Хотя тема принятия решения человеком настолько же важна, насколько стара, до сих пор нет вычислительной модели этого процесса, общепринятой как на внутридисциплинарном уровне экономической теории, так и на междисциплинарном. Данная статья призвана внести вклад в ответ на этот вызов, предлагая концепцию компьютерной модели принятия решений на основе трех взаимосвязанных систем принятия решений - привычной, эмоциональной и рассудочной. Все три системы функционируют в модели принципиально по-разному, с разной скоростью и степенью гибкости, что заметно отличает предлагаемый подход от наиболее популярных подходов в экономической теории. Связующей основой для трех систем служат личная мотивация и концепция потока, отвечающая за регистрацию и обработку изменений, происходящих в человеке и во внешней среде, и призванная стать инструментом универсального внутреннего сравнения при принятии решений и перевода количественного восприятия в качественное. Учет одновременно трех решающих факторов принятия решения делает предлагаемую концепцию полнее и точнее по сравнению с имеющимися двухсистемными концепциями принятия решений. Кроме того, предлагаемая концепция далеко не так абстрактна, как многие ее конкуренты, что также повышает точность результатов. При этом при описании сознательно использованы общие формулировки, поскольку предложенный алгоритм видится допустимой частью потенциально любой компьютерной модели или иной программы, решающей проблему человеческого выбора, которая может быть добавлена как в уже завершенную программу, так и находящуюся в разработке. Тем самым предложенная концепция принятия решений после апробации на реальных данных призвана стать более универсальной, точной и удобной для прикладных задач альтернативой при оправданном, на наш взгляд, повышении вычислительной сложности.
Although the topic of human decision-making is as vast as it is old, there is still no widely recognized computational model in both economic theory and interdisciplinary studies. This study aims to address this gap by introducing a computer model of decision-making based on three interconnected systems: habitual, emotional, and rational. These systems operate distinctly within the model, varying in speed and flexibility, which sets it apart from prevalent approaches in economic theory. Central to the model are personal motives and the flux system, which registers and processes changes in individuals and their environment. The flux also serves as a universal comparator, translating quantitative concepts into qualitative ones. The integration of these three decision-making factors simultaneously enhances the model’s comprehensiveness and accuracy compared to dual-process theories. This approach prioritizes practicality by minimizing abstraction compared to existing models, thereby enhancing the precision of its conclusions. It has the potential to be integrated into computational models or software designed for human decision-making, aiming to offer a more universal, precise, and practical alternative. Validation with real-world data is crucial to justify its enhanced computational complexity.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 303.09. Специальные аспекты и проблемы моделирования в области общественных наук
330.16. Экономическое поведение. Физико-психологические элементы поведения. Потребности. Желания. Трудности. Экономическая психология. Интересы
519.86. Теория экономико-математических моделей - Префикс DOI
- 10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.11
- eLIBRARY ID
- 68006465
Тема принятия решений человеком является центральной для многих общественных наук. Неудивительно, что ей посвящена колоссальная по объему и разнообразию литература с широчайшим спектром мнений о наличии свободы воли: от планирующего далекое будущее экономического человека (например, (Thaler & Shefrin, 1981)) до полной обусловленности решений внешними и случайными факторами (например, (Минский, 2018, с. 502)). Однако подавляющее большинство источников не предлагает цельной модели процедуры принятия решения, ограничиваясь рассмотрением лишь отдельных аспектов этого процесса или, более того, общими рассуждениями. Усугубляет ситуацию то, что большинство предлагаемых моделей — словесно-описательные. Формализованные (математические, алгоритмические и т. п.) модели представляют собой на общем фоне редкие жемчужинки. И хотя некоторые формализованные модели используются широко (например, модель фон Неймана — Моргенштерна или модель Фишбейна — Айзена), они все же не могут похвастаться большой объясняющей и прогностической силой, отчего их
применение выглядит, скорее, как вынужденный шаг. Неслучайно к ним гораздо
чаще обращаются в академических задачах, нежели в практических. Имеющиеся
модели отличает излишняя абстрактность (что препятствует расчетам на реальных данных, отчего в дальнейшем возникают трудности интерпретации выводов из модели) и / или излишняя простота (когда в рассмотрение не принимаются важные факторы и аспекты процесса принятия решений, из-за чего снижается содержательность заключений). Усложнение таких моделей, как правило, лишь усугубляет проблему с реальными данными (их нехваткой и применимостью к модели).
Тем не менее попытки предложить удовлетворительную формализованную модель не прекращаются, становясь лишь многочисленней. Авторы предлагают различные подходы, как на основе прежних моделей, так и пробуя что-то совершенно новое.
Список литературы
-
Минский, М. (2018). Сообщество разума. Москва: АСТ, 592.
-
Павлов, И. П. (2015). Об уме вообще, о русском уме в частности. Записки физиолога. Москва: АСТ, 320.
-
Ajzen, I. (2015). Consumer Attitudes and Behavior: The Theory of Planned Behavior Applied to Food Consumption Decisions. Italian Review of Agricultural Economics, 70 (2), 121-138. DOI: 10.13128/REA-18003
-
Akerlof, G. A. (1997). Social Distance and Social Decisions. Econometrica, 65 (5), 1005-1027. EDN: HFYUKX
-
Allen, C. T., Machleit, K. A., Kleine, S. S. (1992). A Comparison of Attitudes and Emotions as Predictors of Behavior at Diverse Levels of Behavioral Experience. Journal of Consumer Research, 18 (4), 493-504. DOI: 10.1086/209276 EDN: BKXSIT
-
Arthur, W. B. (1991). Designing Economic Agents that Act Like Human Agents: A Behavioral Approach to Bounded Rationality. American Economic Review, 81 (2), 353-359. EDN: HEOHDT
-
Auchincloss, A. H., Riolo, R. L., Brown, D. G., Cook, J., Roux, A. V. D. (2011). An Agent-Based Model of Income Inequalities in Diet in the Context of Residential Segregation. American Journal of Preventive Medicine, 40 (3), 303-311. DOI: 10.1016/j.amepre.2010.10.033
-
Bagozzi, R. P., Wong, N., Abe, S., Bergami, M. (2000). Cultural and Situational Contingencies and the Theory of Reasoned Action: Application to Fast Food Restaurant Consumption. Journal of Consumer Psychology, 9 (2), 97-106. DOI: 10.1207/S15327663JCP0902_4
-
Baucells, M., Sarin, R. K. (2008). Does More Money Buy You More Happiness? In T. Kugler, J. C. Smith, T. Connolly, YJ. Son (Eds.), Decision Modeling and Behavior in Complex and Uncertain Environments (pp. 199-226). Springer New York. DOI: 10.1007/978-0-387-77131-1_9
-
Beheshti, R., Jones-Smith, J. C., Igusa, T. (2017). Taking Dietary Habits into Account: A Computational Method for Modeling Food Choices that Goes Beyond Price. PLoS ONE, 12 (5), e0178348. DOI: 10.1371/journal.pone.0178348
-
Benhabib, J., Bisin, A. (2005). Modeling Internal Commitment Mechanisms and Self-Control: A Neuroeconomics Approach to Consumption-Saving Decisions. Games and Economic Behavior, 52 (2), 460-492. DOI: 10.1016/j.geb.2004.10.004
-
Blanchflower, D. G., Oswald, A. J. (2004). Money, Sex and Happiness: An Empirical Study. The Scandinavian Journal of Economics, 106 (3), 393-415. DOI: 10.1111/j.0347-0520.2004.00369.x
-
Bosse, T., Hoogendoorn, M., Memon, Z. A., Treur, J., Umair, M. (2012). A Computational Model for Dynamics of Desiring and Feeling. Cognitive Systems Research, 19-20, 39-61. DOI: 10.1016/j.cogsys.2012.04.002
-
Cleeremans, A., McClelland, J. L. (1991). Learning the Structure of Event Sequences. Journal of Experimental Psychology: General, 120 (3), 235-253. DOI: 10.1037//0096-3445.120.3.235 EDN: HIPZFT
-
Cohen, M. X., Frank, M. J. (2009). Neurocomputational Models of Basal Ganglia Function in Learning, Memory and Choice. Behavioural Brain Research, 199 (1), 141-156. DOI: 10.1016/j.bbr.2008.09.029
-
Daw, N. D., Niv, Y., Dayan, P. (2005). Uncertainty-Based Competition Between Prefrontal and Dorsolateral Striatal Systems for Behavioral Control. Nature Neuroscience, 8 (12), 1704-1711. DOI: 10.1038/nn1560
-
Diederich, A., Zhao, W. J. (2019). A Dynamic Dual Process Model of Intertemporal Choice. The Spanish Journal of Psychology, 22, E54. DOI: 10.1017/sjp.2019.53
-
Egbert, M. D., Barandiaran, X. E. (2014). Modeling Habits as Self-Sustaining Patterns of Sensorimotor Behavior. Frontiers in Human Neuroscience, 8, 590. DOI: 10.3389/fnhum.2014.00590
-
Evans, J. St. B. T., Stanovich, K. E. (2013). Dual-Process Theories of Higher Cognition: Advancing the Debate. Perspectives on Psychological Science, 8 (3), 223-241. DOI: 10.1177/1745691612460685
-
Frijda, N. H. (1988). The Laws of Emotion. American Psychologist, 43 (5), 349-358. DOI: 10.1037/0003-066x.43.5.349
-
Han, Q., Arentze, T., Timmermans, H., Janssens, D., Wets, G. (2009). A Multi-Agent Modeling Approach to Simulate Dynamic Activity-Travel Patterns. In A. L. C. Bazzan, F. Klügl (Eds.), Multi-agent Systems for Traffic and Transportation Engineering (pp. 36-56). IGI Global. DOI: 10.4018/978-1-60566-226-8.ch002
-
Hermalin, B. E., Isen, A. M. (2008). A Model of the Effect of Affect on Economic Decision Making. Quantitative Marketing and Economics, 6 (1), 17-40. DOI: 10.1007/s11129-007-9032-6 EDN: TZQHEC
-
Inglehart, R., Abramson, P. R. (1994). Economic Security and Value Change. American Political Science Review, 88 (2), 336-354. DOI: 10.2307/2944708
-
Kahneman, D. (2003). Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics. The American Economic Review, 93 (5), 1449-1474. DOI: 10.1257/000282803322655392
-
Kazemifard, M., Zaeri, A., Ghasem-Aghaee, N., Nematbakhsh, M. A., Mardukhi, F. (2011). Fuzzy Emotional COCOMO II Software Cost Estimation (FECSCE) Using Multi-Agent Systems. Applied Soft Computing, 11 (2), 2260-2270. DOI: 10.1016/j.asoc.2010.08.006
-
Khashman, A. (2010). Modeling Cognitive and Emotional Processes: A Novel Neural Network Architecture. Neural Networks, 23 (10), 1155-1163. DOI: 10.1016/j.neunet.2010.07.004
-
LeDoux, J. (1996). The Emotional Brain: The Mysterious Underpinnings of Emotional Life. Simon & Schuster.
-
LeDoux, J. (2012). Rethinking the Emotional Brain. Neuron, 73 (4), 653-676. DOI: 10.1016/j.neuron.2012.02.004
-
LeDoux, J. E. (1992). Brain Mechanisms of Emotion and Emotional Learning. Current Opinion in Neurobiology, 2 (2), 191-197. DOI: 10.1016/0959-4388(92)90011-9
-
Lerner, J. S., Li, Y., Valdesolo, P., Kassam, K. S. (2015). Emotion and Decision Making. Annual Review of Psychology, 66, 799-823. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115043
-
Leventhal, H., Scherer, K. (1987). The Relationship of Emotion to Cognition: A Functional Approach to a Semantic Controversy. Cognition and Emotion, 1 (1), 3-28. DOI: 10.1080/02699938708408361
-
Levine, D. S. (2017). Modeling the Instinctive-Emotional-Thoughtful Mind. Cognitive Systems Research, 45, 82-94. DOI: 10.1016/j.cogsys.2017.05.002
-
Linkola, L., Andrews, C. J., Schuetze, T. (2013). An Agent Based Model of Household Water Use. Water, 5 (3), 1082-1100. DOI: 10.3390/w5031082
-
Loewenstein, G. (2000). Emotions in Economic Theory and Economic Behavior. American Economic Review, 90 (2), 426-432. DOI: 10.1257/aer.90.2.426 EDN: DRXBLH
-
Loewenstein, G., O'Donoghue, T., Bhatia, S. (2015). Modeling the Interplay Between Affect and Deliberation. Decision, 2 (2), 55-81. DOI: 10.1037/dec0000029
-
Loomes, G., Sugden, R. (1982). Regret Theory: An Alternative Theory of Rational Choice Under Uncertainty. The Economic Journal, 92 (368), 805-824. DOI: 10.2307/2232669
-
MacLean, P. D. (1994). Human Nature: Duality or Triality? Politics and the Life Sciences, 13 (1), 107-112. DOI: 10.1017/s0730938400022358 EDN: HJYKTF
-
Mellers, B., Schwartz, A., Ritov, I. (1999). Emotion-Based Choice. Journal of Experimental Psychology: General, 128 (3), 332-345. DOI: 10.1037/0096-3445.128.3.332 EDN: GXLDPV
-
Mukherjee, K. (2010). A Dual System Model of Preferences Under Risk. Psychological Review, 117 (1), 243-255. DOI: 10.1037/a0017884
-
Neilson, W. S. (2006). Axiomatic Reference-Dependence in Behavior Toward Others and Toward Risk. Economic Theory, 28 (3), 681-692. DOI: 10.1007/s00199-005-0643-4
-
Parada Daza, J. (2004). The Utility Function and the Emotional Well-Being Function. Electronic Journal of Business Ethics and Organization Studies, 9 (2), 22-29.
-
Pentland, A., Liu, A. (1999). Modeling and Prediction of Human Behavior. Neural Computation, 11 (1), 229-242. DOI: 10.1162/089976699300016890
-
Peters, E. (2006). The Functions of Affect in the Construction of Preferences. In S. Lichtenstein, P. Slovic (Eds.), The Construction of Preference (pp. 454-463). Cambridge University Press.
-
Read, S. J., Brown, A. D., Wang, P., Miller, L. C. (2018). The Virtual Personalities Neural Network Model: Neurobiological Underpinnings. Personality Neuroscience, 1, e10. DOI: 10.1017/pen.2018.6
-
Rick, S., Loewenstein, G. (2008). The Role of Emotion in Economic Behavior. In M. Lewis, J. M. Haviland-Jones, L. Feldman Barrett (Eds.), Handbook of Emotions (3rd ed.) (pp. 138-156). The Guildford Press.
-
Schirm, S., Scholz, M. (2020). A Biomathematical Model of Human Erythropoiesis and Iron Metabolism. Scientific Reports, 10 (1), 8602. DOI: 10.1038/s41598-020-65313-5
-
Sherman, J. W., Gawronski, B., Trope, Y. (Eds.). (2014). Dual-Process Theories of the Social Mind. The Guilford Press.
-
Shiffrin, R. M., Schneider, W. (1977). Controlled and Automatic Human Information Processing: II. Perceptual Learning, Automatic Attending, and a General Theory. Psychological Review, 84 (2), 127-190. DOI: 10.1037/0033-295X.84.2.127
-
Shiv, B., Fedorikhin, A. (1999). Heart and Mind in Conflict: The Interplay of Affect and Cognition in Consumer Decision Making. Journal of Consumer Research, 26 (3), 278-292. DOI: 10.1086/209563 EDN: DDINXT
-
Thaler, R. H., Shefrin, H. M. (1981). An Economic Theory of Self-Control. Journal of Political Economy, 89 (2), 392-406. DOI: 10.1086/260971
-
Verplanken, B., Aarts, H., van Knippenberg, A., van Knippenberg, C. (1994). Attitude Versus General Habit: Antecedents of Travel Mode Choice. Journal of Applied Social Psychology, 24 (4), 285-300. DOI: 10.1111/j.1559-1816.1994.tb00583.x EDN: HIGFZD
-
Wood, W., Quinn, J. M., Kashy, D. A. (2002). Habits in Everyday Life: Thought, Emotion, and Action. Journal of Personality and Social Psychology, 83 (6), 1281-1297. DOI: 10.1037/0022-3514.83.6.1281 EDN: GXTRQD
-
Yin, H. H., Knowlton, B. J. (2006). The Role of the Basal Ganglia in Habit Formation. Nature Reviews Neuroscience, 7 (6), 464-476. DOI: 10.1038/nrn1919
-
Zhang, D., Giabbanelli, P. J., Arah, O. A., Zimmerman, F. J. (2014). Impact of Different Policies on Unhealthy Dietary Behaviors in an Urban Adult Population: An Agent-Based Simulation Model. American Journal of Public Health, 104 (7), 1217-1222. DOI: 10.2105/AJPH.2014.301934
Выпуск
Другие статьи выпуска
Благо было и остается непреходящим предметом человеческих желаний и в этом своем качестве составляет базовую категорию обществознания. Вплоть до промышленной революции и возникновения на ее основе развитой рыночной системы хозяйства, благо и его производные - благополучие, благодеяние и др. - рассматривались, в первую очередь, как морально-этические понятия, имеющие отношение к нормативной экономике. Акцент на материальной составляющей блага как ограниченного производственного ресурса и предмета потребления, а также форм собственности на исторически сложившиеся условия и факторы человеческой жизнедеятельности - заслуга классической политической экономии и неоклассики. Целью статьи является исследование двуединой природы блага как морально-этической и экономической категории; рассмотрение путей и способов ее институционализации в нормативной экономике и рыночной системе хозяйства. Объектом исследования выступают морально-этические характеристики блага, которые излагаются в соответствии с получившей мировую известность книгой Дж. Ролза «Теория справедливости», оставшейся малозамеченной в публикациях российских экономистов. Экономическое благо характеризуется с позиций позитивной экономической теории. Теоретико-методологическую базу исследования составляет концептуальный каркас экономической науки, сформированный с учетом современных достижений смежных отраслей обществознания (философии, социологии, правового регулирования хозяйственной деятельности). Применяются методы критической оценки и реинтерпретации первоисточников, исторических фактов и экономико-статистических данных. Основной вывод, полученный в результате проведенного исследования, состоит в том, что благо, рассмотренное в качестве морально-этической и экономической категории, выражает диалектику взаимосвязи естественно возникших условий и исторически сформировавшихся факторов общественной жизнедеятельности. Всеобщим условием является природа, или Земля (Land); особенным - технологические и морально-нравственные принципы и правила человеческого поведения; единичные условия специфицируются в форме ограниченных ресурсов (факторов), использование которых определяет общественный характер производства, обмена и потребления экономических услуг.
Бренд компании способен поддерживать ее устойчивое развитие, влияя на лояльность потребителей и покупательское поведение. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, как «пирамида здоровья бренда» связана с современным маркетингом, какое значение ее формирование имеет для компаний в контексте анализа покупательского поведения. Статья носит теоретико-поисковый характер, в ней предпринята попытка объяснить, каким образом инфлюенсеры могут влиять на пирамиду бренда и имидж бренда. Исследование основывается на эмпирических данных в области маркетинга влияния, представленных в научных исследованиях зарубежных ученых, а также на данных теоретических работ, посвященных изучению брендов. В статье анализируется понятие здоровья бренда и связанные с ним теоретические конструкты, определяется сущность покупательского поведения и представляются его основные уровни, рассматривается понятие «пирамида бренда», даются теоретические основы маркетинга влияния, проводится литературный обзор того, как инфлюенсеры влияют на различные характеристики бренда, разрабатывается и обосновывается понятие «пирамида здоровья бренда» с точки зрения управления покупательским поведением со стороны компании. Представленные автором результаты исследования вносят теоретический вклад в обоснование широко применяемой в практике маркетинга методологии анализа здоровья бренда с акцентом на оценке маркетинга влияния. Предлагаемая в статье «пирамида здоровья бренда» отражает ключевые маркетинговые процессы, в рамках которых инфлюенсеры могут играть одну из решающих ролей в привлечении и удержании клиентов.
Статья посвящена способам финансирования развития коммунальной инфраструктуры, которые, как правило, ограничены следующими видами: тарифной выручкой, то есть платой действующих потребителей, платой за подключение (технологическое присоединение) или платежами будущих потребителей, а также платой за счет бюджета или платой налогоплательщиков. Предлагается определить, какой из этих способов позволяет добиться наибольшего улучшения уровня общественного благосостояния, под которым в работе понимается объем излишка потребителей коммунальных услуг. Изменение объема излишка потребителей моделируется в краткосрочном и долгосрочном периодах, важным оказывается выстраивание способа финансирования исходя из интересов конечных выгодоприобретателей от развития инфраструктуры. Исходные данные для моделирования отобраны по результатам анализа 164 городов с населением более 100 тыс. человек, а именно из инвестиционных программ и финансовой отчетности их водоканалов (на примере сферы водоснабжения), которые эти данные раскрывают. Результаты показывают, что наименее предпочтительным способом развития коммунальной инфраструктуры является включение инвестиционной составляющей в тариф на коммунальные услуги. Развитие за счет бюджетных средств также нельзя назвать эффективным способом, поскольку оно выстраивается не за счет конечных выгодоприобретателей. Наиболее же приемлемым способом развития следует считать плату за подключение, поскольку она позволяет добиться роста излишка действующих и будущих потребителей в долгосрочном периоде, не ухудшая при этом положение потребителей в краткосрочном периоде. Финансирование развития в таком случае выстраивается за счет непосредственных выгодоприобретателей и конечных потребителей коммунальных услуг. Полученные результаты могут быть использованы при реформировании финансовых планов, показателей и программ предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Несмотря на растущий академический интерес к концепции организационной легитимности в сфере международного бизнеса, существуют разногласия по поводу ее применения. Наш систематический обзор литературы охватывает исследования легитимности с точки зрения мультинациональных корпораций (МНК) на протяжении последних тридцати лет с момента развития данной концепции. Цель данной работы заключается в систематизации существующего знания об организационной легитимности МНК и их дочерних компаний. Предметом исследования является легитимность МНК. Наш обзор охватывает 72 статьи в высокорейтинговых международных журналах и позволяет классифицировать существующую литературу по различным направлениям исследований, проанализировать эволюционные волны исследований легитимности МНК и обозначить релевантные направления для будущих исследований. В ходе работы авторы приходят к выводу, что с момента появления концепции интерес к ней рос со стороны разных областей менеджмента. К тому же, если в ранних исследованиях преобладало использование институциональной теории, то во вторую волну спектр теоретических рамок был существенно расширен. Кроме того, в последние годы наблюдается рост числа статей, обращающихся к тематике ESG-отчетности и корпоративной социальной ответственности. С точки зрения географического контекста, заметно повышение числа исследований, посвященных развивающимся рынкам и МНК из этих стран. Помимо систематизации знаний, мы вносим вклад в теорию международного бизнеса за счет разработки комплексного теоретического фреймворка, обозревающего предпосылки для приобретения МНК и их дочерними предприятиями легитимности, а также сложности и последствия этого процесса.
Вопрос о причинах стагнации и кризиса советской экономической системы по сегодняшний день является дискуссионным. С одной стороны, большинство представителей мэйнстрима считают, что порочной была сама система планирования, которая не в состоянии конкурировать с децентрализованным рынком. С другой стороны, огромное множество представителей неортодоксальных течений экономической мысли стоят на противоположной позиции, полагая, что причиной кризиса являлись ошибки руководства, а отнюдь не неполноценность планирования. Между двумя этими крайними точками зрений существует множество промежуточных, что делает исследование данного вопроса актуальной проблемой. В данной работе предпринимается попытка проанализировать динамику экономики СССР с позиции трудовой теории роста (ТТР). Последняя представляет собой теорию роста, в основе которой лежит стохастическая интерпретация трудовой теории стоимости (ТТС). Рассматривается несколько моделей экономического роста, вытекающих из эндогенной ТТР. Разработанные в рамках ТТР модели используются для моделирования динамики послевоенного советского ВВП. Целью данной работы является поиск причин советской стагнации, которые вытекают из ТТР. Обозревается литература, посвященная советской стагнации. Показано, что используемые модели с высокой точностью предсказывали стагнацию советского ВВП в 1970-е и 1980-е гг. с учетом динамики этого показателя в 1950-е и 1960-е гг. Показано, что основной причиной стагнации выступали демографический фактор и монополия внешней торговли. Обсуждаются возможные альтернативы реализованным реформам, а также обоснованность использования ТТР для макроэкономического прогнозирования и ее совместимость с ТТС.
Межрегиональная миграция в России опережает по объему как внутрирегиональную, так и международную и остается главной действующей силой перераспределения человеческого капитала в масштабах страны. Для выявления закономерностей миграции между регионами лучшим решением является изучение совокупности всех миграционных потоков, а не только итоговых показателей миграции. В статье сочетаются две области исследований, которые позволяют рассматривать совокупность потоков миграции. Это наука о сетях, нацеленная на изучение сетевых структур данных любой природы, и анализ коэффициентов интенсивности миграционных связей, позволяющий элиминировать различия в размере регионов выбытия и прибытия. Цель статьи - с помощью инструментария науки о сетях изучить межрегиональные миграционные потоки России в 2015-2023 гг. Задачи исследования состояли в разработке методики анализа миграционных потоков путем синтеза методов науки о сетях и показателей интенсивности миграции; сборе данных, подходящих для сетевого анализа; построении и анализе миграционных сетей. Выделены пять миграционных кластеров и изменения в их составе. За рассмотренный период состав кластеров оставался стабильным, переходы между ними совершали только Калининградская и Волгоградская области. Выявлены крупнейшие миграционные хабы (центры) в каждом кластере и важнейшие миграционные потоки. Путем расчета коэффициентов интенсивности миграционных связей и исключения потоков между регионами, имеющими общие границы, удалось выявить нетипично большие миграционные потоки. В основном они связывают наиболее удаленные регионы Севера и Арктики с регионами - донорами трудовых ресурсов. Нетипично малые миграционные потоки между некоторыми соседними регионами продемонстрировали ограничения существующей транспортной инфраструктуры. Построены визуализации межрегиональной миграционной сети России и сети интенсивностей миграционных связей. Полученные результаты позволяют лучше понять закономерности пространственной мобильности населения России.
Сегодня в России формируется новая государственная политика по вовлечению бизнеса в семейно-демографическую проблематику. Регулярно озвучивается важность вовлечения в решение демографических проблем предприятий, государством введены регламенты этой деятельности, через ЭКГ-рейтинг стали публичны ее результаты, анонсированы возможности стимулирования вовлеченных предприятий. На теоретическом уровне данные процессы описываются теорией корпоративной гражданственности, которая говорит об обязанности компаний принимать на себя долю ответственности, соразмерную тем правам, которые они имеют для непосредственной реализации своей деятельности. Целью исследования стало социологическое изучение представлений российского населения репродуктивного возраста о работодателях как потенциальных субъектах реализации демографической политики, а также оценка взаимосвязи этих представлений с репродуктивными намерениями работников. Сбор данных проводился осенью 2023 г. Основные результаты исследования таковы. Во-первых, четверть респондентов считают, что поддержка родителей со стороны работодателя может благоприятно повлиять на уровень рождаемости в их регионе. При этом сам работодатель как субъект демографической политики, способный повлиять на репродуктивные установки работников, оценивается достаточно низко. Во-вторых, респонденты, отметившие важность поддержки работающих родителей со стороны предприятий, включая работодателей в круг субъектов региональной демографической политики, склонны откладывать рождение первого ребенка. В-третьих, чем сильнее оценивается возможность влияния работодателя на репродуктивные намерения работников, тем более ранним представляется идеальный возраст рождения первенца и большим - желаемое число детей. В-четвертых, чем выше оценка работодателя как субъекта влияния на репродуктивные решения семьи, тем больше детей, по мнению респондентов, нужно иметь для удовлетворения разных аспектов самореализации. Полученные результаты подтверждают возможность коррекции демографической политики путем расширения ее субъектов за счет работодателей и обосновывают важность проводимой государством политики вовлечения предприятий в демографическую повестку регионов.
В настоящей статье выявлены и систематизированы трактовки понятий «конкуренция» и «конкурентная среда», сделанные представителями немецкой исторической школы, продемонстрирована динамика их взглядов и позиций от поколения к поколению. Показано, как они видоизменялись и уточнялись соответственно развитию экономики под влиянием научно-технического прогресса и учений авторов смежных научных дисциплин. Воззрения германоязычных авторов исторической школы зарождаются в пику традиционной в тот момент англоязычной классической политической экономии как ответ представителей менее индустриально, как следствие, менее экономически развитых территорий, которые уже в тот момент осознают сложности в соперничестве с экономическими лидерами, заведомо обладающими преимуществами в соответствии с формулируемыми ими же правилами. Очевидно, что в такой борьбе победит заведомо сильнейший. Оттого и научный поиск историков направлен на факторы, обладающие потенциалом нивелирования существующего экономического дисбаланса, такие как «воспитательный протекционизм» Ф. Листа и апелляция В. Рошера и Г. Шмоллера, не только к экономическим, но и правовым и социальным факторам, а также сформулированной Л. Брентано необходимости учета религиозной составляющей в качестве влияния христианства. Тем не менее уже «старые» историки В. Рошер и Б. Гильдебранд отмечают необходимость свободы конкуренции как неукоснительно движущего фактора развития экономики, им вторят «новые» историки Г. Шмоллер и Л. Брентано, а затем подтверждают стройность подхода уже «юные» историки В. Зомбарт и М. Вебер. Проведенное исследование направлено на попытку заполнения пробела в понимании особенностей конкурентной среды, что позволит более релевантно формировать современный методологический подход к анализу конкуренции и конкурентной среды ученым и исследователям нынешнего поколения, а также откроет пути для дальнейшей полемики.
Радикальные экономические перемены актуализируют значимость исследования фундаментальных вопросов развития национальных экономик с учетом особой роли государства. Цель статьи - выявление концептуальных особенностей конкурирующих стратегий исследования экономической роли государства и разработка парадигмальных основ альтернативной стратегии. Показано, что мейнстримовская и неортодоксальная стратегии изучения экономической роли государства базируются на общей парадигме, в соответствии с «жестким» ядром которой субъекты экономики руководствуются только частными экономическими интересами. Поэтому считается, что государство находится вне экономики и оказывает на нее внешнее воздействие. Из-за отсутствия общих экономических интересов возникает «трагедия общих благ»: у государства нет объективных оснований для регулирования экономической деятельности в интересах достижения общего блага. Предлагаемая парадигма предусматривает отказ от понимания «жесткого» ядра в русле «homo economicus» и его трактовку в соответствии с двойственной природой субъекта экономики как «homo economicus dual». На данной основе аргументируется необходимость рассмотрения сложных процессов, происходящих на трех основных уровнях экономики, исходя из того, что народ является источником и верховным субъектом экономической власти, а построение государством системы властных отношений обусловлено потребностью поддержания устойчивого развития экономики на основе достижения приемлемого баланса общенациональных и частных интересов. Представлено, что государство как высший субъект власти от имени общества формирует систему отношений собственности, устанавливая правила владения и пользования ресурсами национальной экономики. В связи с этим народ как верховный субъект власти выступает и в качестве верховного собственника, а различные институциональные формы собственности становятся проявлением общенародной формы собственности, совладельцами которой являются все субъекты национальной экономики. Предлагаемое понимание общих закономерностей формирования экономической роли народа и государства способствует разработке реалистичных представлений о конструировании эндогенных механизмах развития национальных экономик.
Актуальность исследований технологических и социально-экономических укладов для выявления и обоснования возможностей развития территорий возрастает. Это требует научного осмысления, развития теоретических положений, концептуального обновления и применения адекватных современных методов исследования данной предметной области. В связи с этим была поставлена цель: на основе изучения эволюции взглядов на технологическое развитие с использованием концептов технологических и социально-экономических укладов выявить технологические и социально-экономические возможности территориального развития. При этом были определены задачи: обобщение представлений зарубежных и отечественных авторов о технологическом развитии, уточнение категорий «технологический уклад» и «социально-экономический уклад», определение их структуры и институционального оформления; анализ взаимодействия укладов, рассмотрение подходов к исследованию технологического развития территорий на современном этапе. Теоретико-методологические подходы исследования основывались на базовых положениях эволюционной теории, теории экономической динамики (в частности, теории длинных волн в экономике), теории технологических укладов, институциональной теории, теории региональной экономики. Был использован метод обзора публикаций, релевантный цели и задачам статьи. Новизна результатов исследования заключается в интерпретации авторами технологических и социально-экономических укладов как моделей и методологических приемов для изучения технологического и социально-экономического развития территорий. В этом контексте уточнена сущность технологических и социально-экономических укладов, определены их структура, институциональное оформление; показано взаимодействие укладов: конструктивное (для достижения развития территорий) и деструктивное (дисфункции, противоречия в развитии территорий, которые требуется нейтрализовать, устранить). Показана необходимость сопряжения и взаимодействия высоких технологических и социально-экономических укладов на современном этапе развития территорий РФ. Получены выводы, которые свидетельствуют о необходимости продолжения и углубления комплексных исследований развития территорий РФ на основе взаимодействия технологических и социально-экономических укладов, что позволит задействовать в развитии синергию взаимодействия технологического, экономического и социального потенциалов территорий.
В статье кратко охарактеризованы основные исследовательские подходы, позволяющие критически оценить явление финансиализации и его последствия. Под финансиализацией понимают абсолютное и относительное расширение финансово-банковского сектора; внедрение финансовых отношений во все сферы жизни, включая социальную, семейную и частную; изменение структуры деятельности нефинансовых компаний в пользу финансовых операций и т. д. Это такая парадигма и философия хозяйства, когда приоритет отдается достижению финансовых показателей и результатов, а основным (порой - единственным) выгодоприобретателем становятся кредитно-финансовые организации. В академической сфере постепенно набирают силу идеи, оспаривающие благотворность, а главное, безальтернативность финансиализации. Мы условно выделили в исследовательской литературе институциональный (эволюционно-антропологический), макроэкономический, структурный, пространственный, социологический и морально-этический подходы. Неортодоксальные течения и школы в экономической и социальной теории видят в гипертрофированном росте финансового сектора риски и угрозы. Негативные социально-экономические проявления затрагивают тему финансиализации домохозяйств, их растущей долговой зависимости. При некоторой пассивности экономистов вклад в эти исследования внесли географы, социологи, антропологи, психологи и представители других специальностей. Авторы высказывают мнение, что в плане осмысления финансиализации и ее последствий мы отстаем на два-три десятилетия. Российский академический дискурс по инерции акцентирует пользу от финансового развития и призывает форсировать его, даже если макроэкономической необходимости в этом нет. В литературе пока не ставится вопрос о запуске процесса дефинансиализации, т. е. уменьшения абсолютного и относительного веса финансового и банковского секторов в экономике и обществе. Дефинансиализация может быть одним из недостающих элементов для перехода к самостоятельной денежно-кредитной политике, суверенизации экономики, включая развитие промышленного потенциала на новой основе - реиндустриализацию.
В статье предложен оригинальный целевой показатель макроэкономической денежно-кредитной политики (ДКП), а именно показатель s (от англ. scope), рассчитываемый как отношение среднегодовой инфляции к среднегодовому темпу роста реального ВВП за определенный период времени. Этот показатель, по сути, отражает степень не-нейтральности денег в долгосрочной перспективе. Ортодоксальная макроэкономическая теория отрицает не-нейтральность денег, однако теория переключающегося режима воспроизводства признает (Маевский и др., 2020). Если показатель s меньше 1, в стране имеет место сильная не-нейтральность денег, если больше 1, то слабая. И слабая, и сильная не-нейтральность денег сопровождаются негативными социальными эффектами, которые усиливаются по мере удаления показателя s от 1. Поэтому денежные власти, стремясь к компромиссу, стараются принимать такие решения, при которых целевой показатель s близок или равен 1. Статистические расчеты по 49 странам подтверждают этот вывод: в развитых и большинстве развивающихся стран показатель s близок к 1. Однако Россия не входит в это большинство, что означает необходимость серьезных институциональных изменений в системе ДКП. Рассмотрено одно из возможных изменений, а именно частичное замещение валютного способа обеспечения эмиссии первичных денег на долговой способ, т. е. эмиссию под покупку государственных ценных бумаг. Поставлен дискуссионный вопрос о монетарном стимулировании экономического роста при условии нормализации показателя s. Обсуждается заявление Главы Сбербанка России Г. О. Грефа в Совете Федерации РФ от 4 июня 2024 г. о перегреве российской экономики вследствие большой загрузки мощностей. Мы доказываем, что нужно не ограничивать рост, но преодолевать дефицит мощностей через политику монетарного стимулирования инвестиций в основной капитал. Наши выводы корреспондируют с выводами российских ученых Центрального экономико-математического института Российской академии наук, полученными на основе разработанной ими модифицированной модели равновесия, учитывающей эндогенный фактор научно-технического прогресса.
Издательство
- Издательство
- ИЭ УрО РАН
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29
- Юр. адрес
- 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29
- ФИО
- Лаврикова Юлия Георгиевна (Директор)
- E-mail адрес
- lavrikova.ug@uiec.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3714536
- Сайт
- https:/uiec.ru