Представлены теоретико-методологические основания проведения социологического мониторинга и его роль в управлении соблюдением прав инвалидов. Объект исследования - общественные отношения, определяющие основные подходы к организации социологического мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российской Федерации. Предметом исследования являются права инвалидов и возможности их реализации в России. Цель работы состоит в научном анализе применения социологического подхода в системе государственного мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российский Федерации, для социального управления процессом интеграции инвалидов в общество, ведения независимой жизни и формирования инклюзивного общества. Он обеспечивает осуществление общественной оценки действий государства в контексте реализации Конвенции, что представляет собой важный шаг к обеспечению прав и свобод данной социальной группы. Проведен анализ социологических теорий (теория социальной инклюзии, анализ нетипичности, концепции независимой жизни и ресурсно-потенциальный подход, теории социального управления, системный и институциональный подходы), результатов прикладных социологических исследований, иллюстрирующих барьеры и возможности доступности среды, дискриминации, трудоустройства, комплексной реабилитации, репрезентации людей с инвалидностью и др. Обозначены практические вопросы применения социологического мониторинга в социальном управлении формирования инклюзивного общества в России. В результате анализа обозначено применение комплексного подхода в государственной системе мониторинга соблюдения прав инвалидов, основанного на сочетании объективных и субъективных показателей правового, статистического и социологического компонентов. Предложена апробированная методика социологического исследования соблюдения прав инвалидов как общественно-государственного инструмента обеспечения целей устойчивого развития социальной сферы и улучшения положения людей с инвалидностью.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Введение. В Российской Федерации формируется новая модель социального управления, связанная с обеспечением равных прав и возможностей для их интеграции инвалидов в общество, для достижения реальной социальной инклюзии, улучшения качества их жизни и решения сложившихся социальных проблем, а также обеспечения реализации комплексной реабилитации. В условиях социальных изменений и формирования новой государственной политики инвалидности крайне важно получать обратную связь от самих социальных акторов – инвалидов, общественных организаций и других заинтересованных лиц. Данная потребность реализуется в рамках проведения мониторинга оценки успешности государственной политики, программ, проектов, что характеризуется социально-инновационной моделью социальной политики инвалидности в страны
Список литературы
1. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федер. закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2280.
2. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 1999. - № 4. - С. 38-45.
3. Жаворонков, Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): моногр. / Р.Н. Жаворонков. - М.: У Никитских ворот, 2020. - 247 с. EDN: KVVKRH
4. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Изд. дом “Дело” РАНХиГС, 2017. - 256 с.
5. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 c. EDN: QOGNZP
6. On expanding the opportunities for disabled people to lead an independent lifestyle in their chosen place of residence and integration into the local community / E.M. Starobina, I.S. Ishutina, L.A. Kozhushko, T.S. Chernyakina, O.N. Vladimirova, Ya.S. Rocheva, V.I. Raduto, M.D. Khodakovskiy // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2023. - Vol. 16, № 12. - P. 2193-2207.
7. Баюшина, Ю.Л. Социальная политика понятие и сущность / Ю.Л. Баюшина // Вестник Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 6. - С. 56-59.
8. Рочева, Я.С. Проблемы изучения социальной инклюзии инвалидов в современном обществе / Я.С. Рочева, А.Л. Шавонин // Социология. - 2024. - № 10. - С. 124-227. DOI: 10.24412/1812-9226-2024-10-124-127
9. Тарасенко, Е.А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России / Е.А. Тарасенко // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 2 (1). - С. 7-28. EDN: IAROKP
10. Бычкова, О.А. Социально-теоретическая платформа социальной политики в отношении инвалидов / О.А. Бычкова // Социально-гуманитарные технологии. - 2023. - № 1 (25). - С. 43-51. EDN: ORWPAZ
11. Замараева, З.П. Ресурсно-потенциальный подход в условиях модернизации современной системы социальной защиты населения / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2011. - № 1(5). - С. 81-88. EDN: NEEEJP
12. Наберушкина, Э.К. Доступность городской среды для инвалидов / Э.К. Наберушкина // Социологические исследования. - 2010. - № 9. - С. 58-64. EDN: MULYWP
13. Лига, М.Б. Оценка инвалидами реализации государственной программы “Доступная среда” / М.Б. Лига, Т.А. Щеткина, З.Д. Полякова // Социологические исследования. - 2016. - № 4. - С. 75-78. EDN: VZSLOP
14. Бронников, В.А. Система реабилитации людей с инвалидностью: социологический анализ (на материалах Пермского края) / В.А. Бронников, М.И. Григорьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 1. - С. 125-141. DOI: 10.15593/2224-9354/2021.1.10
15. Маргулян, Я.А. Формирование положительного образа людей с инвалидностью в современных российских СМИ как основа их социальной инклюзии / Я.А. Маргулян, Я.С. Рочева, А.Л. Шавонин // Дискурс. - 2024. - № 10(1). - С. 73-85. DOI: 10.32603/2412-8562-2024-10-1-73-85
16. Фахрадова, Л.Н. Социологическое измерение качества жизни инвалидов (на примере Вологодской области) / Л.Н. Фахрадова // Социум и власть. - 2017. - № 1 (63). - С. 23-29. EDN: YKROGN
17. Козырева, П.М. Динамика социального самочувствия инвалидов: тревоги и надежды / П.М. Козырева, А.И. Смирнов // Социологические исследования. - 2019. - № 8. - C. 62-74. EDN: IOHMOY
18. Пономаренко, Г.Н. Формирование организационно-функциональной модели сопровождаемого проживания инвалидов / Г.Н. Пономаренко, Л.А. Кожушко, М.В. Рохманова // Вестник медицинского института “РЕАВИЗ”. Реабилитация, Врач и Здоровье. - 2024. - № 14(3). - С. 138-144. DOI: 10.20340/vmi-rvz.2024.3.OZOZ.1 EDN: FPTUBL
19. Лорер, В.В. Динамика развития ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации в 2019-2023 годах / В.В. Лорер, С.В. Малькова // Физическая и реабилитационная медицина. - 2024. - Т. 6, № 3. - С. 121-132. DOI: 10.26211/2658-4522-2024-6-3-121-132 EDN: RPYWKX
20. Шадрина, Л.Ю. Социологический мониторинг как средство информационного сопровождения оценки эффективности социальных технологий / Л.Ю. Шадрина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2010. - № 126. - С. 319-325. EDN: NDAMGP
21. Толстых, А.В. Личность в системе возрастных когорт / А.В. Толстых // Опыт конкретно-исторической психологии личности. - СПб., 2000. - С. 130-193.
22. Заславская, Т.И. Российское общество на переломе: взгляд изнутри / Т.И. Заславская; ВЦИОМ. - М., 1997. - 21 c.
23. Решетников, А.В. Застрахованный как объект медико-социологического мониторинга / А.В. Решетников // Социология медицины. - 2014. - № 2. - С. 3-9. EDN: TEDUBH
24. Кондратьев, В.П. Методические основы проведения социологического мониторинга государственной гражданской службы / В.П. Кондратьев, Н.Н. Клищ, А.В. Ларионов // Государственная служба. - 2021. - № 6. - С. 58-67. DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-6-58-67 EDN: QWUAOP
25. Белякова, А.В. Правовой мониторинг в Российской Федерации на современном этапе / А.В. Белякова // Мониторинг правоприменения. - 2022. - № 3(44). - С. 46-55. DOI: 10.21681/2226-0692-2022-1-46-55 EDN: RXYNCT
26. Ережипалиев, Д.И. Мониторинг регионального законодательства о выплатах пособий на детей, находящихся под опекой или попечительством / Д.И. Ережипалиев, М.Л. Огурцова // Мониторинг правоприменения. - 2023. - № 2 (47). - С. 55-61. DOI: 10.21681/2226-0692-2023-2-55-61 EDN: QBDTMP
27. Мерзляков, А.А. Оценка состояния отечественной системы управления: итоги социологического мониторинга / А.А. Мерзляков // Россия реформирующаяся: ежегодник / ФНИСЦ РАН. - М.: Новый Хронограф, 2022. - Вып. 20. - С. 80-103.
28. Вицентий, И.В. Концептуальная модель цифрового социологического мониторинга экстремистских установок / И.В. Вицентий, С.М. Елисеев, О.Н. Попова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2022. - № 1. - С. 61-72. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.1.5
29. Ватолин, Д.А. Применение социальных сетей в системе управления российским малым городом / Д.А. Ватолин // Социология. - 2022. - № 2. - С. 233-238.
30. Система мониторинга соблюдения прав инвалидов в Российской Федерации по выполнению положений конвенции о правах инвалидов / А.А. Свинцов, В.П. Шестаков, Т.С. Чернякина, В.И. Радуто // Реабилитация - ХХI век: традиции и инновации: сб. ст. II Нац. конгр. с междунар. участием / Минтруд России. - СПб., 2018. - С. 24-27. EDN: YMUVJZ
31. Шестаков, В.П. Социологический мониторинг соблюдения прав инвалидов в рамках Конвенции ООН о правах инвалидов / В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, Я.С. Рочева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2015. - Т. 18, № 3. - С. 41-46. EDN: UGIYUV
32. О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 июня 2015 г. № 585 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 25. - Ст. 3666.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цифровая трансформация отраслей социальной сферы объявлена одной из национальных целей Российской Федерации. С учетом того, что ее целями декларируется как преобразование основных отраслей экономики и социальной сферы, так и обеспечение устойчивого роста качества жизни жителей, данное направление исследований является актуальным для северных территорий страны. Целью настоящего исследования является анализ ключевых аспектов цифровой трансформации отраслей здравоохранения, образования и культуры. В качестве объекта исследования выбрана цифровизация отраслей здравоохранения, образования и культуры в регионах Севера России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. В статье анализируются особенности цифровизации отраслей социальной сферы регионов Севера и в частности Республики Коми за период 2014-2023 гг. Рассчитан интегральный индекс цифровизации регионов Севера России за период 2022-2023 гг., состоящий из четырех подиндексов. Расчет индекса цифровизации был произведен с применением методов нормирования данных для их соизмеримости. Проведено ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации в 2023 г. Выявлена недостаточная цифровизация инфраструктуры регионов и техническая обеспеченность учреждений данных отраслей и населения, что в совокупности приводит к цифровому неравенству в городской и сельской местности. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что его результаты можно использовать для оценки результативности цифровизации регионов. Для более глубокого изучения процесса цифровизации социальной сферы регионов Севера России в дальнейшем планируется проанализировать его особенности на муниципальном уровне.
Рассмотрены проблемы сокращения травматизма на производстве и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Названы причины заинтересованности государства в сокращении травм и заболеваний на производстве. Рассмотрено реформирование деятельности Пенсионного фонда и фонда социального страхования и его результаты. Определены обязанности работодателей как плательщиков обязательных платежей в Социальный фонд России и организаторов охраны труда на производстве. Названы основные причины заболеваний, вызванных профессиональной деятельностью. Определены особенности заболеваний в различных отраслях промышленности. Дана оценка условий труда на промышленных предприятиях Пермского края, а также условий труда работников сельского хозяйства. Определены особенности заболеваний у работников умственного труда. Отмечен высокий процент травм в строительной отрасли со смертельным исходом. Рассмотрены региональные особенности травм на производстве и заболеваний на примере Пермского края. Определена динамика пострадавших на рабочем месте в Пермском крае. Сделаны выводы по динамике числа пострадавших от несчастного случая на производстве в расчете на 1000 работающих. Проведен анализ количества смертей в результате несчастного случая. Выявлено сокращение количества работников со впервые установленным заболеванием в Пермском крае. Проведен анализ доходов страхования и расходов на проведение предупредительных мер, анализ страховых выплат и пособий пострадавшим, расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на предупредительные мероприятия. Сделаны предложения по совершенствованию системы государственного страхования работающих граждан.
Современный рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, глобализацией и высоким уровнем развития технологий. Изменение потребительских предпочтений и ожиданий также вносит свой вклад в конкурентную среду. Клиенты становятся более требовательными и обращают внимание не только на качество продукции, но и высокий уровень обслуживания, персонализацию и удобство взаимодействия. Поэтому в условиях такой жесткой конкуренции компаниям стало необходимо развивать стратегии взаимодействия с клиентами, интегрировать различные каналы коммуникаций с целью улучшения клиентского опыта. В статье представлены результаты анализа подходов к формированию потребительской лояльности с помощью омниканальности. На основе результатов экспертного и формализованного опросов авторами был разработан чек-лист по внедрению системы омниканальности как инструмента формирования потребительской лояльности в деятельность пермского магазина одежды «Raklanova Brand». Данный инструмент представляет собой набор рекомендаций и шагов, которые позволят компаниям структурировать и реализовать стратегии взаимодействия с клиентами через различные каналы связи. Работа подчеркивает важность создания единого клиентского опыта через различные каналы взаимодействия компании с клиентом, от физических магазинов до онлайн-платформ, что способствует улучшению узнаваемости бренда и повышению уровня доверия со стороны потребителей. Анализируются преимущества использования омниканального подхода для повышения лояльности клиентов и увеличения объемов продаж. Успешная реализация омниканальности становится важным фактором для формирования долгосрочных отношений с клиентами и достижения устойчивого роста бизнеса в условиях динамично меняющегося рынка. Результаты работы служат ценным ресурсом для компаний, которые стремятся адаптироваться к новым условиям рынка и повысить свою конкурентоспособность.
Представлены результаты моделирования структуры цены и себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Необходимость применения автоматизированного решения обусловлена древовидным построением кооперации при выполнении ГОЗ, а также особенностями определения цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Нормативными документами регулируется сумма прибыли, определяемая исходя из соотношения привнесенных и собственных затрат: определены минимальные и максимальные значения суммы плановой прибыли. Модель позволяет сопоставить результаты ценообразования при различных нормах плановой рентабельности. Начисление прибыли на привнесенные затраты обусловливает так называемый мультипликативный эффект. Цена материальных ценностей, приобретаемых головным исполнителем (или исполнителем более высокой ступени кооперации) и калькулируемых в составе прямых затрат, учитывает прибыль поставщика - исполнителя по кооперации. Таким образом, при определении цены с учетом рентабельности привнесенных затрат происходит начисление прибыли на прибыль. Разработанная модель позволяет в том числе оценить масштабы этого мультипликативного эффекта. Также модель позволяет построить на заданном наборе данных цену на последующий период на принципах применения индексов в порядке, предусмотренном нормативными документами. Это позволяет сопоставить последствия уточнения значений показателей прогноза социально-экономического развития, применяемых для определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Например, последствия существенного отличия отчетных значений от плановых, действующих при заключении государственных контрактов и договоров по кооперации. В связи с закрытым характером информации, касающейся вопросов цены и себестоимости продукции, поставляемой по ГОЗ, для построения модели используется генератор случайных чисел. При этом для умозаключений общего характера, связанных с вопросами исследования себестоимости и определения цен продукции, поставляемой по ГОЗ, алгоритм позволяет сгенерировать различные возможные наборы данных, отвечающие в целом реальному положению дел с определенными допущениями. В работе также предложены возможные направления совершенствования алгоритма моделирования.
Представлена разработка модели анализа факторов конкурентоспособности региона и направлений повышения конкурентоспособности на примере Смоленской области. Анализ литературы по проблеме исследования позволил заключить, что конкурентоспособность региона обусловлена раскрытием его потенциала по ряду факторов. К таким факторам относятся развитие промышленности, транспортная инфраструктура, природно-климатические условия, социальная сфера, специализация производства, развитие предпринимательства и др. Также на общий уровень конкурентоспособности региона оказывает влияние личная конкурентоспособность каждого его жителя, что выражается в раскрытии своего потенциала. Все эти факторы позволяют раскрыть потенциал региона, их развитие становится одной из главных стратегических целей экономического развития регионов и страны в целом. Разработана модель теоретического анализа конкурентоспособности региона по некоторым факторам и уровням (стадиям): стадия факторов производства, стадия внедрения инвестиций, инновации и богатство. Данная модель отражает существенные свойства уровней конкурентоспособности и связи между уровнями и факторами конкурентоспособности региона. Модель представлена в табличном виде. Приведен пример анализа природно-климатических и социальных факторов конкурентоспособности в Смоленской области на основе разработанной модели. Выявлены некоторые недостатки и перспективы совершенствования использования природно-климатических и социальных факторов в регионе. Предложены некоторые направления освоения и развития природно-климатических и социальных факторов в Смоленской области на уровнях внедрения инвестиций и инноваций: сельское хозяйство, санаторно-курортное лечение и оздоровление, культура и спорт, развитие малых городов региона. Приведены примеры по каждому фактору и направлению.
Представлены результаты исследования основных подходов к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы. Показано, что развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности региональной промышленной системы органично связано с развитием теоретических основ и методологических положений концепции управления региональной экономикой. Выявлено, что региональная экономика как часть экономической системы в настоящее время претерпевает существенные изменения, обусловленные трансформацией экономических отношений под влиянием новейших достижений науки об управлении социально-экономическими системами. При этом основные подходы, методы и инструменты обеспечения конкурентоспособности управленческих систем разного уровня, разработанные в классической теории и апробированные в различных отраслях и сферах экономической деятельности, сохраняют свою актуальность в силу возможностей их адаптации в разных условиях. В статье выделены наиболее актуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности региональной промышленной системы с учетом их характеристики. Отмечена возрастающая роль мер и инструментов управления, направленных на достижение синергетического эффекта от взаимодействия различных факторов управления промышленной системой. Обоснована необходимость гармоничного развития конкурентных преимуществ промышленных структур на уровне региональной экономики. При этом особое внимание уделено развитию человеческого капитала промышленных предприятий как основного фактора активизации инновационных процессов. Также обоснована важность мероприятий, направленных на повышение ресурсной эффективности обеспечения устойчивого развития отраслей. Сформулированы основные принципы развития потенциала обеспечения конкурентоспособности. Обоснована значимость финансовых возможностей и ресурсной обеспеченности отраслей. Предложен наиболее оптимальный состав участников кластерной организации. Разработаны пути формирования кластерных структур в промышленной системе региона.
Обоснована ключевая роль элемента «People» (люди) в модели маркетинга «7P», составляющего основу интегрирования деловых и маркетинговых коммуникаций организации в условиях конкурентного рынка. Основная идея заключается в том, что успешная реализация организационной маркетинговой стратегии во многом зависит от коммуникационного взаимодействия с клиентами, как внутренними, так и внешними. Авторами актуализируется необходимость создания действенных коммуникационных средств и каналов, обеспечивающих взаимодействие с внутренними клиентами (сотрудниками) и связи с внешними клиентами (потребителями). Координация основных блоков управления организационными коммуникациями (маркетингового, креативно-медийного и административно-управленческого) направлена на создание синергетического эффекта в реализации стратегических задач формирования потребительской лояльности и вовлеченности персонала. В статье раскрыты различия между внутренними и внешними клиентами. Выявлено, что сотрудники играют ключевую роль в создании корпоративных ценностей, определяющих управленческие решения, влияющие на репутацию. В связи с этим предложены методы повышения вовлеченности сотрудников, такие как командообразование, цифровизация организационных управленческих процессов и разработка HR-бренда. Эффективная стратегия привлечения сотрудников является залогом получения конкурентных преимуществ и обеспечения устойчивого развития. Чтобы победить в «битве за таланты», организациям необходимо планомерно развивать свой HR-бренд с помощью деловых коммуникаций. Это особенно важно для организаций, стратегия которых основана на компетенциях сотрудников. Установлено, что чем более емким по содержанию брендом работодателя обладает организация, тем более привлекательным местом работы она является. Брендинг работодателя, как правило, связан с двумя функциональными направлениями деятельности: маркетингом и управлением персоналом. По мнению авторов, брендинг работодателя сопряжен и со стратегическим управлением. Поэтому необходимо воспринимать брендинг работодателя как важную часть организационной маркетинговой стратегии организации и ее конкурентоспособности. Предложенные авторами рекомендации по созданию эффективных каналов коммуникации, внедрению программ мотивации, а также созданию и развитию HR-бренда актуализируют особую значимость этих аспектов в условиях изменчивого рынка. Применение взаимосвязанных и взаимодополняющих деловых и маркетинговых коммуникаций, в основе которых лежат интересы и ценности человека, способствует созданию долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов, поскольку социальный потенциал выступает основным источником конкурентных преимуществ организации.
Проведен анализ и дана оценка характера современной макроэкономической нестабильности в контексте необходимости достижения динамического равновесия в сфере трудовой занятости населения. Обосновывается тезис о необходимости перехода от концепции устойчивого развития, которая в условиях растущей социально-экономической и общественно-политической нестабильности и турбулентности все меньше соответствует вызовам времени, к идее быстро реагирующей на изменения системе гибкого управления социально-экономическими процессами, отражающей особенности современной «антропосферы». Задачами исследования являются оценка представлений современной науки о сущности понятий экономической стабильности, экономического равновесия, компаративный анализ существующих научных подходов к оценке экономического равновесия (идей Ж. Дебре, А. Маршалла, Т. Модиса, Р. Курцвейла, Р. Сури, К. Эрроу и др.), а также вопросов его достижения на рынке труда (рабочей силы) и на самом предприятии. В статье отражены результаты многолетней дискуссии в вопросах формирования и обсуждения новых концепций и теоретико-методологических подходов к анализу и оценке трудовой занятости в условиях долгосрочного и системного кризиса. Поскольку в условиях информационного общества и цифровой революции происходит качественное изменение характера трудовых ресурсов предприятия, в статье предложено использование многовариантных, вариативных, полиморфных технологий в принятии управленческих (кадровых) решений, а также устранение оппортунистического поведения работников посредством развития трудового самоуправления, на принципах гарантированной занятости (пожизненного найма), формирования так называемых «рабочих групп» (креативное самоуправление) и более последовательного учета возрастных и профессиональных качеств самих работников при оплате их труда.
В современной мировой политике санкции становятся основным рычагом давления на наиболее значимые страны и объединения. Ведя суверенную и независимую политику, Россия попала под санкции со стороны западных стран, а именно США и ЕС. В отличие от относительно точечных санкций 2014 г., направленных против отдельных лиц и организаций, санкции 2022 г. приобрели всеобъемлющий характер, затрагивая практически все секторы российской экономики. Рынки США и ЕС были окончательно закрыты для российских компаний, поэтому приоритетом стали рынки глобального Юга. Вопросам переориентации российской экономики с запада на юг и восток уделяется все больше внимания. В представленной работе рассматривается динамика экспорта, импорта и товарооборота по странам СНГ, Китаю и Индии. Отмечается устойчивый рост товарооборота со странами СНГ, за исключением Молдовы, которая придерживается антироссийской политики. Китай остается ключевым экономическим партнером России, с которым товарооборот значительно вырос после 2022 г., что связано с переориентацией на азиатские рынки и вводом в эксплуатацию «Силы Сибири». Товарооборот с Индией резко увеличился в 2022 г., что обусловлено перенаправлением экспорта нефти в Индию после отказа ЕС от российских энергоресурсов. Был выделен ряд проблем: политические разногласия с некоторыми странами СНГ, культурные различия и конкуренция с Китаем, низкий уровень импорта из Индии. В качестве рекомендаций предлагается создание «нефтерубля», развитие собственной финансовой инфраструктуры, наращивание импорта фармацевтической продукции из Индии.
Проведено исследование территориального общественного самоуправления (ТОС) как социального феномена, способствующего формированию устойчивых социальных связей в местных сообществах. ТОС анализируется через призму деятельностной социологической парадигмы, акцентирующей внимание на коллективной деятельности, взаимодействии участников и формировании социальных связей. На основе теории рефлексивной организации деятельности Г. П. Щедровицкого определяется нормативная обусловленность деятельности ТОС, ее направленность на воспроизводство социальных структур. Также используется концепция социального становления П. Штомпки, которая позволяет анализировать ТОС через призму взаимодействия между структурными условиями и субъективными действиями участников. Обосновывается целесообразность рассмотрения ТОС как вторичной социальной группы, обладающей динамичной структурой и способной к трансформации в зависимости от текущих задач. На основе анализа материалов сборников «Живые практики ТОС. Пермский край» (2018-2024 гг.) выявлены основные направления деятельности ТОС, их ресурсная база и механизмы взаимодействия. ТОС не только решают вопросы социально-бытового характера, но и активно вовлекают жителей в культурные, образовательные, экологические и волонтерские проекты. Особое внимание уделено роли ТОС в укреплении социальной сплоченности, межпоколенческого взаимодействия и адаптации к внешним вызовам. Выявлено нарастающее значение роли молодежи, активно включающейся в общественную жизнь через молодежные советы ТОС. Деятельность ТОС способствует развитию местной идентичности, укреплению доверия между жителями и органами власти, а также созданию условий для самореализации граждан. По результатам исследования сделан вывод о значимости ТОС как инструмента социальной интеграции и развития местных сообществ. Статья представляет интерес для социологов, исследователей местного самоуправления и всех, кто занимается вопросами развития гражданского общества.
Зоозащитное волонтерство, действующее преимущественно на основе частной инициативы, сталкивается с колоссальными сложностями. Это связано с тем, что в России оно появилось относительно недавно, и законодательство в сфере обращения с животными все еще находится в процессе формирования. В отличие от волонтеров, занятых в других сферах, зоозащитники зачастую вынуждены самостоятельно бороться с проблемами правового регулирования, отсутствием достаточной инфраструктуры для передержки животных и негативным отношением со стороны части общества. Поддержка со стороны государства, хоть и существует в теории, редко достигает реально нуждающихся приютов и индивидуальных волонтеров. Это приводит к тому, что зооволонтеры вынуждены работать в условиях ограниченных ресурсов, полагаясь исключительно на собственные средства и пожертвования неравнодушных граждан. Они занимаются отловом, лечением, стерилизацией и пристройством животных, а также ведут активную просветительскую работу, направленную на формирование ответственного отношения к питомцам. На основе результатов социологического исследования рассматривается портрет личности медианного зооволонтера из Пермского края. Анализируются основные типы помощи со стороны зоозащитников; категории животных, с которыми им приходится работать; мотивация участия зооволонтеров в данной деятельности. В статье предлагается общий обзор вопросов, связанных с организационными аспектами зооволонтерства, способами координации деятельности, а также ролью социальных сетей в распространении информации о проблемах защиты животных. Исследование подробно освещает то, что зоозащитники зачастую готовы жертвовать своими интересами, идти на конфликты с близкими и испытывать денежные проблемы ради спасения жизней животных, что характеризует их как людей с волевыми чертами характера, имеющими направленность на дело.
Происходящие процессы цифровизации в экономике, развитие технологий, рост числа каналов коммуникации привели к трансформации коммуникативных специальностей в экономике. Недостаточная адаптация к новым требованиям рынка может привести к дефициту квалифицированных кадров в области коммуникаций. Специалисты коммуникативных профессий должны не только адаптироваться к новым условиям работы, но и систематически развивать свои навыки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Постоянное обучение и развитие PR-специалистов, маркетологов, копирайтеров, специалистов по внутренним коммуникациям, фандрайзеров будет их конкурентным преимуществом на рынке труда. В этой связи специалист коммуникативных профессий должен быть многофункциональным профессионалом, обладающим навыками в области контент-маркетинга, аналитики, стратегического мышления, уметь активно использовать современные коммуникационные технологии, способствующие достижению целей компании или клиента. Мультифункционализм позволит не только справляться с текущими вызовами социально-экономической реальности, но и адаптироваться к быстро меняющемуся конкурентному окружению, цифровой экономике. Научная новизна данного исследования заключается в определении и систематизации новых функций и навыков, востребованных в области коммуникаций в условиях цифровизации; определении инструментов, способствующих адаптации специалистов коммуникативных профессий, основанных на рыночных трендах. Проведение глубинного интервью позволило выявить, как представители коммуникативных профессий «видят» свой функционал в настоящем и будущем. Полученные результаты были проверены опросом в виде анкетирования. Изучение вторичных данных в виде научных публикаций, отчетов и исследований по вопросам цифровизации и изменениям в области коммуникации было использовано для характеристики текущих социально-экономических изменений.
Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.
Представлен анализ проблем цифровизации образования с точки зрения учителей школ. Данные собраны посредством онлайн- и офлайн-опроса, проведенного среди учителей общеобразовательных школ г. Перми в течение 2023-2024 гг. Вопросы касались отношения учителей к дистанционному групповому обучению, использованию цифровых инструментов в учебном процессе, а также сложностей, с которыми пришлось столкнуться в период вынужденного массового перехода на дистанционное групповое обучение в период пандемии COVID-2019. Также выявлено мнение учителей школ о возможности и эффективности формирования важных личностных навыков в процессе дистанционного образования, а именно составляющих критического мышления. На основе полученных данных была подтверждена гипотеза о негативном отношении школьных учителей к дистанционному групповому обучению, а также выявлено противоречие в ответах, оценивающих эффективность данной формы обучения. Осуществлен обзор аналогичных исследований по теме проблем цифровизации современного образования и отношения к этому учителей школ. Сопоставлены результаты качественных и количественных исследований последних лет, затрагивающих мнения педагогов школ о цифровизации и дистанционном групповом обучении. Автор делает выводы о противоречивости отношения учителей к дистанционному групповому обучению школьников, а также о необходимости повышения уровня инновационности традиционного обучения для того, чтобы цифровизация отдельных учебных процессов могла служить инструментом повышения качества обучения, а не снижения его эффективности. Представлено мнение учителей школ относительно изменения роли педагога при дистанционном групповом обучении. Проведено сравнение данных исследования автора и других исследований, касающихся аналогичной проблемы.
Развитие информационно-коммуникационных цифровых технологий стимулирует инновационные практики образовательного процесса, связанные с внедрением элементов дистанционного обучения в разных его формах и на разных уровнях образования. Данный показатель в России существенно ниже в сравнении с рядом стран (однако наблюдается рост показателей использования интернета с целью дистанционного обучения). Цель представленного исследования заключается в том, чтобы сделать социологический анализ процесса организации учебного процесса в дистанционной форме в региональном вузе, локализованного в условиях российской Арктики с позиции специфического агента института образования - студентов, а также определить возможности и преимущества, ограничения и основные проблемы, которые сопряжены с его реализацией, для определения направлений совершенствования учебного процесса с применением дистанционных технологий в вузе. Для достижения заявленной цели в работе привлекаются данные конкретного кейса - результаты анкетирования студентов регионального вуза, полученные в период пандемии COVID-19. Исследование опыта реализации учебного процесса в дистанционной форме в вузе с позиции обучающихся позволило выделить ряд направлений для его дальнейшего совершенствования: нормативно-правовые основы, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, социально-культурные основы. Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволяет расширить границы научных представлений в области теории и методики дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. Также работа имеет прикладное значение для области педагогики высшей школы, поскольку удалось определить перспективные направления для совершенствования учебного процесса в дистанционной форме, а также его отдельных элементов. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения удовлетворенности дистанционным обучением других участников образовательного процесса (преподавателей вуза, студентов заочной формы обучения), реализации мониторинга удовлетворенности дистанционным образованием и его отдельными элементами в рамках традиционной формы обучения студентов в вузе.
Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Современное общество трудно представить без гаджетов и смартфонов. Мир, в котором цифровые технологии и в том числе социальные сети оказывают колоссальное влияние на общественные процессы, в основе которых лежит информация как ключевой ресурс, создающий новые формы социальной структуры, уже нельзя рассматривать исключительно с позиции материального производства. Условия труда и виды капитала кардинально изменились в связи с переходом общества от индустриального типа, для которого характерен физический труд рабочих и доминирующее положение капиталистов и владельцев средств производства, к постиндустриальному типу общества, центральное место в котором занимает информация и знания как ведущий производственный ресурс. Для исследователей крайне актуальным становится изучение символического капитала в условиях глобальной цифровизации общества. Развитие концепции символического капитала Пьера Бурдье в условиях развития цифрового мира привело к возникновению новых видов капиталов, формирующих представления о цифровом обществе. В данной статье представлен анализ символического капитала в условиях активного развития социальных сетей, а также возможности пользователей продвигать свой личный бренд, в результате накопления символического капитала, выраженного в потреблении и создании контента, а также усиления своих офлайн-позиций через онлайн-ресурсы. Цель данной работы - исследование процессов формирования и накопления символического капитала в виртуальном пространстве, в том числе факторов, влияющих на их распределение и восприятие. Результаты позволят нам получить представление о развитии символического капитала в условиях цифровой трансформации общества, выявив основные положения и особенности такого развития.
Категория «стратегия» имеет широкий спектр применения в различных практических сферах, а в социологии характеризуется многоаспектностью. Однако уникальность в использовании для различных феноменов приводит к разночтениям определений - в трактовках и как системы выборов, и как способов действия. Определены несколько социологических парадигм, через которые изучаются стратегии в социологии: структурно-функциональный подход, феноменологическая парадигма, подход стратегического действия, символический интеракционизм и интегративный подход. Каждая парадигма обеспечивает уникальную перспективу на формирование и реализацию стратегий. Логика статьи, исходя из ее цели выявить уникальность категории «стратегия» в социологии, структурировав существующие подходы к ее концептуализации и определив атрибуты понятия, основана на рассмотрении стратегии на таких уровнях, как социальные институты, организации, общности, индивиды. Социальные институты, отражающие сущность общества, требуют согласования действий с установленными нормами и правилами. Это подразумевает активное участие инициаторов, что также актуально для социальных организаций, стремящихся повысить свою эффективность через реализацию комплексных планов. В рамках социальных общностей успешность стратегии зависит от размера и формализации сообщества, что делает практики гибкими в ответ на запросы и ресурсы участников. Индивидуальные стратегии ориентированы на удовлетворение личных потребностей в социокультурной среде и предполагают выбор методов и действий. На уровне отдельного человека важно различать стратегическое планирование и действия, возникающие под воздействием социальной системы. Предложена авторская схема категории «стратегии» с ее атрибутами: субъектом, ресурсами, ориентацией на достижение цели или неосознаваемое стремление к некоторому результату. Сделан вывод о значимости соотношения действий субъекта и контекста социума в социологической концептуализации «стратегий».
Проанализированы основные научные разработки, посвященные социологической оценке социокультурного пространства современной организации. Предлагается универсальная методика оценки социокультурного пространства организации, обосновывается необходимость уточнения широкого его понимания как компонента пространства жизнедеятельности человека, определяющего область и сферу его трудовой деятельности и характеризующего социальную культуру в контексте ее преобладающих ценностей, норм, принципов поведения, а также устойчивых черт действующей модели организационного поведения и взаимодействия. Доказывается, что методология рамочной конструкции конкурирующих ценностей представляет собой мощный инструмент для анализа и оценки социокультурного пространства организации. В то же время данная методика должна дополняться диагностикой культурного пространства по следующим параметрам: общие ценности сотрудников (динамика изменений); особенности трудовых поведенческих практик (динамика изменений); основные социокультурные характеристики организации (текущее и перспективное состояние); стиль трудового лидерства (текущее и перспективное состояние); стиль управленческого взаимодействия (текущее и перспективное состояние); характеристики связующей сущности организации (текущее и перспективное состояние); стратегические цели трудового коллектива (текущее и перспективное состояние). Каждое состояние должно оцениваться по наличию характеристик одного из четырех типов организационного культурного пространства: 1) клановый - организация как семья, акцент на общности; 2) адхократический - динамичная, предпринимательская, готовность к риску; 3) иерархический - строгая структура, контроль, правила; 4) рыночный - ориентация на результат, конкуренция. Обосновывается, что предложенная методология позволяет комплексно оценить текущее и желаемое состояние социокультурного пространства организации, учитывая как формальные, так и неформальные аспекты. Это ориентировано на выявление слабых мест и разработку стратегии для достижения предпочтительного развития культурного пространства, создания условий для повышения эффективности труда и удовлетворенности сотрудников, где осуществляется их применение военнослужащими в повседневной профессиональной и бытовой деятельности. Процесс реализации потенциала управленческого лидерства способствует занятию военнослужащим более высокого карьерного положения, его продвижению по специфичной системе подчинения воинского коллектива.
Рассматривается репрезентация идентичности студенческой молодежи Республики Бурятия на примере социальной сети «ВКонтакте». В условиях цифровизации современного общества социальные медиа играют важную роль в процессах самовыражения, социализации и формирования идентичности, особенно среди молодежи. Студенты активно используют социальные сети не только для общения, но и для демонстрации своих взглядов, ценностей и жизненных установок. В этой связи анализ цифровых следов, оставляемых пользователями в социальных медиа, открывает новые перспективы для социологических исследований. Цель работы - исследовать, как студенты вузов Бурятии репрезентуют свою идентичность в цифровом пространстве, и выявить факторы, влияющие на уровень их цифрового присутствия. В ходе исследования были изучены профили пользователей, указавших в качестве места учебы один из вузов региона. Анализ включал изучение их демографических характеристик, ценностных ориентаций, политических взглядов и активности в социальной сети. Использование данных, полученных с помощью VK API, позволило объективно оценить степень вовлеченности студентов в виртуальную среду и соотнести полученные результаты с существующими социологическими данными. Результаты исследования показывают, что уровень цифрового присутствия молодежи в соцсетях зависит от профиля вуза, его образовательной политики и социально-культурных особенностей региона. Кроме того, студенты не только транслируют свою реальную идентичность в цифровом пространстве, но и используют соцсети как инструмент для ее конструирования, адаптируя образ в зависимости от контекста. Проведенный анализ подтверждает возможность использования данных социальных медиа в качестве инструмента для социологических исследований, а также подчеркивает значимость социальных сетей как среды формирования молодежной идентичности.
Анализируются социальные ориентации студентов технического вуза, исходя из тенденций развития не только современного мира, но и российского общества, направленности его развития на социальное будущее, становления и развития в нем постиндустриального общества, культуры. В качестве основного эмпирического материала взяты результаты конкретно-социологических исследований среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета, проводимых с 1969 по 2024 г. Среди факторов, влияющих на социальные ориентации студентов, выделены специальность, курс, возраст, социальное происхождение, образование родителей, семейное положение, жилищные условия, материальное положение, пол, где прошло детство, чем занимался до поступления в вуз. По содержанию рассматриваются два вида социальных ориентаций: ориентации на высшее образование, тип вуза, отношение к образовательному процессу и ориентации на тип поселения после завершения учебы в вузе. Среди ориентаций на тип вуза и внутривузовскую жизнедеятельность студента выделены такие показатели, как интерес к учебе, отношение к будущей специальности, степень удовлетворенности разными сторонами учебной и внутривузовской жизни, взаимоотношения в вузовском коллективе, мотивация учебной деятельности, успешность освоения учебной программы, взаимосвязь между получаемой специальностью в вузе и ориентацией на производственную деятельность после получения специальности. С ориентациями на тип вуза у студентов связаны ориентации на тип поселения после завершения учебы и получения специальности. Зафиксированы ориентации на тип поселения у респондентов, являющихся коренными жителями г. Перми и не являющихся таковыми, но проживающие в период учебы в данном городе. Рассмотрен интерес студентов к жизни в г. Перми, их осведомленность об основных событиях в нем. Выделены ориентации студентов на то, чтобы остаться в Перми или уехать после окончания учебы в вузе. Определена мотивация студентов, ориентирующихся на смену места жительства как внутри региона, страны, так и на переезд в другие страны.
Издательство
- Издательство
- ПНИПУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- Юр. адрес
- 614990, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29
- ФИО
- ТАШКИНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@pstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2198067
- Сайт
- https://pstu.ru