Выделены методологические подходы и на их основе сформулированы принципы, которые могут быть реализованы при постановке цели, конструировании содержания обучения, осуществлении образовательного процесса, обеспечивающего подготовку будущих педагогов к формированию функциональной грамотности школьников. Охарактеризованы методики и технологии, которые могут быть применены в работе со студентами.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Специалисты в области математического образования пришли к заключению, что «процесс методической подготовки студентов-математиков к профессиональной деятельности должен быть сонаправлен с процессом формирования функциональной математической грамотности школьников» [7, c. 133].
Список литературы
1. Авдеева Т. И., Высокос М. И. Подготовка студентов к деятельности по формированию финансовой грамотности школьников при обучении математике // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77 - 2. С. 14 - 17.
2. Азимов Э. Г., А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
3. Антонова Н. А., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 7 - 23.
4. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Развитие у будущих педагогов компетенций в формировании финансовой грамотности школьников // Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 4. C. 105 - 112.
5. Жданова Н. М. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию естественно-научной грамотности учащихся на уроках окружающего мира // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 42 - 45.
6. Низамова Э. И., Шигапова Э. Д., Хисамова А. Р. Развитие профессиональных компетенций учителя физики в области формирования естественно-научной грамотности обучающихся // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности : сб. науч. тр. V Междунар. форума по пед. образованию, 29.05.2019 - 31.05.2019. Ч. 2. Казань : ПФУ, 2019. С. 31 - 35.
7. Перевощикова Е. Н., Бычков А. В. Освоение будущими учителями математики приемов формирования функциональной математической грамотности // Вестник ВятГУ. 2022. № 4. С. 133 - 140.
8. Синицын И. С., Купцов С. Е. Подготовка будущих учителей географии к формированию у школьников глобальных компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5. С 86 - 95.
9. Ступникова А. Д. Особенности методической подготовки будущих учителей географии к формированию функциональной грамотности школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.grani.vspu.ru/jurnal/89 (дата обращения: 29.01.2024).
10. Тумашева О. В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1251/841 (дата обращения: 14.02.2024).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-287-от-31.05.2021-ФГОС_ООО.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
12. Шевченко Н. И., Махотин Д. И. Развитие профессиональных компетенций учителя физики в области формирования естественно-научной грамотности обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://interactiv.su/2019/09/07 (дата обращения: 25.01.2024).
13. Curriculum for the upper secondary school. Stockholm : Skolverket, 2013. 14 c.
14. Ireland’s national skills strategy 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.ie/en/publication/69fd2-irelands-national-skills-strategy-2025-irelands-future (дата обращения: 14.02.2024).
15. Marinič P. Competences for developing financial and digital literacy // 16th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Seville, 13 - 15 November, 2023: Proceedings of Conference. Valencia : IATED Academy, 2023. P. 9536 - 9543.
16. Nocar D., Dofková R., Pastor K. [et al.]. Primary school teachers preparedness to develop pupils’ digital literacy in teaching mathematics // 11th International Conference on Education and New Learning Technologies, 1st-3rd July 2019, Palma, Mallorca : Proceedings of Conference. Valencia, IATED Academy, 2019. P. 7580 -7584.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье описано исследование о выявлении зависимости обучаемости от уровня сформированности базовых математических навыков и ее влиянии на адаптацию студентов различных направлений подготовки. Цель проведенного исследования – показать, как сформированность базовых навыков важна для успешной адаптации студентов к образовательному процессу. Выявлена связь между слабым владением базовыми математическими навыками и усвоением материала естественно-научного и гуманитарного циклов.
Авторы статьи обращаются к актуальной проблеме, недостаточно решенной в педагогике и вызывающей дискуссии ученых, – это проблема доказательства и аргументации. Они представляют часть своего практического опыта формирования умения аргументировать у обучающихся по магистерским программам. Показаны условия, которые помогают молодым исследователям в овладении знаниями о приемах эмпирической и квазиэмпирической аргументации, а также об особенностях их применения в прикладном педагогическом исследовании.
Каждый педагог обладает своим индивидуальным стилем педагогической деятельности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности играет важную роль в жизни учителя: позволяет достичь большей продуктивности в работе и достижении целей, способствует личностному и профессиональному росту, повышает самооценку и уверенность в своих силах. Одна из задач профессионального образования состоит в том, чтобы помочь будущему специалисту обрести наиболее удачный и благоприятный для него стиль работы. В статье представлена технология формирования основ индивидуального стиля педагогической деятельности студентов – будущих учителей, которая разработана в соответствии с основными положениями теории индивидуального стиля деятельности, доказанными в психологии. Технология может использоваться в образовательном процессе университетов и институтов, занимающихся подготовкой учителей.
Инфантилизм, оторванность от жизни современной молодежи приводят к формированию различных поведенческих отклонений и росту злоупотребления психоактивными веществами. Самая эффективная мера профилактики наркомании – расширение работы в образовательной и молодёжной среде, поиск более современных и концептуальных подходов к первичной профилактике. Профилактика зависимости связана с обретением личностной зрелости обучающейся молодежи, поисками и актуализацией необходимых внутренних ресурсов для сопротивления вредным, асоциальным привычкам.
В статье представлена историческая эволюция педагогических подходов к формированию вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов в отечественных научно-педагогических исследованиях XIX – начала XXI столетия. В исследовании получают обобщение и подвергаются анализу сложившиеся в процессе становления музыкально-педагогического образования взгляды на процесс формирования вокально-исполнительских навыков. По мнению автора статьи, выявленные на разных этапах развития системы музыкального образования особенности формирования вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов неразрывно связаны с культурными процессами и традициями существования отечественного вокального образования в целом и определяют направленность современного процесса формирования вокально-исполнительских навыков будущих учителей музыки в музыкально-педагогических вузах.
Психологическое здоровье оценивается как значимый фактор здорового долголетия. Сохранение психологического здоровья у взрослых – одна из задач современности. Мотивация является одним из факторов психологического здоровья, она связана с рядом личностных структур, в частности с такой структурой, как личностные черты. В статье даны характеристики влияния черты эмоционального интеллекта и черт личности «Большой пятёрки» на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудачи у взрослой аудитории. В исследовании приняли участие 52 человека возраста от 45 до 55 лет, среди них 13 мужчин и 29 женщин. Были применены методики «TEIQue-SF» К. В. Петридеса, в адаптации под руководством А. А. Панктратовой, тест «BFI-2», в адаптации С. А. Щебетенко, тесты «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудачи» Т. Элерса. Статистическая обработка данных показала наличие влияния личностных черт на мотивационные установки у взрослых. При этом эмоциональный интеллект и экстраверсия отрицательно влияют на мотивацию к избеганию неудачи, добросовестность положительно влияет на мотивацию к успеху у взрослых. В совместной регрессионной модели экстраверсия нивелирует значимость влияния эмоционального интеллекта на мотивацию к избеганию неудач у взрослых и остаётся единственным значимым предиктором.
В статье рассматривается этап становления системы подготовки пионерских вожатых в период 1922 – 1929 гг. во Владимирской губернии. Вопрос воспитания нового поколения детей, будущих строителей социализма, требовал от руководства страны и партии подготовки идеологически подкованных, но в то же время близких к детям руководителей пионерских отрядов. Процесс подготовки вожатых осложнялся массовой неграмотностью, дефицитом кадров. Тем не менее была осуществлена значительная работа, способствовавшая развитию пионерской организации во Владимирской губернии 1920-х гг.
В статье решается важная педагогическая проблема, связанная с обучением и воспитанием иностранных студентов в процессе чтения художественных текстов, в частности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Цели работы: обучение студентов осознавать глубокую мировоззренческую позицию русского автора; раскрытие феномена поэтики Пушкина, способствующего эстетическому воспитанию студентов. По ходу подачи материала представлены лексические и грамматические упражнения, помогающие не только усвоению конкретного произведения, но и способствующие формированию речевых навыков учащихся в целом. Понимая сложный художественный мир Пушкина, иностранные слушатели русской литературы учатся воспринимать мир и осознавать в нем свою собственную задачу.
В статье рассмотрены подготовка и проведение парного тура по иностранным языкам в рамках V Деятельностной олимпиады школьников, а также перспективы проведения парных туров в деятельностных олимпиадах школьников. Дана характеристика принципов, лежащих в основе заданий, рассмотрены трудности, которые возникли в процессе подготовки и проведения парного тура по иностранным языкам. Кроме того, дан анализ полученных результатов и предпринята попытка оценить перспективы для последующих деятельностных олимпиад.
В статье обсуждается проблема организации образовательной деятельности в детском загородном лагере. Представлены особенности формирования субъектно-ориентированных взаимоотношений педагогов и воспитанников, рассмотрены условия организации образовательного процесса в лагере, предложена классификация моделей детских загородных лагерей с подтверждением из опыта деятельности детского загородного лагеря Владимирской области.
В статье обобщена практика развития движения предпринимательской студенческой инициативы «Стартап как диплом», представлен некоторый анализ инновационных разработок студентов при подготовке ВКР в различных вузах. Особое внимание уделено созданию организационно-педагогических условий для разработки «Стартап как диплом» студентами педагогических вузов.
В статье исследуются организационные и методологические возможности платформы цифрового проектного обучения (ПЦПО) университета с целью проведения тщательного анализа ее преимуществ, ограничений и потенциала для оптимизации результатов обучения студентов. Данный целевой подход позволит оценить влияние платформы на процесс обучения в системе высшего образования, включая ее способность содействовать сотрудничеству, облегчать приобретение знаний и стимулировать развитие необходимых навыков обучения студентов.
Вопрос, который рассматривается в статье, касается формирования и развития одной из наиболее важных компетенций будущего лингвиста – письменной коммуникативной компетенции. В центре внимания автора выработка умения грамотно выстроить письменное сообщение (эссе) с учетом знания структурных особенностей данного вида письменной речи. Обсуждается зависимость стратегии и стиля письменного высказывания от поставленной цели. Предлагается использовать определенные рациональные методы при формулировании главной мысли творческой письменной работы; приемы, позволяющие вызвать интерес читателя, на которого ориентировано сообщение; способы обеспечения логически выдержанного перехода от одного абзаца к другому в рамках основной (базовой) части эссе.
Настоящая статья посвящена проблеме преподавания литературного краеведения в школе и вузе. Литературное краеведение является важным компонентом филологического образования и предполагает углубленное изучение литературы родного региона в контексте общенациональной истории, культуры и литературы. Этот аспект литературного образования в настоящее время вызывает значительный интерес в связи с различными социально-экономическими, общекультурными проблемами и нуждается в разработке систематических учебных пособий и рекомендаций. Литература Владимирского края имеет богатую и насыщенную историю, которая позволяет говорить о ее немалом вкладе в национальную культуру.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru