негативных последствий административного усмотрения в области применения дисциплинарной ответственности государственных служащих.
Статья посвящена усмотрению, которое является одним из древнейших правовых средств воздействия на общественные отношения и не утратило актуальности в XXI в. Особое значение имеет тот факт, что усмотрение может играть как положительную роль, так и отрицательную в процессе его применения. В связи с этим активные дискуссии по поводу правовой природы и перспектив применения усмотрения в процессе правового регулирования государственной службы имеют не только научное-теоретическое, но и практическое значение в плане дальнейшего совершенствования законодательства. Рассмотрен предложенный в юридической литературе принцип служебного усмотрения и сделан вывод о целесообразности применения такого принципа, как к внешней, так и ко внутриорганизационной административной деятельности органов внутренних дел. Предложена авторская дефиниция дисциплинарного усмотрения в органах внутренних дел.
Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов такого феномена публичного управления, как «административное усмотрение», и включает несколько авторских представлений о его содержательной основе, множественности форм и видов, его правовой природе и зарубежном опыте реализации, а также о пределах административного усмотрения, его стандартах и этических началах.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/