В статье рассматриваются теоретические подходы к формированию ценностных основ мировоззрения личности в контексте современных социокультурных изменений. Автор акцентирует внимание на ведущих идеях научных школ Российской академии образования, влияющих на парадигмальную стратегию развития научных представлений о формировании ценностных ориентаций личности в условиях развития современного образовательного пространства. Анализируются концепции отечественных педагогов и психологов, раскрываются механизмы интеграции ценностей в процесс формирования мотивационной основы направленности личности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
В контексте рассматриваемой проблемы целесообразна актуализация вопроса о тех современных условиях социальной нестабильности, в которых осуществляется личностно и социально значимая деятельность, и – что принципиально значимо – в которых тенденция цифровизации вносит свои коррективы, влияя на процесс формирования и развития ценностных основ мировоззрения личности. Основание последнего составляет исторически формирующаяся система значимых традиционных духовно-нравственных ценностей.
Список литературы
1. Грачева Л. Ю. Модели и практики профессионального развития учителей в зарубежных системах образования / Л. Ю. Грачева, Э. Р. Баграмян, М. Н. Цыганкова [и др.] // Образование и наука. -2020. - Т. 22, № 6. - С. 176-200. DOI: 10.17853/19945639-2020-6-176-200.
2. Басюк В. С. Феноменология развития и бытия личности: ценностно-смысловые ориентиры / В. С. Басюк, Т. Ц. Дугарова // Ценности и смыслы. -2025. - № 2 (96). - С. 99-116. DOI: 10.24412/20716427-2025-2-99-116.
3. Ерофеева М. А. Риски цифровой трансформации в профессиональном образовании / М. А. Ерофеева, М. Ю. Кузнецов // Высшее образование для XXI века. Проблемы воспитания жизнеспособных поколений : доклады и материалы ХХ Международной научной конференции, Москва, 21-23 ноября 2024 года. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2025. - С. 149-153.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2005. -352 с. - URL: https://safronovaolesya.usite.pro/biblioteka/leontev_dejatelnost_soznanie_lichnost.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - С. 45-49.
6. Семенов В. Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. -№ 4. - С. 37-41.
7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание : учеб. пособие / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 2001. - 335 с.
8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 206 с.
9. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 76-82.
10. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 31-41.
11. Шадриков В. Д. Концептуальная модель понимания. Статья вторая / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 9. - С. 72-77.
12. Караковский В. А. Воспитательная система школы / В. А. Караковский. - Москва : Новая школа, 1993. - 128 с.
13. Васильева О. Ю. О разработке Концепции семейного воспитания / О. Ю. Васильева, В. С. Басюк, С. В. Иванова, П. В. Степанов // Ценности и смыслы. - 2024. - № 6 (94). - С. 28-44.
14. Сериков В. В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей / В. В. Сериков // Известия ВГПУ. -2016. - № 2 (106). - С. 30-35.
15. Ерофеева М. А. Социальная педагогика / М. А. Ерофеева, И. В. Ульянова. - Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2020. -562 с.
16. Никандров Н. Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее / Н. Д. Никандров // Народное образование. - 2001. - № 2. - С.178-182.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлена рецензия на научное издание, посвященное философскому анализу образования в потоке современных изменений. В рецензии предпринимается попытка целостно рассмотреть философский анализ, который опирается на многообразные классические и современные источники, выделяя отдельные идеи и положения, наиболее интересные для преподавателя вуза. Кроме того, содержатся размышления об отечественном образовании и педагогике автора рецензии как реакция на прочитанную монографию.
В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.
В начале XXI в. в Воронежском государственном университете активизировалось изучение политических и социально-экономических особенностей развития латиноамериканского региона во взаимодействии с Институтом Латинской Америки РАН и другими научными и образовательными учреждениями. Научные исследования позволили российским ученым адекватно представить новые феномены социально-политической жизни стран Латинской Америки. Сотрудничество в рамках международных организаций дает возможность переосмыслить в образовательном процессе и в ходе научных исследований взаимодействие России и Латинской Америки в разных сферах экономической, политической и социальной жизни.
Статья посвящена женщинам - преподавателям Воронежского государственного университета, которые работали в условиях эвакуации в годы Великой отечественной войны. Рассматривается их значимый вклад в сохранение интеллектуального капитала в военный период, продолжение научных исследований, организацию образовательного процесса в эвакуации, а также послевоенная деятельность в университете.
В статье раскрываются основные направления исследования групповой самоэффективности, необходимые для формирования целостных научных представлений о феномене самоэффективности: содержательное различение понятий групповой и личностной самоэффективности; выделение основных групповых параметров, связанных с самоэффективностью группы; уточнение характера соотношения групповой и личностной самоэффективности. Приведены результаты пилотажного эмпирического исследования связи между этими формами самоэффективности.
В статье рассматривается проблема здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза. Подчеркивается значимость их использования в вузе. Анализируется понятие «здоровьесберегающая технология», которое включает в себя широкий спектр методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на воспитание культуры здоровья и мотивации к ведению обучающимися здорового образа жизни. Авторы приходят к выводу, что применение здоровьесберегающих технологий способствует созданию не только комфортной и безопасной образовательной среды, но и достижению психологического, физического и социального благополучия студентов.
В статье рассматривается феномен профессиональной надежности в контексте обеспечения успешной и безопасной трудовой деятельности персонала атомных электростанций. Подчеркивается важнейшая роль психологической подготовки будущих работников атомной промышленности, начиная с этапа получения образования в вузе как условия становления и развития не только профессиональных знаний и умений, но и специфических личностных характеристик, составляющих основу надежности.
В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию студентов средствами иностранного языка. Среди форм организации воспитательного процесса предпочтение отдается творческому проекту, обладающему неограниченными возможностями, раскрывающему образовательный и духовный потенциал участников. Осуществление воспитательного проекта на английском языке открывает дополнительные ресурсы для развития языковых и творческих умений и навыков обучающихся.
Цель исследования - рассмотреть концепцию Четвертой промышленной революции (4IR), предложенную Клаусом Швабом для описания текущей трансформации техносферы, характеризующейся сочетанием цифровых, физических и биологических систем, определить вызовы высшему образованию в условиях новой реальности, сделать выводы о приоритетах развития высшего образования в эпоху 4IR. В статье анализируются изменения системы высшего образования и ставятся вопросы о том, как университеты должны проводить обучение в эпоху 4IR. Некоторые из этих вопросов требуют технологических ответов, другие представляют философский вызов, поскольку касаются этики, ценностей и смыслов.
В контексте социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основы опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Опережающее образование выступает одной из ведущих идей научной школы академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова «Профессиональная педагогика. Теория непрерывного образования», базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научнотехническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития.
В статье рассматривается психическое здоровье и ментальная репрезентация собственного рождения у педагогов, связи и различия между их особенностями и уровнями в целом, а также у преподавателей вузов и учителей школ. Установлено, что психическое здоровье более выражено у преподавателей вузов, чем у школьных учителей. Отсутствует прямая связь между психическим здоровьем и ментальной репрезентацией собственного рождения. Но конструктивная ментальная репрезентация собственного здоровья у учителей встречается чаще, чем у преподавателей.
В статье рассмотрены роль и значение научного коллектива как субъекта в профессиональном становлении молодого ученого. Представлены анализ существующих проблем в системе подготовки кадров высшей квалификации, определены перспективы в исследовании роли и значения групповых субъектов в становлении молодых ученых. Авторами cделан вывод о том, что динамика современной науки выдвигает новые требования к профессиональной подготовке молодежи к занятиям научной деятельностью, а также о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению в аспирантуре.
Статья посвящена проблемам сохранения и укрепления здоровья студентов в условиях современного образовательного пространства. Рассматриваются основные тенденции и вызовы, стоящие перед системой высшей школы, связанные с физическим и психическим благополучием обучающихся. Авторы подчеркивают необходимость интеграции подходов, направленных на создание безопасной и комфортной среды для ведения здорового образа жизни, повышения эффективности мер профилактики заболеваний и увеличения продолжительности активной фазы жизненного цикла. В выводах статьи подчеркивается, что дальнейшее совершенствование политики и практик, касающихся здоровья студентов, является важнейшим условием успешного функционирования современной системы высшего образования и основой социального капитала общества.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
Статья посвящена известному ученому, педагогу и основателю кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета профессору Валентину Сидоровичу Рахманину Многогранная и плодотворная деятельность авторитетного ученого-социолога показана на фоне ярких и сложных поворотов в истории страны, региона, Воронежского университета. Добрые слова в адрес Учителя звучат из уст аспирантов и студентов разных поколений.
В статье представлен анализ научно-педагогической деятельности доцента Воронежского государственного университета Т. М. Чирко. Освещаются различные стороны ее профессиональных достижений, раскрывается вклад в развитие факультета романо-германской филологии. Отмечается роль личности университетского человека в образовательном процессе.
Статья посвящена изучению особенностей поведения, мотивации и восприятия образовательного процесса студентами поколения Z. Проведен масштабный опрос среди студентов Воронежского государственного университета, целью которого было выявление ключевых факторов, влияющих на уровень мотивации, понимание авторитетов и кумиров современной молодежи, отношение к образовательному процессу и информационным ресурсам. Проанализированы также восприятие студентами образовательной среды и их карьерные ожидания.
В статье рассматриваются условия актуализации групповой субъектности у студентов-психологов вуза. Анализируются социально-психологические подходы к исследованию групповой субъектности в российской и зарубежной психологии. Учебные группы студентов характеризуются как специфические объекты изучения в социальной психологии, а образовательная среда вуза - как условие актуализации групповой субъектности у студентов. Представлены результаты эмпирического исследования групповой субъектности у студентов-психологов.
Современная ситуация технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, цифровая трансформация экономики, сферы услуг и образования актуализируют проблему формирования цифровых проектных компетенций в профессионально-педагогическом образовании в университете. Будущие педагоги ориентируются на обновление педагогического инструментария через привлечение обновляющихся цифровых ресурсов (например, искусственного интеллекта) и механизмов (на примере ресурсов мягкого управления Agile) при взаимодействии с молодыми представителями «цифрового» поколения. Цель исследования - раскрыть сущность и особенности применения проектных технологий с элементами искусственного интеллекта (на примере образовательной стратегии EduScrum) в университетском образовании.
Такое явление, как геймификация (игрофикация), получило широкое распространение во многих областях человеческой деятельности, в том числе в образовании. Исследователи обнаружили, что геймифицированное электронное обучение повышает вовлеченность в процесс приобретения знаний, поскольку нарушает монотонность обычного аудиторного или дистанционного обучения, увеличивает мотивацию к достижению целей образовательного процесса. В статье показано, что игровые иммерсивные технологии обучения, включающие в свой состав образовательные симуляции и игровой оп
год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.
В статье анализируются социально-демографические предпосылки (угрозы и потребности) для формирования четвертой миссии университетов. Она заключается в содействии созданию студенческих семей и рождению первого ребенка в годы обучения в вузе. Крупные университеты таким образом могли бы способствовать снижению среднего возраста матери при рождении первенца, что представляется важным на фоне негативного влияния «старения материнства» на рождаемость и эффективность государственных протанаталистских мероприятий. В качестве механизма четвертой миссии рассматривается вузовская корпоративная демографическая политика.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/