В статье раскрывается актуальность психологической работы, ориентированной на развитие субъектности студенческой группы. Проводится краткий анализ основных направлений такой работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Обоснована необходимость системно-комплексного подхода в работе сотрудников психологических служб вузов по развитию субъектности студенческой группы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В настоящее время все большее значение приобретает психологическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Для создания благоприятных условий, способствующих развитию личности студентов, в университетах функционируют психологические службы. Они играют значимую роль в поддержке студентов и сотрудников, обеспечивая не только их психологическое благополучие, но и способствуя успешному обучению, профессионально-личностному развитию будущих специалистов [1–4 и др.]. Студенческая жизнь наполнена различными вызовами – от высокой учебной нагрузки до разнообразных социальных взаимодействий. Психологическое сопровождение помогает студентам эффективно справляться со стрессом, развивать навыки саморегуляции и повышать тем самым уровень психологического благополучия личности [5].
Список литературы
1. Жданова С. П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. канд.. психол. наук / С. П. Жданова. -Томск, 2007. - 252 с. EDN: NOQPBP
2. Колосов Е. В. Психологическая служба вуза: теория и практика / Е. В. Колосов, В. Н. Бобылёв, В. А. Кручинин // Высшее образование в России. -2007. - № 3. - С. 10-13. EDN: HZQPZL
3. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб. науч. трудов / редкол.: Б. Б. Коссов (отв. ред.) [и др.]. - Москва: Б. и., 1993. - 212 с.
4. Психологическая служба в вузе: сб. статей / науч. ред. Н. М. Пейсахов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981. - 240 с.
5. Калабина Е. С. Субъектность студенческой группы как фактор психологического благополучия личности / Е. С. Калабина // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск, 17 ноября 2023 г.) / отв. ред. О. С. Овсянникова. - Ханты-Мансийск: Сектор редакционно-издательской работы Научной библиотеки ЮГУ, 2023. - С. 293-298. EDN: UKESUX
6. Гайдар К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта / К. М. Гайдар. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. - 396 с. EDN: RTDMIF
7. Абрамова Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. - Москва: Изд. центр “Академия”, 1997. - 368 с.
8. Пахальян В. В. Психопрофилактика в образовании / В. В. Пахальян // Вопросы психологии. -2002. - № 1. - С. 38-44.
9. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - Москва: ТЦ “Сфера”, 2000. - 528 с.
10. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы психолога: основы теории и методика / Л. Ф. Чупров. - Москва: OIM.RU, 2003. - 177 с.
11. Гайдар К. М. Социально-психологическая диагностика группового субъекта: учеб.-метод. пособие / К. М. Гайдар. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. - 72 с. EDN: ZCERKB
12. Козлов В. В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с. EDN: QXWOIL
13. Меланьина А. А. Особенности нормативной регуляции жизнедеятельности группового субъекта (на материале студенческих групп): дис.. канд. психол. наук / А. А. Меланьина. - Воронеж, 2013. -218 с. EDN: SUSBUR
14. Гайдар К. М. Учебная группа как субъект совместной деятельности и учет ее субъектных особенностей в работе куратора / К. М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2012. - № 1. - С.55-58. EDN: OYHGDF
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса применения работы с базами данных и обобщения их применения в преподавании дисциплин профессионально-педагогической направленности в вузе. Выявлены теоретические и методические основания применения работы с базами данных в преподавании дисциплин указанной направленности. Разработанные и апробированные алгоритмы работы с базами данных и практико-ориентированные задания могут быть применены в преподавании дисциплин «Педагогика», «Проектирование в образовательном процессе» и других дисциплин при обучении бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование».
В статье актуальная проблема вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия в молодежной среде рассматривается в контексте воспитания, основанного на глубоком понимании и студентами, и преподавателями ее пагубного влияния на сознание и мировоззрение личности. Рассматриваются особенности использования методов воспитания, направленных на решение тактических и стратегических задач вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия студентов.
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров лингвистики к новой профессии технического писателя. Описывается опыт Воронежского государственного университета по реализации соответствующей подготовки, направленной на интеграцию знаний и компетенций в области лингвистики и современных компьютерных технологий. В процессе обучения студентов были выявлены трудности, связанные с отсутствием необходимых учебных пособий, а также с неопределенностью места научно-технического стиля в системе функциональных стилей литературного языка. Освоение новой профессии позволяет будущим лингвистам расширить знания о стилистических особенностях научно-технических текстов, а также предоставляет широкие возможности применения современных компьютерных технологий для создания текстов научно-технического стиля.
В статье приводятся результаты исследования эмоциональных особенностей студентов и преподавателей с различной латеральной организацией мозга. Сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между представителями разных профилей латеральной организации мозга по таким эмоциональным особенностям, как тревожность, острые негативные эмоциональные реакции, реактивность в отношении позитивных эмоций. Предложены рекомендации по учету выявленных эмоциональных особенностей в учебной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-психологических проявлений оптимизма у студенческой молодежи приграничного региона. Приведены результаты эмпирического исследования социального и диспозиционного оптимизма, оптимизма и активности, образа будущего студентов заочной формы обучения, получающих педагогическое образование. Установлено, что для этой категории студентов характерны такие социально-психологические особенности, как преобладание позитивных ожиданий относительно будущего, психологический тип «Активные оптимисты».
В статье рассматривается актуальная проблема поиска новых форм обучения студентов вуза, продиктованная условиями информационного общества, требованиями к практико-ориентированной подготовке студентов и качеству образования в целом. Одним из таких условий автор определяет цифровую образовательную среду, выявляет ее возможности для процесса обучения и конкурентоспособности вуза в современных условиях. Автор представляет анализ опроса студентов, что позволяет сделать вывод об инновациях как факторе развития цифровой образовательной среды вуза, ее эффективности для самореализации всех участников образовательного процесса.
Педагогическая деятельность уникальна по своей природе, так как нацелена на формирование новых личностей - новых членов российского общества. В связи с научно-техническим прогрессом и социальными переменами, происходящими в последние годы, педагогическая деятельность претерпела множество изменений, что поставило перед преподавателями высшей школы задачу соответствовать новым реалиям и предъявляемым требованиям. В статье рассмотрены понятие «педагогическая деятельность», ее цели и задачи, а также описаны результаты эмпирического исследования проблем педагогической деятельности в современных реалиях и возможные пути их преодоления.
Статья посвящена анализу современного состояния и перспектив вузовской подготовки кадров для туристской индустрии Российской Федерации и ее регионов. Выявлена специфика спроса и предложения на отраслевом рынке труда. Охарактеризованы особенности организации подготовки в вузах кадров для туриндустрии в современных условиях. Проанализирован опыт Воронежского государственного университета в подготовке высококвалифицированных специалистов для туристской сферы.
В статье рассматриваются теоретические основы педагогического моделирования, применяемого при исследовании проблем высшей школы. Отмечается, что метод моделирования является составляющей методологии научных исследований. Он позволяет определять приоритетные направления решения проблемы исследования через учет существенных факторов влияния и взаимосвязей между ними. Авторы приходят к выводу, что педагогическое моделирование позволяет спроектировать средства и цели развития и изменения педагогических процессов в высшей школе. Поэтому модель должна содержать методологические основы, методы, средства и способы измерения эффективности этих изменений, критерии оценки эффективности самой модели и конечный результат.
Качественное кадровое обеспечение среднего профессионального образования как никогда актуально, поскольку сегодня фактически не существует системы подготовки педагогов профессионального образования. Проблема поиска и обучения преподавателей и мастеров производственного обучения лежит на плечах руководства профессиональных образовательных организаций. Создание современной государственной системы подготовки педагогических кадров профессионального образования, в том числе в вузах, требует научного обоснования управленческих решений.
В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования» в 2023 году, авторами которых являются ректоры воронежских вузов. Контекст анализа - основные установки Года педагога и наставника. В качестве анализируемых позиций представлены: значение деятельности педагогов и наставников в системе высшего образования города и области, определение основных составляющих личностно-профессионального портрета преподавателя, содержание и направления его деятельности. Обращается внимание на четко обозначенные ключевые позиции, служащие основой для консолидации ректорского корпуса по отношению к миссии, роли и положению педагогов и наставников в системе высшего образования.
В статье обсуждаются перспективы совершенствования национальной системы высшего образования. Авторский подход состоит в комплексном анализе недавней истории развития российской высшей школы и путей ее динамического движения в горизонте ближайшего времени. Выявляются отдельные компоненты накопленного опыта, который может служить прочной основой для продвижения вперед, а также возможные противоречия и трудности, связанные с необходимостью трансформации высшего образования. Авторы предлагают определенные пути, способные оптимизировать развитие высшей школы, сбалансировать ее деятельность при внедрении тех или иных новаций.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/