В статье обсуждаются перспективы совершенствования национальной системы высшего образования. Авторский подход состоит в комплексном анализе недавней истории развития российской высшей школы и путей ее динамического движения в горизонте ближайшего времени. Выявляются отдельные компоненты накопленного опыта, который может служить прочной основой для продвижения вперед, а также возможные противоречия и трудности, связанные с необходимостью трансформации высшего образования. Авторы предлагают определенные пути, способные оптимизировать развитие высшей школы, сбалансировать ее деятельность при внедрении тех или иных новаций.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Ситуация «отложенного образования», на наш взгляд, влечет за собой нежелательные организационно-педагогические и психологические последствия. Ведя речь об организационно-педагогических последствиях, с сожалением приходится констатировать, что в современной общеобразовательной школе оказалась во многом разрушенной прежняя система профориентационной работы. И лишь в последние годы стали просматриваться контуры этой работы в новых условиях с использованием современных образовательных, просветительских, развивающих, информационно-коммуникационных технологий. Но говорить о том, что в школах выстроена стройная система профориентации учащихся, пока не представляется возможным, как и не налаженным в полной мере остается познание школьниками своих интересов и склонностей, что является неотъемлемым условием правильного выбора профессии.
Список литературы
1. Дружилов С. А. Интеграция с европейской системой высшего образования: преимущества и возможные “подводные камни” / С. А. Дружилов // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. - С. 58-60. EDN: RAJQEX
2. Верже Ж. История средневекового университета. Прототипы / Ж. Верже // Alma Mater. - 1991. -№ 10. - С. 101-104.
3. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления / Е. П. Носова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 91. - С. 138-144. EDN: JVZPDV
4. Шеманаева М. А. О трактовках термина “индивидуальная образовательная траектория” / М. А. Шеманаева // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. - 2017. - № S12. - URL: http://ekoncept.ru/2017/470154.htm (дата обращения: 21.02.2024). EDN: YRJNLZ
5. Притчард Р. Болонский процесс: уроки Великобритании и Германии / Р. Притчард // Нижегородское образование. - 2011. - № 3. - С. 10-15. EDN: OJKVCX
6. От четырех до шести лет: в России решили вернуться к советской системе высшего образования. Что все это значит? - URL: https://n-e-n.ru/ sistema-obrazovanija/(дата обращения: 24.02.2024).
7. Гайдар К. М. Единый государственный экзамен: пора задуматься о психологических эффектах и следствиях / К. М. Гайдар // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Материалы VII Международной научно-практической конференции (Воронеж, Россия, 21-22 марта 2018 г.). - Воронеж: ИПЦ “Научная книга”, 2018. - С. 28-31. EDN: YUWKGV
8. Гайдар К. М. Особенности профессионального развития студента в современных условиях / К. М. Гайдар // Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения: монография / [под ред. И. Ф. Бережной]. - Воронеж: ИПЦ “Научная книга”, 2018. - С. 164-169. EDN: YXBVYT
9. URL: https://lenta.ru/news/2023/02/21/obrazivanie/(дата обращения: 31.01.2024).
10. Бережная И. Ф. Индивидуальная траектория профессионального развития специалиста: психолого-педагогическое сопровождение / И. Ф. Бережная, Л. Н. Мотунова. - Воронеж: ИПЦ “Научная книга”, 2010. - 320 с. EDN: QYDGBJ
11. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: автореф. дис. д-ра пед. наук / И. Ф. Бережная. - Москва, 2012. -40 с. EDN: RTCHYF
12. Зенькова Н. А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: дис.. канд. психол. наук / Н. А. Зенькова. - Тамбов, 2003. - 245 с.
13. Капцов А. В. Проблемы психологической готовности студентов к обучению в вузе / А. В. Капцов // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкий, О. П. Меркулова. -Волгоград: Перемена, 2011. - С. 442-443.
14. Кусакина С. Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дис.. канд. психол. наук / С. Н. Кусакина. - Москва, 2009. - 243 с. EDN: TVBTKT
15. Бубнов Ю. А. Мы хотим видеть философию привлекательной / Ю. А. Бубнов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2009. -Т. 10, вып. 1. - С. 6-11. EDN: KXHLZX
16. Гайдар К. М. Особенности развития философского образования в контексте подготовки профессиональных философов в российских вузах / К. М. Гайдар // Актуальные проблемы философии: монография / К. М. Гайдар, А. В. Арапов, В. Н. Первушина, О. А. Радугина, И. Ю. Тихонова; под науч. ред. Ю. А. Бубнова. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2023. - С. 6-28.
17. Полная стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. - URL: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592/(дата обращения: 29.02.2024).
18. Асмолов А. Специфика личностного выбора / А. Асмолов // Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2002. - С. 391-395.
19. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора / Ф. Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева [и др.]. - Москва: Смысл, 1997. - С. 284-315.
20. Барабанщикова В. В. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности / В. В. Барабанщикова, Г. И. Марусанова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4. - С. 130-140. EDN: XABVUT
21. Киселева М. А. Проблема влияния прокрастинации на процесс самоопределения личности / М. А. Киселева, Н. Е. Шустова, О. В. Карина // Сборники конференций НИЦ “Социосфера”. - 2014. -№ 20. - C. 22-27. EDN: QJBKSY
22. Кормачёва И. Н. Прокрастинация: феномен и научная проблема / И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова // Системная психология и социология. - 2019. -№ 4(32). - С. 18-29. EDN: BYGUIC
23. Микляева А. В. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования / А. В. Микляева, Д. С. Реброва, А. С. Савинская // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. -2017. - № 19. - C. 59-66. EDN: YIOAKX
24. Мохова С. Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С. Б. Мохова, А. Н. Неврюев // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - C. 24-35. EDN: RVVJHT
25. Тронь Т. М. Феномен прокрастинации: причины возникновения / Т. М. Тронь // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6, № 2А. - С. 88-95. EDN: ZBIMRL
26. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. - 349 с.
27. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва: Academia, 2005. - 301 с. EDN: QXNATX
28. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989. - 254 с. EDN: VXLCUH
29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977. - 303 с. EDN: YPTEQM
30. Ендовицкий Д. А. Высшая школа в русле современной государственной образовательной политики / Д. А. Ендовицкий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2023. - № 3. - 5-9. EDN: RBXVSG
31. Трансформация российской системы высшего образования: пилотный проект к переходу на новую формулу “2+2+2” (формирование индивидуальной образовательной траектории студента или система отложенного выбора). Аналитическая записка. - Москва, 2022. - 32 с. - URL: https://ruspolitology.ru/wp-content/uploads/2022/Polit.prosvet.molodej.pdf (дата обращения: 21.02.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса применения работы с базами данных и обобщения их применения в преподавании дисциплин профессионально-педагогической направленности в вузе. Выявлены теоретические и методические основания применения работы с базами данных в преподавании дисциплин указанной направленности. Разработанные и апробированные алгоритмы работы с базами данных и практико-ориентированные задания могут быть применены в преподавании дисциплин «Педагогика», «Проектирование в образовательном процессе» и других дисциплин при обучении бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование».
В статье актуальная проблема вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия в молодежной среде рассматривается в контексте воспитания, основанного на глубоком понимании и студентами, и преподавателями ее пагубного влияния на сознание и мировоззрение личности. Рассматриваются особенности использования методов воспитания, направленных на решение тактических и стратегических задач вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия студентов.
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров лингвистики к новой профессии технического писателя. Описывается опыт Воронежского государственного университета по реализации соответствующей подготовки, направленной на интеграцию знаний и компетенций в области лингвистики и современных компьютерных технологий. В процессе обучения студентов были выявлены трудности, связанные с отсутствием необходимых учебных пособий, а также с неопределенностью места научно-технического стиля в системе функциональных стилей литературного языка. Освоение новой профессии позволяет будущим лингвистам расширить знания о стилистических особенностях научно-технических текстов, а также предоставляет широкие возможности применения современных компьютерных технологий для создания текстов научно-технического стиля.
В статье приводятся результаты исследования эмоциональных особенностей студентов и преподавателей с различной латеральной организацией мозга. Сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между представителями разных профилей латеральной организации мозга по таким эмоциональным особенностям, как тревожность, острые негативные эмоциональные реакции, реактивность в отношении позитивных эмоций. Предложены рекомендации по учету выявленных эмоциональных особенностей в учебной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-психологических проявлений оптимизма у студенческой молодежи приграничного региона. Приведены результаты эмпирического исследования социального и диспозиционного оптимизма, оптимизма и активности, образа будущего студентов заочной формы обучения, получающих педагогическое образование. Установлено, что для этой категории студентов характерны такие социально-психологические особенности, как преобладание позитивных ожиданий относительно будущего, психологический тип «Активные оптимисты».
В статье рассматривается актуальная проблема поиска новых форм обучения студентов вуза, продиктованная условиями информационного общества, требованиями к практико-ориентированной подготовке студентов и качеству образования в целом. Одним из таких условий автор определяет цифровую образовательную среду, выявляет ее возможности для процесса обучения и конкурентоспособности вуза в современных условиях. Автор представляет анализ опроса студентов, что позволяет сделать вывод об инновациях как факторе развития цифровой образовательной среды вуза, ее эффективности для самореализации всех участников образовательного процесса.
В статье раскрывается актуальность психологической работы, ориентированной на развитие субъектности студенческой группы. Проводится краткий анализ основных направлений такой работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Обоснована необходимость системно-комплексного подхода в работе сотрудников психологических служб вузов по развитию субъектности студенческой группы.
Педагогическая деятельность уникальна по своей природе, так как нацелена на формирование новых личностей - новых членов российского общества. В связи с научно-техническим прогрессом и социальными переменами, происходящими в последние годы, педагогическая деятельность претерпела множество изменений, что поставило перед преподавателями высшей школы задачу соответствовать новым реалиям и предъявляемым требованиям. В статье рассмотрены понятие «педагогическая деятельность», ее цели и задачи, а также описаны результаты эмпирического исследования проблем педагогической деятельности в современных реалиях и возможные пути их преодоления.
Статья посвящена анализу современного состояния и перспектив вузовской подготовки кадров для туристской индустрии Российской Федерации и ее регионов. Выявлена специфика спроса и предложения на отраслевом рынке труда. Охарактеризованы особенности организации подготовки в вузах кадров для туриндустрии в современных условиях. Проанализирован опыт Воронежского государственного университета в подготовке высококвалифицированных специалистов для туристской сферы.
В статье рассматриваются теоретические основы педагогического моделирования, применяемого при исследовании проблем высшей школы. Отмечается, что метод моделирования является составляющей методологии научных исследований. Он позволяет определять приоритетные направления решения проблемы исследования через учет существенных факторов влияния и взаимосвязей между ними. Авторы приходят к выводу, что педагогическое моделирование позволяет спроектировать средства и цели развития и изменения педагогических процессов в высшей школе. Поэтому модель должна содержать методологические основы, методы, средства и способы измерения эффективности этих изменений, критерии оценки эффективности самой модели и конечный результат.
Качественное кадровое обеспечение среднего профессионального образования как никогда актуально, поскольку сегодня фактически не существует системы подготовки педагогов профессионального образования. Проблема поиска и обучения преподавателей и мастеров производственного обучения лежит на плечах руководства профессиональных образовательных организаций. Создание современной государственной системы подготовки педагогических кадров профессионального образования, в том числе в вузах, требует научного обоснования управленческих решений.
В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования» в 2023 году, авторами которых являются ректоры воронежских вузов. Контекст анализа - основные установки Года педагога и наставника. В качестве анализируемых позиций представлены: значение деятельности педагогов и наставников в системе высшего образования города и области, определение основных составляющих личностно-профессионального портрета преподавателя, содержание и направления его деятельности. Обращается внимание на четко обозначенные ключевые позиции, служащие основой для консолидации ректорского корпуса по отношению к миссии, роли и положению педагогов и наставников в системе высшего образования.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/