В обзоре, посвящённом дискуссии вокруг исследований потребительских ожиданий, внимание сфокусировано на методологических особенностях и актуальных проблемах измерения Индекса потребительских настроений (ИПН) в пространстве социологии. Обосновывается необходимость обсуждения роли неэкономических факторов формирования потребительских ожиданий - социологических (социально- демографических) оснований, влияния социального окружения (институтов), укоренённой роли массмедиа. Такой подход позволяет объяснять аномалии, возникающие в моделях временных рядов, особенно в периоды экономической турбулентности. В рамках исследования приведена история развития психологической экономики (теоретическое основание ИПН), рассмотрены ключевые подходы, тезисы и исследования. Большинство исследований потребительских настроений до 1990-х гг. выстроены в виде описания экономических моделей и результатов без включения в описание социологической рефлексии. С 1990-х гг. появляются новые направления и исследования, в которых ставится задача поиска содержательной аргументации изменения индекса в периоды экономических перемен. Полученные результаты зачастую носят разрозненный характер, в них отсутствуют звенья, системно связывающие потребительские ожидания, социальные факторы и макроэкономику. Одним из вариантов поиска «теории среднего уровня» является выработка концептуальной рамки, основанной на концепции укоренённости, предложенной Ш. Зукин и П. Димаджио. В обзоре показано, что некоторые формы укоренённости позволяют объяснять на содержательном уровне отклонения либо устойчивую направленность потребительских ожиданий в ходе анализа временных рядов. Массмедиа в таком случае может не только методически дополнять анализ ИПН, но и выступать в качестве одной из сторон укоренённости экономического действия. Важным результатом работы стала разработка обновлённой концептуальной схемы, включающей укоренённость в качестве значимой переменной при построении эконометрических моделей, указывающих на специфику и возможные ограничения такого подхода. Статья вносит вклад в расширение практик включения ИПН в состав социологических лонгитюдных исследований, в том числе с добавлением массмедиа в качестве дополнительной переменной.
Идентификаторы и классификаторы
Индекс потребительских настроений (ИПН) — макроэкономический индикатор, разработанный в Мичиганском университете под руководством Дж. Катоны в 1940-х гг. [Katona, Likert 1946]. Он измеряет субъективные оценки людей о происходящем в экономике. Индекс строится по пяти стандартизованным вопросам: оценки индивидом текущего материального положения; ожидания изменений материального положения через год; ожидания изменений экономического положения страны через год и пять лет; оценка индивидом возможностей совершать крупные покупки в текущем периоде. Индекс
рассчитывается как средняя разница доли положительных и отрицательных ответов пяти индикаторов (так называемый балансовый подход) [Ибрагимова, Николаенко 2005].
Список литературы
- Аболафия М. 2003. Рынки как культуры: этнографический подход. Экономическая социология. 4 (2): 63-72. URL: https://ecsoc.hse.ru/2003-4-2/26593781.html. EDN: NLYBGD
Abolafia M. (2003) Rynki kak kul’tura: etnographicheskiy podkhod [Markets as Cultures: An Ethnographic Approach]. Journal of Economic Sociology = Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 4, no 2, pp. 63-72. Available at: https://ecsoc.hse.ru/2003-4-2/26593781.html (accessed 12 May 2024) (in Russian). EDN: NLYBGD - Антипов Г. А. 2022. На путях к метафизической исследовательской программе эволюционных процессов в науке: Томас Кун и Имре Лакатос. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 65: 5-19. URL: Х/65/1. DOI: 10.17223/1998863 EDN: UROEWG Antipov G. A. (2022) Na puti k metaphizicheskoy issledovatel’skoy programme evolyutsionnykh protsessov v nauke: Tomas Kun i Imre Lakatos. [Towards a Metaphysical Research Program of Evolutionary Processes in Science: Thomas Kuhn and Imre Lakatos]. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science = Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, no 65. pp. 5-19. Available at: Х/65/1 (accessed 12 May 2024) (in Russian). DOI: 10.17223/1998863
- Бердышева Е. С., Романова Р. И. 2016. Социальная архитектоника рыночной цены: основы восприятия цен потребителями (случай Москвы). Вопросы экономики. 5: 127-150. URL:. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-5-127-150 EDN: VVBYIT Barberis N., Thaler R. (2003) A Survey of Behavioral Finance. Handbook of the Economics of Finance (eds. G. Constantinides, M. Harris, R. M. Stulz), 1st edn., Amsterdam: Elsevier, pp. 1053-1128. Available at: 10.1016/S1574-0102(03)01027-6 (accessed 12 May 2024). DOI: 10.1016/S1574-0102(03)01027-6(accessed12May2024)
- Грановеттер М. 2002. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости. Экономическая социология. 3 (3): 44-58. URL: https://ecsoc.hse.ru/2002-3-3/26593518.html. EDN: OYUWVD Granovetter M. (2002) Ekonomicheskoye deystviye i sotsial’naya struktura: problema ukorenonnosti [Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness]. Journal of Economic Sociology = Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 3, no 3, pp. 44-58. Available at: https://ecsoc.hse.ru/2002-3-3/26593518.html (accessed 12 May 2024) (in Russian). EDN: OYUWVD
- Дементьева И. Н., Шаклеина М. В. 2019. Применение индексного метода в исследованиях потребительских настроений населения. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 12 (1): 153-173. URL:. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.9 EDN: VVFJNI Dement’eva I., Shakleina M. (2019) Primeneniye indeksnogo metoda v issledovaniyakh potrebitel’skikh nastroyeniy naseleniya [Applying the Index Method in the Research on Consumer Sentiment]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast = Ekonomicheskiye i sotsial’nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, vol. 12, no 1, pp. 153-173. Available at: 10.15838/esc.2019.1.61.9 (accessed 12 May 2024) (in Russian). DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.9(accessed12May2024)(inRussian)
- Ибрагимова Д. Х. 2014. Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст. Экономическая социология. 15 (3): 24-69.URL: https://ecsoc.hse.ru/2014-15-2/118769268.html. EDN: VUZMRT Ibragimova D. Kh. (2014) Potrebitel’skiye ozhidaniya naseleniya Rossii (1996-2009): kak vzaimosvyazany kogorty, pokoleniya i vozrast [Consumer Expectations of the Russian Population (1996-2009): How Cohorts, Generations and Age are Interconnected]. Journal of Economic Sociology = Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 15, no 3, pp. 24-69. Available at: https://ecsoc.hse.ru/2014-15-3/124385776.html (accessed 12 May 2024) (in Russian). EDN: VUZMRT
- Ибрагимова Д. Х., Николаенко С. А. 2005. Индекс потребительских настроений. М.: Поматур. Ibragimova D. Kh., Nikolayenko S. A. (2005) Indeks potrebitel’skikh nastroyeniy [Consumer Sentiments Index], Moscow: Pomatur (in Russian).
- Казун А. Д. 2017. Как экономика в новостях влияет на новости в экономике? Обзор теорий о специфике и роли экономических дискуссий в СМИ. Экономическая социология. 18 (3): 97-139. URL: https://ecsoc.hse.ru/2017-18-3/206309098.html. EDN: ZBOGZN Kazun N. (2017) Kak ekonomika v novostyakh vliyaet na novosti v ekonomike? Obzor teoriy o spetsifike i roli ekonomicheskikh diskussiy v SMI [How Does Economy in News Affects News in Economy? A Review of Theories on the Specific and Role of Economic Discussions in the Media]. Journal of Economic Sociology = Ekonomicheskaya sotsiologiya, vol. 18, no 3, pp. 97-129. Available at: https://ecsoc.hse.ru/2017-18-3/206309098.html (accessed 20 May 2024) (in Russian).
- Капелюшников Р. И. 2013. Поведенческая экономика и новый патернализм. Часть I. Вопросы экономики. 9: 66-90. EDN: RAEVVB Kapelyushnikov R. (2013) Povedencheskaya ekonomika i “novyy” paternalizm. Chast’ I [Behavioral Economics and the New Paternalism. Part I.]. Voprosy ekonomiki, no 9, pp. 66-90 (in Russian). EDN: RAEVVB
-
Китрар Л. А. Липкинд Т. М. 2020. Анализ взаимосвязи индикатора экономических настроений и роста ВВП. Экономическая политика. 15 (6): 8-41. URL:. DOI: 10.18288/1994-5124-2020-6-8-41 EDN: JZQULE Kitrar L. A., Lipkind T. M. (2020) Analiz vzaimosvyazi indikatora ekonomicheskikh nastroyeniy i rosta VVP [Analysis of the Relationship between the Indicator of Economic Sentiment and GDP Growth]. Economic Policy = Ekonomicheskaya politika, vol. 15, no 6, pp. 8-41. Available at: 10.18288/1994-5124-2020-6-8-41 (accessed 12 May 2024) (in Russian). DOI: 10.18288/1994-5124-2020-6-8-41(accessed12May2024)(inRussian)
-
Козлова М. А. 2016. Вклад Дж. М. Кейнса в анализ психологических мотивов экономического поведения. Вестник МГИМО-Университета. 3 (48): 188-195. URL:. DOI: 10.24833/2071-8160-2016-3-48-188-195 EDN: WEZRQZ Kozlova M. (2016) Vklad J. M. Keynsa v analiz psikhologicheskikh motivov ekonomicheskogo povedeniya [Contribution of J. M. Keynes to the Analysis of Psychological Motives of Economic Behavior]. MGIMO Review of International Relations = Vestnik MGIMO-University, vol. 3, no 48, pp. 188-195. Available at: 10.24833/2071-8160-2016-3-48-188-195 (accessed 12 May 2024) (in Russian). DOI: 10.24833/2071-8160-2016-3-48-188-195(accessed12May2024)(inRussian)
-
Красильникова М. Д. 2010. Как российское население переживает очередной экономический кризис. Мир России. Социология. Этнология. 19 (4): 162-181. EDN: NNGWEL
Krasil’nikova M. (2010) Kak rossiyskoye naseleniye perezhivayet ocherednoy ekonomicheskiy krizis [The Russian Population in the Light of Another Economic Crisis]. Universe of Russia. Sociology. Ethnology = Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya, vol. 19, no 4, pp. 162-181 (in Russian).
13. Наумова Е. 2014. Социология “градов” Л. Болтански и Л. Тевено и “режимы вовлеченности” в капитализм. Социологическое обозрение. 13 (3): 246-251. EDN: TIMMCL
Naumova E. (2014) Sotsiologiya “Gradov” L. Boltanski i L. Teveno i “Rezhimy vovlechennosti” v kapitalizm [Luc Boltanski and Laurent Thévenot’s Sociology of “Worlds” and “Regimes of Engagement” with Capitalism]. Russian Sociological Review = Sotsiologicheskoye obozreniye, vol. 13, no 3, pp. 44-58 (in Russian).
14. Пястолов С. М. 2013. Реальности психологии и экономики. Terra Economicus. 11 (1): 38-46. EDN: PZJEWJ Pyastolov S. M. (2013) Real’nosti psikhologii i ekonomiki [Realities of Psychology and Economics] Terra Economicus, vol. 11, no 1, pp. 38-46 (in Russian). EDN: PZJEWJ
15. Радаев В. В. 2005. Социология потребления: основные подходы. Социологические исследования. 1: 5-18. EDN: OOYJUD Radaev V. (2005) Sotsiologiya potrebleniya: osnovnyye podkhody [Sociology of Consumption: Basic Approaches]. Sociological Studies = Sotsiologicheskie Issledovaniia, no 1, pp. 5-18 (in Russian). EDN: OOYJUD
16. Радаев В. В. 2008. Рынок как переплетение социальных сетей. Российский журнал менеджмента.6 (2): 47-54. EDN: JTNRSX Radaev V. (2008) Rynok kak perepleteniye sotsial’nykh setey [The Market as an Interweaving of Social Networks]. Russian Management Journal = Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta, vol. 6, no 2, pp. 47-54 (in Russian).
17. Aarle B. van, Kappler M. 2012. Economic Sentiment Shocks and Fluctuations in Economic Activity in the Euro Area and the USA.Intereconomics. 47 (1): 44-51. URL:. DOI: 10.1007/s10272-012-0405-z EDN: RWUXKV
18. Algaba A. et al. 2023. Daily News Sentiment and Monthly Surveys: A Mixed-Frequency Dynamic Factor Model for Nowcasting Consumer Confidence.International Journal of Forecasting. 39 (1): 266-278. URL:. DOI: 10.1016/j.ijforecast.2021.11.005 EDN: LNIUCR
19. Almeida F. 2015. The Psychology of Early Institutional Economics: The Instinctive Approach of Thorstein Veblen’s Conspicuous Consumer Theory. EconomiA. 16 (2): 226-234. URL:. DOI: 10.1016/j.econ.2015.05.002
20. Anastasiou D., Ftiti Z., Louhichi W., Tsouknidis D. 2023. Household Deposits and Consumer Sentiment Expectations: Evidence from Eurozone. Journal of International Money and Finance. 131 (March): art. 102775. URL:. DOI: 10.1016/j.jimonfin.2022.102775
21. Bailey M. et al. 2018. Social Connectedness: Measurement, Determinants, and Effects. Journal of Economic Perspectives. 32 (3): 259-280. URL:. DOI: 10.1257/jep.32.3.259
22. Barberis N., Thaler R. 2003. A Survey of Behavioral Finance. In: Constantinides G., Harris M., Stulz R. M. (eds). Handbook of the Economics of Finance. 1st edn. Amsterdam: Elsevier; 1053-1128. URL:. DOI: 10.1016/S1574-0102(03)01027-6
23. Beckert J. 2013. Imagined Futures: Fictional Expectations in the Economy. Theory and Society. 42 (3): 219-240. URL:. DOI: 10.1007/s11186-013-9191-2 EDN: VWFTPC
24. Berry Ch. J. 2012. Adam Smith’s “Science of Human Nature”. History of Political Economy. 44 (3): 471-492. URL:. DOI: 10.1215/00182702-1717257
25. Biolsi C., Du B. 2020. Do Shocks to Animal Spirits Cause Output Fluctuations? Southern Economic Journal. 87 (1): 331-368. URL:. DOI: 10.1002/soej.12452
26. Bram J., Ludvigson S. C. 1998. Does Consumer Confidence Forecast Household Expenditure? A Sentiment Index Horse Race. Economic Policy Review. 4 (2): 59-78.
27. Breza E., Chandrasekhar A. G. 2019. Social Networks, Reputation, and Commitment: Evidence from a Savings Monitors Experiment. Econometrica. 87 (1): 175-216. URL:. DOI: 10.3982/ECTA13683
28. Burch S. W., Stekler H. 1969. The Forecasting Accuracy of Consumer Attitude Data. Journal of the American Statistical Association. 64 (328): 1225-1233. URL:. DOI: 10.2307/2286063
29. Carroll C. D., Fuhrer J. C., Wilcox D. W. 1994. Does Consumer Sentiment Forecast Household Spending? If So, Why? The American Economic Review. 84 (5): 1397-1408. EDN: HEMSLR
30. Coleman J. S. 1988. Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. 94: 95-120. URL:. DOI: 10.1086/228943
31. Collins A.et al. 2021. Suicide, Sentiment and Crisis. The Social Science Journal. 58 (2): 206-223. URL:. DOI: 10.1016/j.soscij.2019.04.001
32. Curtin R. 2019. Consumer Expectations: A New Paradigm. Business Economics. 54 (4): 199-210. URL:. DOI: 10.1057/s11369-019-00148-1
33. Damstra A., Boukes M. 2018. The Economy, the News, and the Public: A Longitudinal Study of the Impact of Economic News on Economic Evaluations and Expectations.Communication Research. 48 (1): 26-50. URL:. DOI: 10.1177/0093650217750971
34. Dequech D. 2003. Cognitive and Cultural Embeddedness: Combining Institutional Economics and Economic Sociology. Journal of Economic Issues. 37 (2): 461-470. EDN: DZXOCF
35. Dickinson Z. C. 1924. Quantitative Methods in Psychological Economics. The American Economic Review. 14 (1): 117-126.
36. DiMaggio P. 2019. Social Structure, Institutions, and Cultural Goods: The Case of the United States. In: Bourdieu P., Coleman J. S., Coleman Z. W. (eds) Social Theory for a Changing Society. New York: Routledge: 133-166. URL:. DOI: 10.4324/9780429306440-5
37. DiMaggio P., Zukin S. 1990. Structures of Capital: The Social Organization of Economic Life. New York: Cambridge University Press.
38. Dixon R., Griffiths W., Lim G. C. 2014. Lay People’s Models of the Economy: A Study Based on Surveys of Consumer Sentiments. Journal of Economic Psychology. 44 (October): 13-20. URL:. DOI: 10.1016/j.joep.2014.06.001
39. Dugger W. M. 1979. Methodological Differences Between Institutional and Neoclassical Economics. Journal of Economic Issues. 13 (4): 899-909.
40. Duesenberry J. S. 1948. Income-Consumption Relations and Their Implications. In: Metzler L. et al. Income, Employment and Public Policy: Essays in Honor of Alvin H. Hansen. New York: W. W. Norton &Company, Inc.; 54-81.
41. Earl P. E. 1988. Economic Psychology. Prometheus. 6 (1): 142-149.
42. Edy J. A., Snidow S. M. 2011. Making News Necessary: How Journalism Resists Alternative Media’s Challenge. Journal of Communication. 61 (5): 816-834. URL:. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2011.01584.x
43. Fan C. S., Wong P. 1998. Does Consumer Sentiment Forecast Household Spending? The Hong Kong Case. Economics Letters. 58 (1): 77-84. URL:. DOI: 10.1016/S0165-1765(97)00247-4
44. Fogarty B. J. 2005. Determining Economic News Coverage.International Journal of Public Opinion Research. 17 (2): 149-172. URL:. DOI: 10.1093/ijpor/edh051 EDN: IQEELB
45. Forrester J. 2017. Foucault, Power-Knowledge and the Individual. Psychoanalysis and History. 19 (2): 215-232. URL:. DOI: 10.3366/pah.2017.0215
46. Friedman M. 1957 A Theory of the Consumption Function. Princeton: Princeton University Press.
47. Garner C. A. 1981. Economic Determinants of Consumer Sentiment. Journal of Business Research. 9 (2): 205-220. URL:. DOI: 10.1016/0148-2963(81)90004-7
48. Goldberg A. et al. 2016. Fitting In or Standing Out? The Tradeoffs of Structural and Cultural Embeddedness. American Sociological Review. 81 (6): 1190-1222. URL:. DOI: 10.1177/0003122416671873
49. Gric Z., Ehrenbergerova D., Hodula M. 2022. The Power of Sentiment: Irrational Beliefs of Households and Consumer Loan Dynamics. Journal of Financial Stability. 59 (April): art. 100973. URL:. DOI: 10.1016/j.jfs.2022.100973
50. Grunberg E. 1978. “Complexity” and “Open Systems” in Economic Discourse. Journal of Economic Issues. 12 (3): 541-560.
51. Haller H. B., Norpoth H. 1997. Reality Bites: News Exposure and Economic Opinion. The Public Opinion Quarterly. 61 (4): 555-575. URL:. DOI: 10.1086/297817
52. Herrmann-Pillath C. 2010. Social Capital, Chinese Style: Individualism, Relational Collectivism and the Cultural Embeddedness of the Institutions - Performance Link. China Economic Journal. 2 (3): 325-350. URL:. DOI: 10.1080/17538960903529568
53. Hester J. B., Gibson R. 2003. The Economy and Second-Level Agenda Setting: A Time-Series Analysis of Economic News and Public Opinion about the Economy. Mass Communication Quarterly. 80 (1): 73-90. URL:. DOI: 10.1177/107769900308000106
54. Hymans S. H., Ackley G., Juster F. T. 1970. Consumer Durable Spending: Explanation and Prediction. Brookings Papers on Economic Activity. 1970 (2): 173-206.
55. Johannisson B., Ramírez-Pasillas M., Karlsson G. 2002. The Institutional Embeddedness of Local Inter-Firm Networks: A Leverage for Business Creation. Entrepreneurship & Regional Development. 14 (4): 297-315. URL:. DOI: 10.1080/08985620210142020
56. Katona G.1951. Psychological Analysis of Economic Behavior. New York: McGraw-Hill.
57. Katona G. 1968. Consumer Behavior: Theory and Findings on Expectations and Aspirations. The American Economic Review. 58 (2): 19-30.
58. Katona G.1975. Psychological Economics. New York: Elsevier.
59. Katona G., Likert R. 1946. Relationship between Consumer Expenditures and Savings: The Contribution of Survey Research. The Review of Economics and Statistics. 28 (4): 197-199.
60. Kleinnijenhuis J., Schultz F., Oegema D. 2015. Frame Complexity and the Financial Crisis: A Comparison of the United States, the United Kingdom, and Germany in the Period 2007-2012. Journal of Communication. 65 (1): 1-23. URL:. DOI: 10.1111/jcom.12141
61. Knight F. H. 1925. Economic Psychology and the Value Problem. The Quarterly Journal of Economics. 39 (3): 372-409.
62. Krippner G. R., Alvarez A. S. 2007. Embeddedness and the Intellectual Projects of Economic Sociology. Annual Review of Sociology. 33: 219-240. URL:. DOI: 10.1146/annurev.soc.33.040406.131647
63. Krupka E., Weber R. A. 2009. The Focusing and Informational Effects of Norms on Pro-Social Behavior. Journal of Economic Psychology. 30 (3): 307-320. URL:. DOI: 10.1016/j.joep.2008.11.005
64. Kühberger A. 1998. The Influence of Framing on Risky Decisions: A Meta-Analysis. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 75 (1): 23-55. URL:. DOI: 10.1006/obhd.1998.2781
65. Lindenberg S., Frey B. S. 1993. Alternatives, Frames, and Relative Prices: A Broader View of Rational Choice Theory. Acta Sociologica. 36 (3): 191-205. URL:. DOI: 10.1177/000169939303600304 EDN: JLISSZ
66. Lischka J. A. 2015. Economic News, Sentiment, and Behavior: How Economic and Business News Affects the Economy.Wiesbaden: Springer. URL:. DOI: 10.1007/978-3-658-11541-8 EDN: UVMVGH
67. Lozza E. et al. 2016. Consumer Sentiment after the Global Financial Crisis.International Journal of Market Research. 58 (5): 671-691. URL:. DOI: 10.2501/IJMR-2015-075
68. Makridis C. A. 2022. The Social Transmission of Economic Sentiment on Consumption. European Economic Review. 148 (September): art. 104232. URL:. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2022.104232
69. Manski C. F. 2004. Measuring Expectations. Econometrica, 72 (5): 1329-1376. URL:. DOI: 10.1111/j.1468-0262.2004.00537.x
70. McCombs M. E., Shaw D. L. 1972. The Agenda-Setting Function of Mass Media. Public Opinion Quarterly. 36 (2): 176-187. URL:. DOI: 10.1086/267990
71. Medovikov I. 2016. When Does the Stock Market Listen to Economic News? New Evidence from Copulas and News Wires. Journal of Banking & Finance. 65 (April): 27-40.
72. Morgan M. S., Knuuttila T. 2012. Models and Modelling in Economics. In: Mäki U. (ed.) Philosophy of Economics. Handbook of the Philosophy of Science. 13. Amsterdam, The Netherlands:Elsevier; 49-87.
73. Molm L. D., Melamed D., Whitham M. M. 2013. Behavioral Consequences of Embeddedness: Effects of the Underlying Forms of Exchange. Social Psychology Quarterly. 76 (1): 73-97. URL:. DOI: 10.1177/0190272512468284
74. Nguyen V. H., Claus E. 2013. Good News, Bad News, Consumer Sentiment and Consumption Behavior. Journal of Economic Psychology, 39 (December): 426-438. URL:. DOI: 10.1016/j.joep.2013.10.001
75. Oomen J., Hoffman J., Hajer M. A. 2022. Techniques of Futuring: On How Imagined Futures Become Socially Performative. European Journal of Social Theory. 25 (2): 252-270. URL:. DOI: 10.1177/1368431020988826
76. Pallas J., Fredriksson M. 2013. Corporate Media Work and Micro-Dynamics of Mediatization. European Journal of Communication. 28 (4): 420-435. URL:. DOI: 10.1177/0267323113488487
77. Palley T.2010. The Relative Permanent Income Theory of Consumption: A Synthetic Keynes-Duesenberry-Friedman Model. Review of Political Economy. 22 (1): 41-56. URL:. DOI: 10.1080/09538250903391954
78. Pool V. K., Stoffman N., Yonker S. E. 2015. The People in Your Neighborhood: Social Interactions and Mutual Fund Portfolios. The Journal of Finance. 70 (6): 2679-2732. URL:. DOI: 10.1111/jofi.12208
79. Raven J. et al. 2011. An Institutional Embeddedness of Welfare Opinions? The Link between Public Opinion and Social Policy in the Netherlands (1970-2004). Journal of Social Policy. 40 (2): 369-386. URL:. DOI: 10.1017/S0047279410000577
80. Scheufele D. A., Tewksbury D. 2007. Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models. Journal of Communication. 57 (1): 9-20. URL:. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2006.00326_5.x
81. Shapiro H. T., Angevine G. E. 1969. Consumer Attitudes, Buying Intentions and Expenditures: An Analysis of the Canadian Data. The Canadian Journal of Economics. 2 (2): 230-249. URL:. DOI: 10.2307/133636
82. Shapiro A. H., Sudhof M., Wilson D. J. 2022. Measuring News Sentiment. Journal of Econometrics. 228 (2): 221-243. URL:. DOI: 10.1016/j.jeconom.2020.07.053 EDN: WVPAMW
83. Simons J. et al. 2004. Placing Motivation and Future Time Perspective Theory in a Temporal Perspective. Educational Psychology Review. 16 (June): 121-139. URL: https://doi.org/10.1023/B:EDPR.0000026609.94841.2f.
84. Song M., Shin K.-S. 2019. Forecasting Economic Indicators Using a Consumer Sentiment Index: Survey-Based versus Text-Based Data. Journal of Forecasting. 38 (6): 504-518. URL:. DOI: 10.1002/for.2584
85. Soroka S. N. 2012. The Gatekeeping Function: Distributions of Information in Media and the Real World. The Journal of Politics. 74 (2): 514-528. URL:. DOI: 10.1017/S002238161100171X
86. Soroka S. N., Stecula D. A., Wlezien C. 2015. It’s (Change in) the (Future) Economy, Stupid: Economic Indicators, the Media, and Public Opinion. American Journal of Political Science. 59 (2): 457-474. URL:. DOI: 10.1111/ajps.12145
87. Souleles N. S. 2004. Expectations, Heterogeneous Forecast Errors, and Consumption: Micro Evidence from the Michigan Consumer Sentiment Surveys. Journal of Money, Credit and Banking. 36 (1): 39-72. URL:. DOI: 10.1353/mcb.2004.0007 EDN: GJVAKN
88. Starr M. A. 2012. Consumption, Sentiment, and Economic News. Economic Inquiry. 50 (4): 1097-1111. URL:. DOI: 10.1111/j.1465-7295.2010.00346.x
89. Taylor J. B., Williams J. C. 2009. A Black Swan in the Money Market. American Economic Journal: Macroeconomics. 1 (1): 58-83. URL:. DOI: 10.1257/mac.1.1.58
90. Tversky A., Kahneman D. 1981. The Framing of Decisions and the Psychology of Choice. Science. 211 (4481): 453-458. URL:. DOI: 10.1126/science.7455683 EDN: IDPGYX
91. Tworek H. J. 2020. Oligopolies of the Past? Habermas, Bourdieu, and Conceptual Approaches to News Agencies. Journalism. 21 (12): 1825-1841. URL:. DOI: 10.1177/1464884919883489
92. Vaughan E., Seifert M. 1992. Variability in the Framing of Risk Issues. Journal of Social Issues. 48 (4): 119-135. URL:. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1992.tb01948.x
93. Velthuis B. O. 1999. The Changing Relationship Between Economic Sociology and Institutional Economics: From Talcott Parsons to Mark Granovetter1. American Journal of Economics and Sociology. 58 (4): 629-649. URL:. DOI: 10.1111/j.1536-7150.1999.tb03387.x
94. Viktorov I., Abramov A. 2020. The 2014-2015 Financial Crisis in Russia and the Foundations of Weak Monetary Power Autonomy in the International Political Economy. New Political Economy. 25 (4): 487-510. URL:. DOI: 10.1080/13563467.2019.1613349 EDN: CYRYYN
95. Ward S. 1974. Consumer Socialization. Journal of Consumer Research. 1 (2): 1-14. URL:. DOI: 10.1086/208584
96. Warde A. 2017. Consumption: A Sociological Analysis. London: Palgrave Macmillan.
97. Wärneryd K.-E. 2008. Economics and Psychology: Economic Psychology According to James Mill and John Stuart Mill. Journal of Economic Psychology. 29 (6): 777-791. URL:. DOI: 10.1016/j.joep.2008.03.001
98. Wise K., Bolls P. D., Schaefer S. R. 2008. Choosing and Reading Online News: How Available Choice Affects Cognitive Processing. Journal of Broadcasting Electronic Media. 52 (1): 69-85. URL:. DOI: 10.1080/08838150701820858
99. Zagórski K., McDonnell J. S. 1995. “Consumer Confidence” Indexes as Social Indicators. Social Indicators Research. 36 (3): 227-246. URL:. DOI: 10.1007/BF01078815 EDN: MHGSUK
100. Zuckerman E. W. 2004. Structural Incoherence and Stock Market Activity. American Sociological Review. 69 (3): 405-432. URL:. DOI: 10.1177/000312240406900305
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга “Будущее потребления“ предлагает читателям взглянуть на тенденции в современной индустрии розничной торговли и их влияние на будущее потребления. Редакторы, Кристина Бекстрем, Кэрис Иган-Уайер и Эмма Самсиое, представляют материал в дедуктивной манере, сначала излагая общую тему каждой части, которая дает читателю общее представление. Они знакомят читателя с технологиями, устойчивым развитием, благополучием и качеством обслуживания клиентов, которые тесно взаимосвязаны и формируют практику потребления. Далее они разделяют части на более мелкие элементы, каждый из которых отражает важнейшие тенденции в современной практике потребления, которые должны определить будущее потребления. В каждой главе авторы раскрывают неотъемлемые элементы современного дискурса о потреблении, которые к концу книги помогают читателю собрать мозаику и получить полное представление о будущем потребления. Несмотря на то, что книга представляет собой чисто маркетинговую точку зрения и представляет собой руководство для исследователей рынка и практиков, читатель может найти множество доказательств того, что описанные факторы имеют гораздо более глубокую социальную природу, чем просто модели потребления. Современное потребление - это уже не только приобретение и использование товаров и услуг. Речь идет о самоидентификации и самоопределении, когда через потребление люди рассказывают, кто они, какое социальное положение они занимают, какие ценности и убеждения отражают. Роль розничной торговли также претерпевает определенные изменения. Современные ритейлеры и бренды рассматриваются как проводники социальных и политических идей, те, кто способен формировать общественное мнение и существенно изменять потребительское поведение. Все игроки современной розничной торговли взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Раскин (Субсидирование риса) и PKH (Условные денежные выплаты для семей с низкими доходами) — это программы социальной защиты, направленные на снижение уровня бедности в Индонезии. Используя метод разницы в различиях, в этом исследовании тщательно изучается влияние Раскина и PKH на расходы на питание бедных индонезийских домохозяйств. В анализе использовались данные обследования семейной жизни Индонезии (IFLS) 2007 и 2014 годов. Результаты показывают, что реализация программы Раскина оказывает значительное влияние на потребительские расходы бедных домохозяйств. Это связано с тем, что большинство бедных домохозяйств получают Раскин в качестве основного продукта питания для удовлетворения потребительских потребностей своего домохозяйства, особенно в периоды кризиса, изменения климата или неурожая. Другие факторы, которые также влияют на объем расходов бедных домохозяйств на потребление продуктов питания, включают возраст главы домохозяйства, количество членов домохозяйства и местонахождение домохозяйства. С другой стороны, PKH не оказывает существенного влияния на потребительские расходы из-за отсутствия достоверных данных о целевых получателях, поскольку его реализация требует соблюдения поведенческих норм, связанных с посещением детьми школы и дородовым медицинским осмотром. Таким образом, улучшения программы как для Раскина, так и для PKH осуществляются путем постоянного обновления целевых данных бедных домохозяйств, чтобы предоставляемая помощь могла быть получена правильной целью. Кроме того, очень важно способствовать пониманию и повышению осведомленности, чтобы побудить детей посещать школу, а беременных женщин пользоваться услугами здравоохранения с интенсивной социализацией и помощью, особенно для бедных домохозяйств.
Книга «Political Rumors: Why We Accept Misinformation and How to Fight It» («Политические слухи: почему мы принимаем недостоверную информацию и как с этим бороться?») представляет результат многолетних исследований Адама Берински, посвящённых анализу разных сторон одной из форм недостоверной информации - слухов. Рассматриваются особенности распространения и устойчивости слухов в медиапространстве, обусловливаемые их вирусностью, повторяемостью и социальной передачей. Отдельное освещение получают факторы, связанные с верой в мисинформацию, среди которых выделяется склонность к конспирологическому мышлению и догматизму, а также политическая невовлечённость. Сочетая психологический и политологический подходы, автор книги делает акцент на особенностях восприятия слухов и их опровержения. Несмотря на то что эффект оказывается краткосрочным, продуктивной стратегией является коррекция слухов, резонирующая с политической ориентацией индивида. В рамках описания серии экспериментов в книге доказывается склонность людей подтверждать свои убеждения, в связи с чем бóльшим доверием обладают источники, чья партийная идентичность соответствует представлениям человека. В то же время в случае опровержений, напротив, люди более восприимчивы к информации, транслируемой источниками, которым выгодно существование слуха. Книга предлагает по-новому взглянуть на возможности разоблачения слухов, смещая фокус с нейтральных источников опровержения на имеющие явную политическую окраску и задействуя психологические и эвристические механизмы восприятия информации.
Значительная часть рассуждений в контексте категории харизмы Макса Вебера адресована процессам рутинизации и объективации, результатом которых является деперсонализация и потеря революционного характера в содержании первоначально личного качества индивида. Однако существуют примеры пересечения личных и рутинизированных типов, когда, с одной стороны, провозглашаемые идеи являются неординарными и инновационными, но ограничиваются обособленной сферой влияния и не претендуют на статус всеобъемлющих революционных принципов. С другой стороны, сохраняется личный характер, то есть отсутствует деперсонализация, характерная для рутинизированных форм. Возникает ряд вопросов: есть ли здесь место харизме? Уместно ли говорить о повседневном варианте феномена, при этой избегая «безблагодатного» содержания? Для уточнения тех случаев, когда в противовес сфабрикованному характеру применение категории является допустимым и уместным, необходимо обратиться к генезису повседневной харизмы. Ключевым источником аргументации в статье выступает предложенный К. Кремером вариант модифицированного классического содержания термина в контексте анализа рыночных констелляций. Как следствие, на основании предложенного подхода в сочетании с работами Н. Биггарт, У. Бахмана, Р. Сеннета, Ш. Н. Айзенштадта, П. Бурдьё, С. Тёрнера, А. Бьёнфе и Е. Хорн систематизируется представление о процессе конструирования повседневной харизмы, механизме возникновения отношений подражания и подчинения и способах укрепления легитимности повседневной харизмы. В свою очередь, на примерах «экономического актора» К. Кремера и стратегий розничной торговли брендов класса люкс демонстрируются возможности применения категории «харизма» к случаям, когда слияние экономических и социальных основ предполагает смещение акцента с рациональной мотивации максимизации полезности субъектов хозяйственных отношений.
В статье исследуются проблемы коррупции в Иркутской области, промышленном регионе Сибири. Цель исследования - выявление факторов, оказывающих влияние на уровень коррупции в регионе. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что в настоящее время происходит институционализация коррупционных процессов в российском обществе. Для измерения уровня коррупции в Иркутской области разработана и применена методика социологического исследования уровня и характеристик коррупции в регионе. Исследование проводилось методом опроса на онлайн-панели. Было установлено, что уровень бытовой коррупции в Иркутской области несколько ниже, чем в других российских регионах, в 2022 г. она составила 13,0%. Чаще всего население сталкивается со случаями бытовой коррупции при получении бесплатной медицинской помощи и в связи с дополнительными платежами в средней школе. Среди респондентов были выявлены группы риска, у которых выше вероятность попадания в коррупционную ситуацию, а также установлен ряд признаков, повышающих склонность к совершению коррупционных действий. К признакам, которые повышают вероятность выбора коррупционной модели поведения, относятся мужской пол, старший (55-64 года) и пенсионный возраст (65+ лет), высокое материальное положение, работа в качестве индивидуального предпринимателя, фермера или руководителя. Размер деловой коррупции в Иркутской области составил 21,4% от количества респондентов, представляющих бизнес-структуры. Раскрыты цели совершения представителями бизнеса коррупционных действий. Обнаружено, что коррупция в Иркутской области закрепилась в форме социального института и обладает институциональными компонентами - наличием неформальных норм и механизмов принуждения следованию коррупционным практикам. Полученные научные результаты могут быть использованы для проведения государственной политики по противодействию коррупции.
В книге «Цифровой капитализм и распределительные силы» профессор социологии С. Пфайффер подвергает сомнению идею, что цифровизация - это технология, которая заменяет человеческий труд. Анализируя новшества, вызванные цифровизацией и цифровым капитализмом, автор вводит понятие «распределительная сила» по аналогии с концепцией производительной силы К. Маркса. Пфайффер показывает, что цифровой капитализм направлен не столько на эффективное производство ценности, сколько на её быструю, безрисковую и постоянно гарантированную реализацию на рынках. Изучение этой динамики и её последствий также приводит к вопросу о том, насколько разрушительными могут быть распределительные силы цифрового капитализма. Журнал «Экономическая социология» публикует «Введение», где Пфайффер формулирует основное предположение, которое далее развивает в книге на теоретическом и эмпирическом уровнях. Гипотеза связана с проблемой современного капитализма, где экономическая ценность обеспечивается лишь успешными продажами. Также Пфайффер рассуждает о том, в чем состоит новизна цифрового капитализма и какие диагнозы для него характерны. И наконец, автор подробно описывает структуру книги и её основные идеи. Источник: Пфайффер С. (готовится к изданию). Цифровой капитализм и распределительные силы. М.: Издательство Института Гайдара. Перев. с англ.: Pfeiffer S. 2022. Digital Capitalism and Distributive Forces. Bielefeld: transcript Verlag. Публикуется с разрешения Издательства Института Гайдара.
Статья посвящена исследованию сбережений россиян как одному из показателей финансовой (не)устойчивости домохозяйств. Основная цель исследования - выявление взаимосвязи между доверием населения финансовым институтам, сберегательным поведением россиян и их установками на сбережение. Изучение финансовой (не)устойчивости важно для разработки мер экономической и социальной политики, особенно в отношении тех условий, на которые государство способно повлиять. Новизна исследования заключается в обращении к российским данным и включении доверия институтам и сберегательных установок в число ковариат наличия сбережений у домохозяйств. Эмпирическая база исследования - данные всероссийских опросов населения 2009-2023 гг. Финансовая устойчивость большей части россиян в силу того, что лишь около трети населения имеет сбережения и их размер невелик, находится на низком уровне. Опросы также показывают высокий уровень недоверия большинству социально-политических и финансовых институтов. На основе метода главных компонент выделены два латентных фактора доверия. Первая компонента связана с доверием социально-политическим институтам, Сберу и Банку России, Агентству по страхованию вкладов (АСВ) и банкам с государственным участием; вторая включала доверие всем негосударственным финансовым институтам. С помощью регрессионного анализа установлено, что и сберегательные установки, и обе компоненты доверия положительно связаны с наличием сбережений. Ассоциативный анализ показал, что при наличии установки на сбережения наиболее часто встречающимися неслучайными сочетаниями ответов являются отсутствие сбережений, недоверие банкам (за исключением Сбера) и АСВ. Таким образом, недоверие социально-политическим и финансовым институтам выступает препятствием для роста сбережений населения и повышения финансовой устойчивости домохозяйств.
Работа посвящена численному анализу изменения семантического значения понятия «класс» в социологических текстах со второй трети ХХ века по настоящее время. Актуальность исследования обусловлена непрояснённостью и многозначностью этого концепта, результатом чего являются многочисленные бесплодные дискуссии о дефинициях, примером которых могут служить, на наш взгляд, известные дебаты о смерти класса. В отличие от существующих экскурсов в историю понятия «класс», основанных на знакомстве со сравнительно небольшим числом специализированных источников, в данной работе внимание сфокусировано на экспликации характера рутинного использования термина в социологических публикациях, относящихся к широкому спектру тем. Экспликация достигается благодаря обращению к корпусу аннотаций статей ведущих социологических журналов и использованию численных методов анализа. Ключевым вопросом является то, в какой степени известные по специальной литературе дискуссии экспертов по классовому анализу влияли на массовое использование концепта социологами. Также был рассмотрен ряд дополнительных вопросов, направленных на обнаружение факторов, определяющих динамику употребления термина: насколько слово «класс» сохраняет идущие от марксизма конфликтные коннотации; существует ли связь этого концепта с терминами, обозначающими статистические методы. Исходя из того что концепт в разные периоды времени и в разных текстах мог быть выражен различными словами, мы рассмотрели семантическое поле, включающее помимо слова «класс» ряд смежных терминов, таких как «стратификация» и «мобильность». Согласно проведённому анализу, большинство рассмотренных терминов оказались относительно семантически стабильными. Тем не менее ряд известных из профильной литературы трансформаций определения класса оставили фиксируемый след в характере употребления слова. Однако общий «дисциплинирующий» эффект многочисленных публикаций крупных специалистов по классовой теории, как можно предположить, сходит на нет, в связи с чем формулируется гипотеза, что термин «класс» теряет своё концептуальное наполнение, превращаясь в метафору, а его употребление в социологических текстах сближается с внеакадемическим.
Издательство
- Издательство
- ВШЭ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- Юр. адрес
- 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
- ФИО
- Анисимов Никита Юрьевич (Ректор)
- E-mail адрес
- hse@hse.ru
- Сайт
- https://www.hse.ru/