Исследование посвящено анализу инфраструктурно-транспортного и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Предлагаемая методология исследования заключается в нахождении транспортных и региональных взаимосвязей с использованием корреляционного (в т. ч. ранговая корреляция) и логико-аналитического методов, квартилировании регионов по экономическому критерию (ВРП), в анализе относительной весомости квартилей по основным инфраструктурным и региональным показателям, в разработке инфраструктурно-транспортно-экономических портретов регионов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Электротехника
Транспортная инфраструктура является одним из ключевых факторов, определяющих уровень социально-экономического развития регионов. Ее создание и совершенствование не только повышает мобильность населения и доступность к разнообразным благам, но и служит основой для формирования конкурентоспособной экономики. Эффективная транспортная система способствует снижению логистических издержек, ускорению доставки товаров и услуг, а также повышению качества жизни населения. Регионы с хорошо развитой транспортной сетью имеют больше возможностей для привлечения инвестиций. Кроме экономических аспектов, транспортная инфраструктура влияет на социальное развитие регионов, а также способствует интеграции удаленных территорий в экономическую жизнь страны, что позволяет сократить социальное неравенство и повысить уровень жизни населения [1-3].
Список литературы
1. Экономические основы транспортной деятельности, инфраструктурного и инновационного развития транспорта / Д.А. Мачерет, А.Д. Разуваев, А.В. Кудрявцева, А.Ю. Ледней. - М.: Прометей, 2024. - 234 с.
2. Технико-экономическая оценка создания и эксплуатации транспортной инфраструктуры: Учеб. пособие для студентов бакалавриата и специалитета направлений подготовки “Экономика”, “Менеджмент” / Д.А. Мачерет, Н.А. Валеев, А.В. Кудрявцева [и др.]. - М.: Рос. ун-т транспорта, 2019. - 326 с.
3. Мачерет Д.А. Философские аспекты транспорта // Позиция. Филос. проблемы науки и техники. - 2024. - № 22. - С. 1-23.
4. Мачерет Д.А., Разуваев А.Д., Ледней А.Ю. Экономические аспекты неравномерности перевозок и загрузки инфраструктуры на железнодорожном транспорте: Монография - М.: Прометей, 2024. - 120 с.
5. Разуваев А.Д. Экономическая оценка создания, эволюции и стратегического развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта). - М.: Прометей, 2021. - 286 с.
6. Разуваев А.Д. Экономическая оценка создания и развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта) // Экономика железных дорог. - 2022. - № 3. - С. 14-29.
7. Мачерет Д.А., Разуваев А.Д. Макроэкономическая оценка инфраструктурного фактора обеспечения железнодорожных перевозок // Транспортное дело России. - 2023. - № 4. - С. 31-33.
8. Разуваев А.Д. Макроэкономическая оценка формирования загрузки и эффектов функционирования железнодорожной инфраструктуры // Бюл. ученого совета АО “ИЭРТ”. - 2024. - № 9. - С. 31-40.
9. Ханна П. Коннектография. Будущее глобальной цивилизации / пер. с англ. Э. Кондуковой; науч. ред. Р. Хусаинов, В. Шульпин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 432 с.
10. Мачерет Д.А. Развитие общества: сложный путь прогресса // Позиция. Филос. проблемы науки и техники. - 2024. - № 21. - С. 1-26.
11. Макроэкономическая оценка развития транспортной инфраструктуры / Д.А. Мачерет, А.В. Рышков, А.Ю. Белоглазов, К.В. Захаров // Вестн. ВНИИЖТ. - 2010. - № 5. - С. 3-10.
12. Подсорин В.А., Комаров В.А., Колядин Д.Г. Транспортное обеспечение пространственного развития регионов // Экономика железных дорог. - 2023. - № 11. - С. 13-23.
13. Мачерет Д.А., Мачерет Ю.Я. Проблемы транспортного обеспечения северных регионов // Мир транспорта. - 2017. - Т. 15, № 1 (68). - С. 128-139.
14. Разуваев А.Д., Ишханян М.В. Экономико-математический анализ развития транспортной инфраструктуры в аспекте межвидового взаимодействия // Транспортное дело России. - 2024. - № 1. - С. 75-81.
15. Разуваев А.Д. Экономико-статистический анализ единой транспортной системы // Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры: Тр. IV Международ. науч.-практ. конф., Москва, 23 ноября 2023 г. - М.: Прометей; РУТ (МИИТ), 2024. - С. 71-81.
16. Катаева Ю.В. Интегральная оценка уровня развития транспортной инфраструктуры региона // Вестн. Перм. ун-та. Серия “Экономика”. - 2013. - № 4 (19). - С. 66-73.
17. Выскребенцев И.С. Петров М.Б. Методика оценки уровня развития транспортной инфраструктуры региона // Транспорт Урала. - 2023. - № 3 (78). - С. 99-104.
18. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в исторической перспективе / науч. ред. А.А. Белых; перевод с англ. А.В. Белых. - М.: Издат. дом “Дело” РАНХиГС, 2015. - 536 с.
19. Росстат. Официальный сайт. Информационно-аналитические материалы [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/compendium (дата обращения: 30.07.2024).
20. Росстат. Официальный сайт. Транспорт [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 30.07.2024).
21. Мачерет Д.А. Роль плотности, мобильности населения и перемещения материальных благ в разных концепциях экономического роста // Вопр. теорет. экономики. - 2021. - № 4. - С. 50-78.
22. Мачерет Д.А. Методологические проблемы экономических исследований на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. - 2015. - № 3. - С. 12-26.
23. Разуваев А.Д. Перспективы совершенствования научного обоснования инфраструктурно-транспортных проектов на основе логико-аналитического подхода // Позиция. Филос. проблемы науки и техники. - 2024. - № 21. - С. 34-47.
24. Разуваев А.Д. Использование логико-аналитического метода для экономической оценки инфраструктурно-транспортных проектов // Позиция. Филос. проблемы науки и техники. - 2024. - № 22. - С. 23-30.
25. Мачерет Д.А. Экономическая классификация планируемых к строительству железнодорожных линий // Сб. тр. Международ. науч.-практ. конф. “Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет”. - М.: МИИТ, 2015. - С. 54-56.
26. Разуваев А.Д. Экономическая оценка перспектив развития высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры в России // Транспорт Российской Федерации. - 2024. - № 1 (110). - С. 38-42.
27. Мачерет Д.А., Разуваев А.Д. Экономические аспекты развития высокоскоростной транспортной инфраструктуры // Экономика железных дорог. - 2018. - № 6. - С. 48-57.
28. Мачерет Д.А., Рышков А.В., Разуваев А.Д. Влияние интенсификации использования железнодорожной инфраструктуры на экономические результаты перевозочной деятельности // Экономика железных дорог. - 2024. - № 1. - С. 12-20.
29. Мачерет Д.А., Разуваев А.Д. Методология достижения роста экономической эффективности транспортных систем на основе качественного совершенствования и интенсификации использования инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. - 2024. - № 2 (111). - С. 7-10.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен опыт разработки программного комплекса для проектирования новых железнодорожных линий, основанного на использовании цифровых моделей рельефа и геоинформационных систем. Представлены функциональные возможности разработанного программного обеспечения. Приведены примеры применения для проектирования железнодорожных линий в сложных географических условиях.
В статье анализируются современные методы проектирования железнодорожных линий с использованием цифровых моделей рельефа (ЦМР), таких как SRTM, ASTER GDEM и ALOS AW3D30. Также рассмотрены программные инструменты для работы с ЦМР. Отмечено, что применение ЦМР повышает точность трассирования и снижает затраты на проектирование.
В статье рассматривается проблема накопления избыточных парков вагонов на участках железнодорожной сети. Отражены причины появления избыточной концентрации подвижного состава в местах выгрузки. Сформулированы предложения по повышению эффективности управления вагонными парками на сети железных дорог общего пользования.
В статье рассматриваются перспективы развития внутригородских железнодорожных перевозок во Владивостоке как ключевого элемента транспортного каркаса. Проект направлен на улучшение транспортной доступности, снижение нагрузки на дорожную сеть и повышение качества жизни населения.
В статье сформулированы определения профицита и избыточного парка грузовых вагонов на железнодорожной сети, изложены методические положения по определению резервов и дефицитов вместимости путевого развития, вычисления избыточного парка грузовых вагонов в границах объектов железнодорожной инфраструктуры и подразделений железнодорожной сети, численной оценки его влияния на показатели эксплуатационной работы, на потери объемов перевозок грузов и снижение показателей надежности транспортного обслуживания.
Рассмотрены несколько подходов к оценке резерва пропускной способности двухпутных участков железных дорог на основе аналитических и имитационных моделей. Показаны потенциальные запасы при интервальном регулировании и внедрении автоведения, использование которых могло бы повысить пропускную способность участков и направлений железных дорог на 20-25 %, и причины, по которым этого не происходит. Именно интервальное регулирование может дать наибольший прирост пропускной способности. Также на примере одного из участков показано, что переход с 8-минутного интервала на 5-минутный дает эффект не более 10 %.
В статье рассматривается динамика роста показателя «Статическая нагрузка на вагон». Описана методика расчета размеров грузового движения, приведены основные расчетные формулы и выходные таблицы полученных данных.
Решена задача преодоления участка с тяжелыми горными условиями путем повышения эффективности использования парка локомотивов, резервов железнодорожных станций. Оптимальное распределение тяговых ресурсов и пунктов переработки поездов позволит увеличить объем перевозки в порты Дальнего Востока на 19,4 млн тонн в год.
В статье отражены результаты развития научной сферы АО «ИЭРТ» в 2024 г., включая развитие методического и цифрового инструментария, деятельности ученого совета, сотрудничества с научными партнерами, расширение направлений подготовки кадров высшей квалификации и др. Освещена целенаправленная работа, благодаря которой корпоративное издание «Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ» в 2024 г. достигло уровня наукометрических показателей ведущих отраслевых научных журналов (двухлетний импакт-фактор составил 0,69).
Дорогие коллеги!
В 2025 году Институт экономики и развития транспорта отмечает 85-летие (с момента своего образования 15 марта 1940 г.).
Издательство
- Издательство
- ИЭРТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- Юр. адрес
- 105066, г Москва, Басманный р-н, ул Новорязанская, д 24
- ФИО
- Румянцев Сергей Валерьевич (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://iedt.ru/