ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Архив статей журнала

ПОНЯТИЕ «СЛОЖНОЕ СЛОВО» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ПЕШКОВА А.Б.

Статья посвящена анализу и обобщению существующих подходов к толкованию понятия «сложное слово» в отечественном языкознании. Эти единицы рассматриваются с словообразовательной и синтаксической точек зрения. Согласно первой, традиционной трактовке, сложное слово считается дериватом, словообразовательная структура которого состоит из двух и более производящих основ, или компонентов-корней, или корневых морфем и обладает структурно-семантической целостностью. Согласно второй - сложные слова восходят к словосочетаниям и являются результатом их синтаксической и семантической компрессии. Первая заключается в его возведении к соответствующей синтаксической единице, в то время как вторая свидетельствует о преобразовании и адаптации его смысла смыслу производящего словосочетания. Поскольку лексическое значение композита состоит из значения нескольких слов, то определяющей является семантика главного (стержневого) слова соответствующего словосочетания. В рамках синтаксического подхода сложные слова могут приравниваться к аналитическим конструкциям, первыми элементами которых являются так называемые аналитические прилагательные, соединяющиеся со знаменательными словами. В языкознании существует особый ракурс рассмотрения сложных слов - с когнитивной точки зрения, согласно которой эти единицы являются результатом деривационного объединения нескольких маркированных семантических категорий, в которых познающий субъект осуществляет концептуализацию действительности. При таком рассмотрении основное внимание уделяется функции в отвлечении от формы. Наиболее перспективна трактовка сложных слов как словообразовательно-синтаксических дериватов, состоящих из универбов (сложных основ - соединение двух и более мотивирующих основ в одну), представляющих собой позиционный аналог корня - радикс, который может подвергаться аффиксации. Основными характеристиками таких единиц являются: структурный синтез; семантическая целостность; морфологическая и акцентная цельно-оформленность; непроницаемость; определенные смысловые отношения между компонентами; отнесенность к той или иной части речи; способность образования по определенным структурно-семантическим моделям.

Сохранить в закладках
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНО-ОСНОВНЫХ ДВУСЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ВТОРЫМ КОМПОНЕНТОМ -ВОД (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ПЕШКОВА А.Б.

В данной статье выявлены и описаны основные словообразовательные модели элементарно-основных двусложных существительных со вторым компонентом -вод, предназначенные для компьютерного моделирования сложных слов русского языка. Анализируемые единицы являются производными от предложений с глагольными словосочетаниями с зависимым существительным в Винительном падеже или в функции прямого объекта. Субъект действия не имеет формального выражения в структуре сложного слова, только в словарных дефинициях. На значение и форму рассматриваемых композитов влияет семантика и лексическая сочетаемость глагола вести-водить. Второй компонент -вод чаще всего (77 %) является производным от глагола водить с значением ‘(раз)водить, выращивать животных или растения’, реже (12 и 8,5 % соответственно) - вести, имеющим значение ‘руководить кем-либо, чем-либо ’или ‘(про)водить в некотором направлении ’, совсем редко (2,5 %) - вести/водить, синонимичных в значении ‘управлять движением какого-то предмета ’. В первой группе композиты образуются по моделям «Кто (раз)водит что» - ‘кто-то чего-то-вод’ и «Кто (раз)водит кого» - ‘кто-то кого-то-вод’. Во второй группе - «Кто ведет что» > ‘кто-то чего-то-вод ’ и «Кто ведет кого» - ‘кто-то кого-вод ’, а также «Что (про)водит что» - ‘что-то чего-то-вод’. Сложные существительные третьей группы образуются по модели «Кто водит что» - ‘кто-чего-вод’, «Что водит что» - ‘что-чего-вод’. Многообразие словообразовательных моделей сложных существительных со вторым компонентом -вод может быть объяснено многозначностью и соответственно различной лексической сочетаемостью производящих глаголов вести-водить, что оказывает непосредственное влияние на внешнюю и внутреннюю форму композитов.

Сохранить в закладках
ПОНИМАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ САНСКРИТА В ИНДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ПЕШКОВА А.Б.

Статья посвящена рассмотрению и анализу основных характеристик и видов сложных слов санскрита в индийской традиции. Сложные слова санскрита - это полнозначные единицы, состоящие из двух, трех и более основ, с определенной последовательностью элементов, одним ударением и аффиксацией последнего компонента. Число этих единиц зависит от типа, а значение определяется взаимодействием значений составляющих их компонентов. Индийская традиция - это традиция грамматики говорящего, поэтому функция и форма - это те особенности сложных слов, которые должен знать говорящий, чтобы оязыковлять и порождать их. Сложные слова санскрита обычно классифицируют по составляющим их основам, отношениям и значениям производных слов. Исследователи исходят из анализа смысловых отношений частей сложного слова, поскольку это служит основой последующего описания особенностей производного. В индийской классификации представлены онтологический (анализ формы), гносеологический (объяснительный, анализ значения) и функциональный (особенности функционирования) подходы к самасам. В соответствии с индийской традицией сложные слова санскрита делятся на четыре основных вида: татпуруша, двандва, бахуврихи и аваябхава. Татпуруши - это эндоцентрические сложные слова, состоящие из существительных, прилагательных, местоимений и причастий. Двандва используются в санскрите для обозначения двух разных объектов как одного, а также совокупности или пары. Основной особенностью бахуврихи является отсутствие главного члена, поэтому они описывают внешний по отношению к слову объект. Аваябхавы - несклоняемые самасы, функционирующие как наречия и обстоятельства, которые анализируют, используя их составные элементы. Каждый из выделенных видов делится на частные подвиды.

Сохранить в закладках
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ СЛОВ САНСКРИТА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: ПЕШКОВА А.Б.

Статья посвящена рассмотрению и анализу основных видов и частных подвидов сложных слов санскрита в европейской традиции, которая представляет собой традицию грамматики слушающего. На основании этого форма и функция - это те особенности сложных слов, которые должен знать слушающий, чтобыразъязыковлять их и превращать в концепт. В европейской классификации представлены онтологический (анализ формы), гносеологический (объяснительный анализ, толкование значения) и функциональный (особенности функционирования) подходы к самасам. На основе синтаксической связи между составными элементами и особенностей функционирования выделяют копулятивные композиты (сложные слова с сочинительной связью), определительные композиты (с подчинительной связью), вторичные сложные прилагательные (притяжательные композиты, сложные слова с управляемым последним членом, вторичные сложные прилагательные, используемые как наречия) и неправильные сложные слова. Анализ и толкование значения позволяют разделить сложные слова на аддитивные (члены которых могут использоваться как самостоятельные лексические единицы с теми же значениями, что и в составе композита) и неаддитивные (идиоматичные, члены которых не могут использоваться самостоятельно и выражать то же значение, что и в составе сложного слова). Эти виды сложных слов подразделяют на частные подвиды, взяв за основу термины индийских грамматистов (татпуруша, двандва, бахувризи и аваябхава). В отечественном языкознании сложные слова классифицируются либо на основе синтаксической связи компонентов (как словосочинения) и делятся на первичные (с сочинительной и подчинительной связью) и вторичные (с соподчинительной связью), либо на основе частеречной принадлежности (как последовательности самостоятельных слов - морфологическое основание), в которой рассматриваются виды основосложения существительных, прилагательных и двандва, а также сферы их использования (функциональное основание).

Сохранить в закладках