Статья: МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНО-ОСНОВНЫХ ДВУСЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ВТОРЫМ КОМПОНЕНТОМ -ВОД (2025)

Читать онлайн

В данной статье выявлены и описаны основные словообразовательные модели элементарно-основных двусложных существительных со вторым компонентом -вод, предназначенные для компьютерного моделирования сложных слов русского языка. Анализируемые единицы являются производными от предложений с глагольными словосочетаниями с зависимым существительным в Винительном падеже или в функции прямого объекта. Субъект действия не имеет формального выражения в структуре сложного слова, только в словарных дефинициях. На значение и форму рассматриваемых композитов влияет семантика и лексическая сочетаемость глагола вести-водить. Второй компонент -вод чаще всего (77 %) является производным от глагола водить с значением ‘(раз)водить, выращивать животных или растения’, реже (12 и 8,5 % соответственно) - вести, имеющим значение ‘руководить кем-либо, чем-либо ’или ‘(про)водить в некотором направлении ’, совсем редко (2,5 %) - вести/водить, синонимичных в значении ‘управлять движением какого-то предмета ’. В первой группе композиты образуются по моделям «Кто (раз)водит что» - ‘кто-то чего-то-вод’ и «Кто (раз)водит кого» - ‘кто-то кого-то-вод’. Во второй группе - «Кто ведет что» > ‘кто-то чего-то-вод ’ и «Кто ведет кого» - ‘кто-то кого-вод ’, а также «Что (про)водит что» - ‘что-то чего-то-вод’. Сложные существительные третьей группы образуются по модели «Кто водит что» - ‘кто-чего-вод’, «Что водит что» - ‘что-чего-вод’. Многообразие словообразовательных моделей сложных существительных со вторым компонентом -вод может быть объяснено многозначностью и соответственно различной лексической сочетаемостью производящих глаголов вести-водить, что оказывает непосредственное влияние на внешнюю и внутреннюю форму композитов.

Ключевые фразы: элементарно-основные существительные, компрессия, универб, радикс, аффиксация, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, компьютерное моделирование, глагольные словосочетания
Автор (ы): ПЕШКОВА А.Б.
Журнал: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
ПЕШКОВА А.Б. МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНО-ОСНОВНЫХ ДВУСЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ВТОРЫМ КОМПОНЕНТОМ -ВОД // ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи