Автор исходит из того, что гражданское единство является важнейшим условием реализации конституционных прав и свобод гражданина, достижения гражданского мира и согласия в стране, обеспечения суверенитета, независимости и государственной целостности. Под содержанием термина «гражданское единство россиян» в статье понимается сформированная в РФ, в ее конкретных регионах и поселениях осознанная и одобряемая населением солидарная, практическая и идейная поддержка конституционного статуса и генерального стратегического курса государства на его дальнейшее демократическое, социально-политическое, экономическое и культурное развитие. Степень сформированности гражданского единства динамична: возрастает под воздействием внешних (или внутренних) вызовов, детерминантов культурного порядка (традиции, образование, наука, СМИ) и снижается под давлением негативных явлений эндогенной природы. Материалы исследования подтверждают, что значимость национального единения закономерно возрастает с возникновением экзистенциальных угроз. Динамика процесса формирования гражданского единства определяется представлениями человека об обществе, о своем месте в нем, о социальных нормах и практиках. Единение граждан не может быть достигнуто насилием, но также не могут обеспечить его граждане, для которых приоритетом становятся материальные ценности, собственное «я». Степень развитости гражданского единства существенно зависит от взаимопонимания и взаимного доверия граждан к власти и власти к гражданам. В статье анализируются причины, снижающие уровень гражданского единства. Делается вывод, что гражданское единство россиян является не только фактором упрочения национальной безопасности, но и ее своеобразным индикатором. Драйвером роста единения российских граждан стала специальная военная операция России на Украине. Она способствовала сплочению, консолидации российского общества.
Идентификаторы и классификаторы
Под содержанием термина «гражданское единство россиян» в статье понимается сформированная в Российской Федерации, в ее конкретных регионах и поселениях осознанная и одобряемая населением солидарная, практическая и идейная поддержка конституционного статуса и генерального стратегического курса государства на его дальнейшее демократическое, социально-политическое, экономическое и культурное развитие. Содержание термина включает в себя не только уважение сограждан к принципам Конституции РФ, нормам действующего законодательства и доверие к власти, но также восприятие и поддержку духовно-нравственных традиционных российских ценностей.
Список литературы
-
Ахиезер А. С. Россия как большое общество // Вопросы философии. 1993. № 1. С. 3-20. EDN: WGVHYJ
-
Богомолов К. Диетическое горе // РИА новости. 24 мая 2023. URL.:https://ria.ru/20230524/russia-1873743274. Html (дата обращения 25.05.2023).
-
Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр., общ. ред. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя.; М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. 288 с.
-
Бусловский В. Н. “Непарадная” статистика Великой Отечественной войны // Военная мысль 2021. № 3. С. 118-128. EDN: VIZPQN
-
Достоевский Ф. М. Дневник писателя: в 2 т. Т. 2. М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. 752 с.
-
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.
-
Ильин И. А. О сущности правосознания / подг. текста и вступ. ст. И. Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.
-
Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. 400 с.
-
Лавров С. В. Российская дипломатия в меняющемся мире // Разведчик. 2023. № 1(2). С. 3-9.
-
Матвиенко В. И. Народное единство - главный источник силы страны // Парламентская газета. 4 ноября 2022. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/139617 (дата обращения: 25.05.2023).
-
Мельникова Л. В., Аурова Н. В., Секиринский С. С. Отечественная война 1812 года в культурной памяти России. М.: Кучково поле, 2012. 448 с. EDN: RVBCOJ
-
Московченко В. М. Патриотизм как источник могущества российского государства и армии // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Материалы межвузовской научно-практической конференции,5 февраля 2002. СПб.: ВАТТ, 2002. 242 с.
-
Народное ополчение в Отечественной войне 1812г. // Сайт Министерства Обороны РФ. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=10965719@cmsArticle (дата обращения: 15.05.2023).
-
Наталья Зубаревич: Четыре России // Ведомости. 30 декабря 2011. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/12/30/chetyre_rossii (дата обращения: 25.05.2023).
-
Писманик М. Г. К понятию гражданского единства // Проблемы гражданского единства российской нации: Материалы к Межрегиональной научно-практической конференции-диалогу "Актуальные проблемы укрепления единства российской нации (философско-культурологические, этно-конфессиональные и психолого-педагогические аспекты)". Пермь. 10-11 ноября 2016 г. / отв. ред. М. Г. Писманик. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2016. 252 с. EDN: ZFYRSP
-
Силантьева М. В. Диффузная идентичность - современная версия гражданской идентичности // Вестник МГИМО- Университета. 2012. № 2. С. 173-179. EDN: OXTFHB
-
Сталин И. В. Выступление по радио 3 июля 1941 г. // Сталин И. В. Cочинения. Т. 15. М.: Писатель, 1997. С. 56-61.
-
Сталин И. В. Речь на Красной площади 7 ноября 1941 года // Сталин И. В. Cочинения. Т. 15. М.: Писатель, 1997. С. 84-86.
-
Стерледев Р. К., Стерледева Т. Д. Проблема единства российской нации (теоретический подход)/ Проблемы гражданского единства российской нации: Материалы к Межрегиональной научно-практической конференции-диалогу "Актуальные проблемы укрепления единства российской нации (философско-культурологические, этно-конфессиональные и психолого-педагогические аспекты)". Пермь. 10-11 ноября 2016 г. / отв. ред. М. Г. Писманик. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2016. 512с. EDN: ZFYRRB
-
Тейлор Ч. Что такое социальное воображаемое? // Неприкосновенный запас. 2010. № 1(69). URL.: https://magazines.gorky.media/nz/2010/1/chto-takoe-soczialnoe-voobrazhaemoe.html (дата обращения: 25.05.2023).
-
Тульчинский Г. Л. Доверие и гражданская идентичность как факторы консолидации российского общества // Философские науки. 2012. № 11. С. 76-88. EDN: PKYVDL
-
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 25.05.2023).
-
Шавеко Н. А. Либертарианская и коммунитаристская критика взглядов Джона Ролза и их эволюция в работе "Политический либерализм" // Теория и история права и государства. 2018. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/libertarianskaya-i-kommunitaristskaya-kritika-vzglyadov-dzhona-rolza-i-ih-evolyutsiya-v-rabote-politicheskiy-liberalizm/viewer (дата обращения 25.05.2023).
-
Штомпка П. Доверие - основа общества [Текст] / пер. с пол. Н. В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 440 с. EDN: QONPXD
-
Akhiezer A. S. Russia as a big society / A. S. Akhiezer // Questions of Philosophy. 1993. No. 1. p.3-20. EDN: WGVHYJ
-
Bogomolov K. Dietary grief/RIA Novosti.24.05.2023.URL.:https://ria.ru/20230524/russia-1873743274. Html (accessed 05/25/2023).
-
Bourdieu P. Sociology of social space / trans. from French, general ed. N. A. Shmatko. St. Petersburg: Aleteya.; M.: In-t experim. Sociology: Aleteya, 2005. 288 p.
-
Buslovskiy V.N. "Unofficial" statistics of the Great Patriotic War//Military thought 2021. No.3. pp.118-128. EDN: VIZPQN
-
Dostoevsky F. M. Diary of a writer. In 2 vols. 2. M.: Book Club 36.6, 2011. 752s.
-
Durkheim E. On the division of social labor. Method of sociology / Trans. from the French and afterword by A.B. Hoffman. M.: Canon, 1996. 432 p.
-
Ilyin I. A. On the essence of legal consciousness. /Text preparation and introductory article by I. N. Smirnov. M.: "Rarog", 1993. 235 p.
-
Ilyin I.A. The path of spiritual renewal / Ilyin I.A. Sobr. op. in 10 vols. 1. Moscow: Russian Book, 1996. 400s.
-
Lavrov S.V. Russian diplomacy in a changing world// Scout.2023. No.1(2) pp.3-9.
-
Matvienko V.I. National Unity - the main source country forces//Parliamentary newspaper. November 4, 2022. URL.: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/139617 (accessed 25.05.2023).
-
Moskovchenko V.M. Patriotism as a source of power of the Russian state and army/Modern patriotism: the struggle of ideas and the problems of formation. Materials of the interuniversity scientific and practical conference,February 5, 2012.St. Petersburg: WATT, 2002. 242s.
-
Natalia Zubarevich: Four Russia//Vedomosti.December 30, 2011 URL.: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2011/12/30/chetyre_rossii (accessed 25.05.2023).
-
Melnikova L.V., Aurova N.V.,Sekirinsky S.S. The Patriotic War of 1812 in the cultural memory of Russia. Moscow: Kuchkovo field, 2012.448 p.
-
Pismanik M. G. Towards the concept of civil unity /Problems of civil unity of the Russian nation: Materials for the Interregional scientific and practical conference-dialogue "Actual problems of strengthening the unity of the Russian nation (philosophical, cultural, ethno-confessional and psychological and pedagogical aspects)". Perm. November 10-11, 2016 / ed. by M. G. Pismanik; Perm State Institute of Culture. Perm, 2016. 252s.
-
Silantieva M. V. Diffuse identity - a modern version of civic identity / M. V. Silantieva // Bulletin of MGIMO University. 2012. No. 2. pp. 173-179. EDN: OXTFHB
-
Stalin I.V. Speech on the radio on July 3, 194goda/ Essays. Vol. 15. M.: Publishing House "Writer", 1997. pp. 56-61.
-
Stalin I.V. Speech on Red Square on November 7, 1941//Soch. M.: Publishing House "Writer", 1997. pp.84-86.
-
Sterledev R.K., Sterledeva T.D.The problem of unity of the Russian nation (theoretical approach)/ Problems of civil unity of the Russian nation: Materials for the Interregional scientific and practical conference-dialogue "Actual problems of strengthening the unity of the Russian nation (philosophical, cultural, ethno-confessional and psychological and pedagogical aspects)". Perm. November 10-11, 2016 / ed. by M. G. Pismanik; Perm State Institute of Culture. Perm, 2016. 512c.
-
Shtompka P. Trust is the foundation of society, trans. by N. V. Morozova. Moscow: Logos Publ., 2012. 440 p.
-
Taylor, Ch. What is the social imaginary? //An inviolable reserve. 2010. No. 1(69). URL.: https://magazines.gorky.media/nz/2010/1/chto-takoe-soczialnoe-voobrazhaemoe.html (accessed 25.05.2023).
-
Tulchinsky G. L. Trust and civic identity as factors of consolidation of Russian society // Philosophical Sciences, 2012, No. 11. pp.76-88. EDN: PKYVDL
-
Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" URL.: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed 25.05.2023).
-
Shaveko N.A. Libertarian and communitarian criticism of John Rawls' views and their evolution in the work "Political Liberalism"//Theory and history of law and the state. 2018. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/libertarianskaya-i-kommunitaristskaya-kritika-vzglyadov-dzhona-rolza-i-ih-evolyutsiya-v-rabote-politicheskiy-liberalizm/viewer (accessed 25.05.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме соотношения слов-понятий «империя» и «держава» в контексте мировоззренческого основания российского государственного строительства. Авторы исходят из того, что национальный язык является универсальной формой и интегральным результатом совокупной деятельности, которую осуществляет говорящее на нем и мыслящее через него сообщество людей. Слово-понятие - это первичный элемент языка-мышления. Его содержание стяженно включает в себя с большей или меньшей степенью интенсивности весь опыт деятельности людей. С этой точки зрения, наивысший интерес вызывают константные слова-понятия, задающие семантический горизонт языка-мышления. Выведение из употребления константных элементов влечет за собой нарушение устойчивости мировоззренческой системы в целом. «Империя» и «держава» рассматриваются авторами в качестве семантически условно оппозиционных слов-понятий в силу их различной (с одной стороны, западной, с другой - русско-российской) культурно-исторической генеологии. Авторы подчеркивают, что заимствованное слово-понятие «империя» существенным образом исказило исконную определенность национального самосознания России, что привело к нарушению устойчивости социокультурной структуры и осложнению в решениях задач государственного строительства. Обращаясь к историческому материалу, авторы раскрывают принципиальные различия в смысловом содержании слов-понятий «империя» и «держава» через выявление особенностей цивилизационных стратегий Запада и России, реализуемых в первую очередь в практиках государственного строительства. В статье подчеркивается, что метафизически интуиция империи предполагает в основании политической организации войну как захват, присвоение, господство. При этом новоевропейская, т. е. буржуазная, интерпретация империи захват разворачивает в модальности коллониализма, присвоение - в модальности отчуждения, господство - в модальности эксплуатации. Державность как принцип политической организации разворачивается в модальности дарения, соборного служения, хозяйского освоения, в которых исполняется, т. е. полностью реализуется, сущность каждого элемента предметного мира.
Проблематика данного исследования этнических федераций в настоящее время в значительной степени сохраняет актуальным вопрос о способах поддержания внутренней стабильности, отмечая важность различных интегративных механизмов в данном процессе. Однако в данной работе фокус смещается на отношения между автохтонными народами и ресурсодобывающими компаниями в контексте этнического федерализма в России и Канаде. Для этого рассматриваются нормативно-правовая база, институциональные механизмы и практика разрешения соответствующих конфликтов в данных странах. Этнические принципы, положенные в основания территориального выделения соответствующих федеративных единиц, в случае автохтонных народов затрагивают права на природные ресурсы, защиту окружающей среды, а также обеспечение их социально-экономического развития при осуществлении добычи ресурсов. Корпус международного законодательства в области прав человека и внедрение парадигмы корпоративной социальной ответственности, особенно в части обеспечения «социальной лицензии на деятельность», формируют различные уровни формального и неформального признания прав групп на территориях проживания. Основная мысль статьи заключается в том, что в условиях этнофедерализма учёт интересов автохтонных народов при ресурсодобыче является важным аспектом стабильности и существования территориально обособленных групп в этнических федерациях. При этом в России и Канаде права автохтонных групп на территориях до сих пор находятся в процессе институциализации как в силу очень медленного признания правосубъектности в случае автохтонных общин в Канаде, так и из-за сохраняющихся ограничений со стороны федеральных органов власти или законодательства.
Статья посвящена исследованию истоков швейцарской государственности, рассматриваемых через призму концепций политической и культурной нации. Прослеживаются основные этапы становления Старой Конфедерации, особенности формирование уникальных общественных институтов, таких как прямая демократия, реализуемая путем плебисцитов, коммунализм, кооперативизм, вечный нейтралитет. Особое внимание уделяется лингвистическому фактору в политической жизни страны и его конфликтогенному потенциалу. Автор приходит к выводу, что совокупный эффект консоциональной демократии и пересекающихся лояльностей в комплексе с институционально закрепленным квадрилингвизмом снижает вероятность развития этнополитических конфликтов в стране. Отмечается также, что на протяжении большей части своего исторического и политического развития Конфедерация не формировала всеобъемлющей инклюзивной модели патриотизма, сохраняя и культивируя как партикуляризм, так и автономию входящих в нее сообществ. Отстаивая концепцию «добровольной нации» (Willensnation) в качестве основного источника швейцарской государственности, автор апеллирует к таким факторам, как особенности исторического развития страны и ее географического положения в окружении европейских абсолютистских режимов, институт прямой демократии, феномен «кантонизации», религиозный ландшафт, высокий уровень грамотности населения, способствовавший социальной коммуникации, экономическая модернизация, система «языковой гармонии» (Sprachfrieden). В заключение отмечается, что в конце XIX в. на основе гражданской идентичности постепенно формируется и культурное национальное сознание под влиянием государственного патриотического дискурса, объединившее комплекс мифов, символов и нарративов с институтами Конфедерации. Результатом этого процесса стал симбиоз гражданской и культурной составляющих швейцарской национальной идентичности.
Современный мир столкнулся с глобальной нестабильностью, адаптация к которой стала мотивом для перехода к новой модели цивилизационного развития. В этой модели ключевым моментом становится сохранение всего культурного многообразия мира через реальный диалог равных культур, с учетом этнокультурного многообразия и национальных особенностей народов. Распад СССР породил «лихорадку этнократизма», стремление новой власти в бывших республиках любой ценой вытеснить всех представителей иноязычных этносов, особенно из органов администрации, образования, идеологии и духовной жизни, вооруженных сил и силовых ведомств, не считаясь даже с уровнем их компетентности. В Беларуси процессы системной трансформации сопровождались политическим, экономическим и социокультурным кризисом, который потребовал национально-государственного самоопределения. Следовало быстро определиться с наполнением конкретным содержанием национального суверенитета, создать основной закон республики, найти возможность защитить традиционные культурные ценности. Национальная идентичность прививается и закрепляется в культурном коде гражданина страны, которой он хочет гордиться и принимает как свою единственную Родину. Людей ведут в будущее идеалы, связанные с мечтой о справедливом обществе, с обеспечением стабильности, с надеждой на возвращение к национальным традициям. Республика Беларусь находится в пограничной зоне между двух цивилизационных моделей развития, западной и российской. От каждой из них Беларусь унаследовала черты, которые вместе образовали своеобразное культурно-историческое единство, одновременно похожее и непохожее на эти цивилизации. Становление национального и гражданского самосознания белорусской молодежи происходит довольно противоречиво, характеризуется доминированием «европейской» составляющей. В этой ситуации претензии какой-либо культуры на исключительную общечеловеческую значимость контрпродуктивны. Современный глобализм опасен тем, что пытается внедрить в сознание идею общечеловеческой значимости лишь европейской культуры.
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью информационного фактора в современных условиях. Объемы информации стремительно увеличиваются, силовые методы ведения борьбы уступили место информационному противоборству, все больше стран включают обеспечение информационной безопасности в перечень национальных интересов в документах доктринального характера. В статье подчеркивается, что ФРГ не является исключением: в стране существует сложившаяся развитая система информационно-аналитического сопровождения лиц, принимающих решения, которая состоит из нескольких элементов: частных, подконтрольных аналитических структур и партийных фондов. Автор отмечает, что темы исследований информационно-аналитических центров посвящены разным актуальным направлениям внешней политики. Одним из основных приоритетов информационно-аналитических отчетов на современном этапе выступает Российская Федерация. В статье выявляются основные направления исследований в отношении России: военные действия на Украине, энергетический кризис, современное состояние политики безопасности, внутренние проблемы российского общества, отношения России с другими факторами международных отношений. Значимость статьи заключается в необходимости учета результатов работы информационно-аналитических центров ФРГ при формировании внешнеполитического курса России на германском направлении.
Сегодня цифровая трансформация является одной из национальных целей всех развитых и развивающихся стран мира. Вместе с тем массовая цифровизация обнаруживает и негативные последствия, к которым можно отнести цифровой разрыв, трансформацию рынков труда, технократизацию социальной и политической сфер и др., в значительной степени стимулирующие процесс колонизации, исходящий со стороны ведущих IT-корпораций и стран, претендующих на статус цифровых империй. В данном ключе перед государствами возникают новые задачи по обеспечению национальной безопасности, обусловленные необходимостью формирования устойчивого цифрового суверенитета. Данная статья направлена на выявление специфики, основных проблем и последствий цифровой колониализации. Авторы уделяют особое внимание колониалистской политике США в контексте осмысления феномена цифровых империй; концептуальному осмыслению «цифрового суверенитета»; рискам цифровой эпохи. Ключевыми исследовательскими вопросами работы являются следующие: Какие вызовы влечет за собой сверхбыстрая цифровизация? Как формируется и осуществляется цифровая колониальная политика? Каковы основные проблемы цифрового колониализма? Как сформировать и сохранить устойчивый цифровой государственный суверенитет? Значимость представленного исследования заключается в сочетании теоретических подходов и реальной политической практики, позволяющем охарактеризовать все многообразие процессов и эффектов цифровой колониализации. В заключение авторы рассуждают о возможностях импортозамещения в данной сфере, а также предлагают практические рекомендации по реализации политики импортозамещения в современной России, подчеркивая необходимость сбалансированного развития нормативной, правовой, технологической, компетентностной, политической, экономической и управленческой компонент национального цифрового суверенитета.
Роль государства в формировании институтов доверия неоспорима, но на практике приходится сталкиваться с рядом трудностей. Внедрение новых механизмов и инструментов электронного голосования приводит к трансформации привычных алгоритмов в избирательной системе. Данные изменения неизбежно оказывают влияние на всех участников электорального процесса. Это исследование является результатом длительной дискуссии многих ученых и практиков о влиянии средств электронного голосования на политическую активность избирателей и их доверие к процессу голосования. Цель исследования - проанализировать показатели политической активности (явки) избирателей как одного из критериев уровня их доверия к современным техническим средствам подсчета голосов - комплексам обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). В качестве объекта исследования выбрана избирательная система Ленинградской области в разрезе электоральных кампаний с 2014 по 2020 гг., сгруппированных по уровням: федеральные, региональные и местные выборы. Основной метод - контент-анализ научных публикаций и средств массовой информации, нормативный анализ правовых актов, последующий сравнительный и кросстемпоральный анализ полученной информации. Представленный в статье опыт использования КОИБ можно оценить как положительно, так и отрицательно. Практика использования средств стационарного электронного голосования демонстрирует позитивную тенденцию и открывает широкое пространство для дальнейшей цифровизации избирательного процесса, особенно, с учетом высокой «цифровой готовности» населения России. Отмечена закономерность в снижении явки избирателей на участках, где КОИБ применяются впервые. При дальнейшем продолжении эксплуатации ситуация выравнивается по причине «привыкания» участников избирательного процесса к цифровым форматам выборов. Ввиду низкого общего уровня доверия к институту выборов любое новшество в электоральной системе приводит к существенным изменениям в рутинных процессах и требует тщательного изучения и времени на постепенное внедрение и адаптацию.
Основная цель представленного исследования заключается в анализе особенностей трансформации моральных оснований политики в условиях формирующегося цифрового общества. Авторы отталкиваются от классических представлений о моральных основаниях политики как разноуровневого комплекса, который конституирует идентичность, обеспечивает легитимацию власти и включает в себя разрабатываемые политической философией концептуальные-теоретические идеологемы, ценностно окрашенные партийно-политические программы достижения целей и отражающиеся в массовом сознании идеологии-чувства. В качестве основного теоретического инструмента ревизии трансформации моральных оснований политики в условиях цифровизации используются современные попытки концептуализации цифрового общества М. Кастельса, Т. Редшоу, М. Чейко, Д. Вайкман и Н. Додда. Эластичность цифрового общества рассматривается как способность новой технологической парадигмы, характеризующейся перманентными инновациями и текучестью, к модификации институтов и систем путем перегруппировки их компонентов таким образом, который не приводит к разрушению базовой организационной структуры. Результат воздействия эластичности цифрового общества на моральные основания политики раскрывается через линзу нарастающей мозаичности дискурсивных образов элементов политической системы и смещения на периферию тех политических феноменов, которые обладают жесткой ценностно-нормативной структурой. В статье делается вывод, что в условиях цифрового общества сложный комплекс моральных оснований политики имеет выраженную тенденцию к схлопыванию до пределов наиболее актуализированных форм проявления ценностей в виде идеологий-чувств массового сознания, в то время как более высокие эшелоны ценностей естественным образом атрофируются в силу невозможности осмысленного взаимодействия с ними по причине кардинального ускорения политического процесса в условиях цифровизации.
В статье проблематизируется круг вопросов, связанных с трансформацией координационных отношений в структуре государственного управления при принятии решений в условиях неопределенности. Основной содержательной целью исследования является анализ концептуальной модели стратегий и политико-административных координационных механизмов взаимодействия в рисковых ситуациях, особенностей управленческих воздействий, обеспечивающих расширенную функциональность предотвращения и распределения угроз, особенно в контексте цифровизации. Методология исследования основана на классических и современных концепциях государственного управления, риска и его восприятия, а также теориях политической координации различных форм алгоритмического управления угрозами. В статье утверждается, что координация в структуре государственного управления - это политическая форма согласования и корректировки политических интересов, правил взаимодействия между производителями и потребителями рисков, их бенефициарами и теми, кто наиболее подвержен риску.
В статье представлен анализ основных новелл реорганизации местного самоуправления, связанных с предложенным законопроектом №40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», сквозь призму феномена публичной политики. Последнее представляет собой рамочное понятие, связанное с гражданскими компетенциями государственного/муниципального управления, качеством и уровнем общественной активности гражданского общества, позволяющей влиять на принятие социально-значимых решений. Муниципальная публичная политика в большей степени опирается на использование инструментов межсекторного социального партнерства, способствующего выстраиванию публичного диалог всех активных сторон местного сообщества и формированию «повестки дня». Предложенная законопроектом реформа «централизует» местное самоуправление, существенно меняя принципы его территориально-организационного устройства, укрупняя муниципальные образования посредством упразднения поселенческого уровня и перехода к одноуровневой модели МСУ; значительно урезает его полномочия, передавая значительную их часть на усмотрение регионов. В создаваемой на этой основе системе публичной власти местное самоуправление может вести к формированию дефицита репрезентативности общественных интересов и окончательной утрате его собственного предназначения. Многослойность концепта муниципальной публичной политики позволяет судить об оптимальном соотношении политических и административных свойств государственной и муниципальной власти, сочетающих административное регулирование и использование форм общественного участия населения. С точки зрения интересов развития гражданской самоорганизации и «низовых» общественных инициатив несомненную тревогу вызывает стремление через понятие «единство публичной власти» сделать органы местного самоуправления нижним уровнем государственной власти, что может привести к его административизации, сказаться на качестве реализации принципов муниципальной публичной политики, снизить возможности для субъектного становления усложняющегося социума.
Издательство
- Издательство
- СПбГУ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- Юр. адрес
- Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
- ФИО
- Кропачев Николай Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- spbu@spbu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3282000
- Сайт
- https://spbu.ru/