Бренд компании способен поддерживать ее устойчивое развитие, влияя на лояльность потребителей и покупательское поведение. Цель исследования состоит в том, чтобы определить, как «пирамида здоровья бренда» связана с современным маркетингом, какое значение ее формирование имеет для компаний в контексте анализа покупательского поведения. Статья носит теоретико-поисковый характер, в ней предпринята попытка объяснить, каким образом инфлюенсеры могут влиять на пирамиду бренда и имидж бренда. Исследование основывается на эмпирических данных в области маркетинга влияния, представленных в научных исследованиях зарубежных ученых, а также на данных теоретических работ, посвященных изучению брендов. В статье анализируется понятие здоровья бренда и связанные с ним теоретические конструкты, определяется сущность покупательского поведения и представляются его основные уровни, рассматривается понятие «пирамида бренда», даются теоретические основы маркетинга влияния, проводится литературный обзор того, как инфлюенсеры влияют на различные характеристики бренда, разрабатывается и обосновывается понятие «пирамида здоровья бренда» с точки зрения управления покупательским поведением со стороны компании. Представленные автором результаты исследования вносят теоретический вклад в обоснование широко применяемой в практике маркетинга методологии анализа здоровья бренда с акцентом на оценке маркетинга влияния. Предлагаемая в статье «пирамида здоровья бренда» отражает ключевые маркетинговые процессы, в рамках которых инфлюенсеры могут играть одну из решающих ролей в привлечении и удержании клиентов.
The study explores the relationship between the brand health pyramid and modern marketing, emphasizing its significance for companies analyzing consumer behavior. It offers a theoretical and exploratory perspective on how influencers shape the brand pyramid and brand image. Drawing on empirical data from international research on influencer marketing and theoretical works on brands, the article examines brand health concepts, consumer behavior levels, and the theoretical underpinnings of influencer marketing. It reviews literature on how influencers impact various brand aspects, develops the brand health pyramid concept in managing consumer behavior, and concludes by discussing research contributions, limitations, and future directions. This study enhances brand health analysis methodology in marketing by focusing on evaluating influencer marketing and proposing the brand health pyramid to illustrate how influencers play a crucial role in attracting and retaining customers.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.12
- eLIBRARY ID
- 68006466
Развитие брендов можно проследить сквозь тысячелетия, и сегодня управление брендом является важнейшим компонентом успешных компаний. Поддерживая и совершенствуя репутацию и имидж бренда, компании способны устойчиво развиваться, а также влиять на лояльность потребителей и покупательское поведение. В настоящее время бренд — это ключевое звено, определяющее коммуникацию между производителем, ритейлером и потребителем.
На протяжении десятилетий такие компании, как The Coca-Cola Company, Volvo Group или McDonald’s Corporation, управляли брендом на мировом уровне, в результате чего любое их упоминание вызывает у современного потребителя устойчивую ассоциацию бренда с компанией, т. е. возникает спонтанное знание, означающее, по сути, намерение совершить покупку продукции именно этого бренда в любом месте, что в свою очередь существенно повышает продажи компании.
Современные бренды всё прочнее внедряются во взаимоотношения с потребителями, всё более устойчивой становится эмоциональная связь между брендом и потребителем в контексте тренда уменьшения значимости роскоши (Карпова и др., 2019). Наряду с этим от современных брендов ожидается социальная сознательность в контексте нестабильной социальной реальности, когда отношения между брендом и потребителем становятся всё более «интенсивными, но в то же время кратковременными» (Moorlock et al., 2023). Кроме того, развитие цифрового маркетинга, т. е. активное использование цифровых каналов продвижения (Girchenko, 2016) и маркетинга в социальных сетях, а также внедрение новых цифровых технологий (например, нейросети) приводят к скачкообразному развитию методов коммуникации бренда и открывают новые идеи и методы коммуникации
корпоративного бренда (Ziyu, 2023).
Список литературы
-
Бабкина, К. А. (2023). Как и зачем развивать персональный бренд. Бизнес и дизайн ревю, (2(30)), 1-9. EDN: ZUISAR
-
Карпова, С. В., Устинова, О. Е., Казаков, С. П. (2019). Особенности современного управления брендами. Экономика и управление в машиностроении, (6), 37-42. EDN: TWYUVF
-
Корнеев, М. Е., Карпова, О. К. (2021). Анализ технологии создания успешного бренда. Многовекторное управление социально-экономическими системами: теория и практика (с. 149-154). Донецк: Донецкий национальный технический университет. EDN: JSCSYZ
-
Черенков, В. И., Карпова, С. В., Таничев, А. В. (2020). Брендинг и модификация поведения потребителей в условиях кардинальной трансформации экономики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 19 (3), 285-315. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2020.301 EDN: OAGLJR
-
Aaker, D. A. (1972). A Measure of Brand Acceptance. Journal of marketing research, 9 (2), 160-167. DOI: 10.2307/3149949
-
Aaker, D. A. (2012). Building strong brands. Simon and Schuster, 400.
-
Aaker, D. A., Equity, M. B. (1991). Capitalizing on the Value of a Brand Name. Free press, 299.
-
Ahmad, N. S., Musa, R., Harun, M. H. M. (2016). The Impact of Social Media Content Marketing (SMCM) Towards Brand Health. Procedia Economics and Finance, 37, 331-336. DOI: 10.1016/S2212-5671(16)30133-2
-
Anker, T. B., Sandøe, P., Kamin, T., Kappel, K. (2011). Health Branding Ethics. Journal of Business Ethics, 104, 33-45. DOI: 10.1007/s10551-011-0887-9 EDN: QKECMC
-
Bandura, A. (2006). On Integrating Social Cognitive and Social Diffusion Theories.Communication of innovations: A Journey with Ev Rogers, 111-135. DOI: 10.4135/9788132113775.n5
-
Barden, P. (2022). Decoded: The Science Behind Why We Buy. John Wiley & Sons, 312.
-
Barta, S., Belanche, D., Fernández, A., Flavián, M. (2023). Influencer Marketing on TikTok: The Effectiveness of Humor and Followers' Hedonic Experience. Journal of Retailing and Consumer Services, 70, 103149. DOI: 10.1016/j.jretconser.2022.103149 EDN: OZTAQE
-
Berg, J. D., Matthews, J. M., O'Hare, C. M. (2007). Measuring Brand Health to Improve Top-Line Growth. MIT Sloan Management Review, 49 (1), 61-68.
-
Casaló, L. V., Flavián, C., Ibáñez-Sánchez, S. (2020). Influencers on Instagram: Antecedents and Consequences of Opinion Leadership. Journal of business research, 117, 510-519. DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.07.005
-
Cohen, J. B., Pham, M. T., Andrade, E. B. (2018). The Nature and Role of Affect in Consumer Behavior. Handbook of consumer psychology (pp. 306-357). Routledge. DOI: 10.4324/9780203809570.ch11
-
de Chernatony, L. (2001). A Model for Strategically Building Brands. Journal of brand management, 9, 32-44. DOI: 10.1057/palgrave.bm.2540050 EDN: FNITMP
-
De Veirman, M., Cauberghe, V., Hudders, L. (2017). Marketing Through Instagram Influencers: The Impact of Number of Followers and Product Divergence on Brand Attitude.International Journal of Advertising, 36 (5), 798-828. DOI: 10.1080/02650487.2017.1348035
-
Evans, N. J., Phua, J., Lim, J., Jun, H. (2017). Disclosing Instagram Influencer Advertising: The Effects of Disclosure Language on Advertising Recognition, Attitudes, and Behavioral Intent. Journal of Interactive Advertising, 17 (2), 138-149. DOI: 10.1080/15252019.2017.1366885
-
Ferina, N., Sri, G., Putu, L. (2021). Does Influencer Marketing Really Improve Sustainable Brand Awareness and Sales? Inovbiz: Jurnal Inovasi Bisnis, 9 (1), 167-174. DOI: 10.35314/inovbiz.v9i1.1889
-
Fowler, K., Thomas, V. L. (2023). Influencer Marketing: A Scoping Review and a Look Ahead. Journal of Marketing Management, 39 (11-12), 933-964. DOI: 10.1080/0267257x.2022.2157038 EDN: NFAYWA
-
Gil, C. (2021). The End of Marketing: Humanizing your Brand in the Age of Social Media. Kogan Page Publishers, 275.
-
Girchenko, T., Ovsiannikova, Y. (2016). Digital Marketing and Its Role in the Modern Business Processes. European Cooperation, 11 (18), 24-33.
-
Haugtvedt, C. P., Herr, P. M., Kardes, F. R. (Eds.) (2018). Goal-Directed Consumer Behavior: Motivation, Volition, and Affect: Hans Baumgartner and Rik Pieters. In Handbook of Consumer Psychology (pp. 376-401). Routledge.
-
Hsieh, J. K., Kumar, S., Tang, Y. C., Huang, G. Z. (2023). Investigating the Relationships between Influencers and Their Followers: Moderator of Human Brand of Influencer (HBI) Phase. Electronic Commerce Research and Applications, 58, 101252. DOI: 10.1016/j.elerap.2023.101252 EDN: FWWYOX
-
Hudders, L., Lou, C. (2023). The Rosy World of Influencer Marketing? Its Bright and Dark Sides, and Future Research Recommendations.International Journal of Advertising, 42 (1), 151-161. DOI: 10.1080/02650487.2022.2137318 EDN: YDPMLM
-
Hudson, S., Huang, L., Roth, M. S., Madden, T. J. (2016). The Influence of Social Media Interactions on Consumer-Brand Relationships: A Three-Country Study of Brand Perceptions and Marketing Behaviors.International Journal of Research in Marketing, 33 (1), 27-41. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2015.06.004 EDN: WNZQKD
-
Immanuel, D. M., HS, A. B. (2021). The Impact of Using Influencer on Consumer Purchase Intention with Attitude towards Influencer and Brand Attitude as Mediator. Jurnal Aplikasi Manajemen, 19 (4), 766-781. DOI: 10.21776/ub.jam.2021.019.04.06 EDN: NDJNJS
-
Isyanto, P., Sapitri, R. G., Sinaga, O. (2020). Micro Influencers Marketing and Brand Image to Purchase Intention of Cosmetic Products Focallure. Systematic Reviews in Pharmacy, 11 (1), 601-605.
-
Jin, S. V., Muqadam, A., Ryu, E. (2019). Instafamous and Social Media Influencer Marketing. Marketing Intelligence & Planning, 37 (5), 567-579. DOI: 10.1108/mip-09-2018-0375
-
Keller, K. L. (2001). Building Customer-Based Brand Equity: A Blueprint for Creating Strong Brands. Working Paper, 1-38.
-
Keller, K. L. (2016). Reflections on Customer-Based Brand Equity: Perspectives, Progress, and Priorities. AMS review, 6, 1-16. DOI: 10.1007/s13162-016-0078-z EDN: WWLOYC
-
Leung, F. F., Gu, F. F., Palmatier, R. W. (2022). Online Influencer Marketing. Journal of the Academy of Marketing Science, 50, 226-251. DOI: 10.1007/s11747-021-00829-4 EDN: NOONGI
-
Lou, C., Yuan, S. (2019). Influencer Marketing: How Message Value and Credibility Affect Consumer Trust of Branded Content on Social Media. Journal of interactive advertising, 19 (1), 58-73. DOI: 10.1080/15252019.2018.1533501
-
Sijabat, L., Rantung, D. I., Mandagi, D. W. (2022). The Role of Social Media Influencers in Shaping Customer Brand Engagement and Brand Perception. Jurnal Manajemen Bisnis, 9 (2), 280-288.
-
Manohar, S., Kumar, R., Saha, R., Mittal, A. (2023). Examining the Effect of Emotional Branding in Building Brand Equity of Social Marketing Campaigns: A Case on Swachh Bharat, India. Society and Business Review, 18 (2), 197-218. DOI: 10.1108/sbr-09-2021-0159 EDN: BCVCXX
-
Mirzaei, A., Gray, D., Baumann, C., Johnson, L. W., Winzar, H. (2015). A Behavioural Long-Term Based Measure to Monitor the Health of a Brand. Journal of Brand Management, 22, 299-322. DOI: 10.1057/bm.2015.18
-
Mishra, R., Singh, R. K., Koles, B. (2021). Consumer Decision-Making in Omnichannel Retailing: Literature Review and Future Research Agenda.International Journal of Consumer Studies, 45 (2), 147-174. DOI: 10.1111/ijcs.12617
-
Moorlock, E., Dekel-Dachs, O., Stokes, P., Larsen, G. (2023). Constructing Consumer-Masstige Brand Relationships in a Volatile Social Reality. Journal of Business Research, 155, 113381. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.113381 EDN: VUDYTP
-
Peighambari, K., Sattari, S., Kordestani, A., Oghazi, P. (2016). Consumer Behavior Research: A Synthesis of the Recent Literature. Sage Open, 6 (2). DOI: 10.1177/2158244016645638
-
Plumeyer, A., Kottemann, P., Böger, D., Decker, R. (2019). Measuring Brand Image: A Systematic Review, Practical Guidance, and Future Research Directions. Review of Managerial Science, 13, 227-265. DOI: 10.1007/s11846-017-0251-2 EDN: LTOBAM
-
Rajan, A. P. (2019). The Effectiveness of Social Media Content Marketing Towards Brand Health of a Company: Social Media Analytics.International Journal of Scientific and Technology Research, 8 (11), 1188-1192.
-
Romaniuk, J. (2013). How Healthy is Your Brand-Health Tracker? A Five-Point Checklist to Build Returns on a Critical Research Investment. Journal of Advertising Research, 53 (1), 11-13. DOI: 10.2501/jar-53-1-011-013
-
Rossiter, J. R. (2014). ‘Branding' Explained: Defining and Measuring Brand Awareness and Brand Attitude. Journal of Brand Management, 21, 533-540. DOI: 10.1057/bm.2014.33
-
Seale, E. (2023). Are Your Brand-Building Efforts Really Working? A New Analytical Approach for Assessing and Growing Your Brand. Journal of Brand Strategy, 12 (2), 126-138.
-
Sharma, M., Rahman, Z. (2022). Anthropomorphic Brand Management: An Integrated Review and Research Agenda. Journal of Business Research, 149, 463-475. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.05.039 EDN: BOPIXQ
-
Syed, T. A., Mehmood, F., Qaiser, T. (2023). Brand-SMI Collaboration in Influencer Marketing Campaigns: A Transaction Cost Economics Perspective. Technological Forecasting and Social Change, 192, 122580. DOI: 10.1016/j.techfore.2023.122580 EDN: LFTFPA
-
Zha, D., Melewar, T. C., Foroudi, P., Jin, Z. (2020). An Assessment of Brand Experience Knowledge Literature: Using Bibliometric Data to Identify Future Research Direction.International Journal of Management Reviews, 22 (3), 287-317. DOI: 10.1111/ijmr.12226
-
Ziyu, W. (2023). Innovative Research on Digital New Media in Corporate Brand Communication. SHS Web of Conferences, 170, 01013. DOI: 10.1051/shsconf/202317001013 EDN: KFUCFF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Благо было и остается непреходящим предметом человеческих желаний и в этом своем качестве составляет базовую категорию обществознания. Вплоть до промышленной революции и возникновения на ее основе развитой рыночной системы хозяйства, благо и его производные - благополучие, благодеяние и др. - рассматривались, в первую очередь, как морально-этические понятия, имеющие отношение к нормативной экономике. Акцент на материальной составляющей блага как ограниченного производственного ресурса и предмета потребления, а также форм собственности на исторически сложившиеся условия и факторы человеческой жизнедеятельности - заслуга классической политической экономии и неоклассики. Целью статьи является исследование двуединой природы блага как морально-этической и экономической категории; рассмотрение путей и способов ее институционализации в нормативной экономике и рыночной системе хозяйства. Объектом исследования выступают морально-этические характеристики блага, которые излагаются в соответствии с получившей мировую известность книгой Дж. Ролза «Теория справедливости», оставшейся малозамеченной в публикациях российских экономистов. Экономическое благо характеризуется с позиций позитивной экономической теории. Теоретико-методологическую базу исследования составляет концептуальный каркас экономической науки, сформированный с учетом современных достижений смежных отраслей обществознания (философии, социологии, правового регулирования хозяйственной деятельности). Применяются методы критической оценки и реинтерпретации первоисточников, исторических фактов и экономико-статистических данных. Основной вывод, полученный в результате проведенного исследования, состоит в том, что благо, рассмотренное в качестве морально-этической и экономической категории, выражает диалектику взаимосвязи естественно возникших условий и исторически сформировавшихся факторов общественной жизнедеятельности. Всеобщим условием является природа, или Земля (Land); особенным - технологические и морально-нравственные принципы и правила человеческого поведения; единичные условия специфицируются в форме ограниченных ресурсов (факторов), использование которых определяет общественный характер производства, обмена и потребления экономических услуг.
Хотя тема принятия решения человеком настолько же важна, насколько стара, до сих пор нет вычислительной модели этого процесса, общепринятой как на внутридисциплинарном уровне экономической теории, так и на междисциплинарном. Данная статья призвана внести вклад в ответ на этот вызов, предлагая концепцию компьютерной модели принятия решений на основе трех взаимосвязанных систем принятия решений - привычной, эмоциональной и рассудочной. Все три системы функционируют в модели принципиально по-разному, с разной скоростью и степенью гибкости, что заметно отличает предлагаемый подход от наиболее популярных подходов в экономической теории. Связующей основой для трех систем служат личная мотивация и концепция потока, отвечающая за регистрацию и обработку изменений, происходящих в человеке и во внешней среде, и призванная стать инструментом универсального внутреннего сравнения при принятии решений и перевода количественного восприятия в качественное. Учет одновременно трех решающих факторов принятия решения делает предлагаемую концепцию полнее и точнее по сравнению с имеющимися двухсистемными концепциями принятия решений. Кроме того, предлагаемая концепция далеко не так абстрактна, как многие ее конкуренты, что также повышает точность результатов. При этом при описании сознательно использованы общие формулировки, поскольку предложенный алгоритм видится допустимой частью потенциально любой компьютерной модели или иной программы, решающей проблему человеческого выбора, которая может быть добавлена как в уже завершенную программу, так и находящуюся в разработке. Тем самым предложенная концепция принятия решений после апробации на реальных данных призвана стать более универсальной, точной и удобной для прикладных задач альтернативой при оправданном, на наш взгляд, повышении вычислительной сложности.
Статья посвящена способам финансирования развития коммунальной инфраструктуры, которые, как правило, ограничены следующими видами: тарифной выручкой, то есть платой действующих потребителей, платой за подключение (технологическое присоединение) или платежами будущих потребителей, а также платой за счет бюджета или платой налогоплательщиков. Предлагается определить, какой из этих способов позволяет добиться наибольшего улучшения уровня общественного благосостояния, под которым в работе понимается объем излишка потребителей коммунальных услуг. Изменение объема излишка потребителей моделируется в краткосрочном и долгосрочном периодах, важным оказывается выстраивание способа финансирования исходя из интересов конечных выгодоприобретателей от развития инфраструктуры. Исходные данные для моделирования отобраны по результатам анализа 164 городов с населением более 100 тыс. человек, а именно из инвестиционных программ и финансовой отчетности их водоканалов (на примере сферы водоснабжения), которые эти данные раскрывают. Результаты показывают, что наименее предпочтительным способом развития коммунальной инфраструктуры является включение инвестиционной составляющей в тариф на коммунальные услуги. Развитие за счет бюджетных средств также нельзя назвать эффективным способом, поскольку оно выстраивается не за счет конечных выгодоприобретателей. Наиболее же приемлемым способом развития следует считать плату за подключение, поскольку она позволяет добиться роста излишка действующих и будущих потребителей в долгосрочном периоде, не ухудшая при этом положение потребителей в краткосрочном периоде. Финансирование развития в таком случае выстраивается за счет непосредственных выгодоприобретателей и конечных потребителей коммунальных услуг. Полученные результаты могут быть использованы при реформировании финансовых планов, показателей и программ предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Несмотря на растущий академический интерес к концепции организационной легитимности в сфере международного бизнеса, существуют разногласия по поводу ее применения. Наш систематический обзор литературы охватывает исследования легитимности с точки зрения мультинациональных корпораций (МНК) на протяжении последних тридцати лет с момента развития данной концепции. Цель данной работы заключается в систематизации существующего знания об организационной легитимности МНК и их дочерних компаний. Предметом исследования является легитимность МНК. Наш обзор охватывает 72 статьи в высокорейтинговых международных журналах и позволяет классифицировать существующую литературу по различным направлениям исследований, проанализировать эволюционные волны исследований легитимности МНК и обозначить релевантные направления для будущих исследований. В ходе работы авторы приходят к выводу, что с момента появления концепции интерес к ней рос со стороны разных областей менеджмента. К тому же, если в ранних исследованиях преобладало использование институциональной теории, то во вторую волну спектр теоретических рамок был существенно расширен. Кроме того, в последние годы наблюдается рост числа статей, обращающихся к тематике ESG-отчетности и корпоративной социальной ответственности. С точки зрения географического контекста, заметно повышение числа исследований, посвященных развивающимся рынкам и МНК из этих стран. Помимо систематизации знаний, мы вносим вклад в теорию международного бизнеса за счет разработки комплексного теоретического фреймворка, обозревающего предпосылки для приобретения МНК и их дочерними предприятиями легитимности, а также сложности и последствия этого процесса.
Вопрос о причинах стагнации и кризиса советской экономической системы по сегодняшний день является дискуссионным. С одной стороны, большинство представителей мэйнстрима считают, что порочной была сама система планирования, которая не в состоянии конкурировать с децентрализованным рынком. С другой стороны, огромное множество представителей неортодоксальных течений экономической мысли стоят на противоположной позиции, полагая, что причиной кризиса являлись ошибки руководства, а отнюдь не неполноценность планирования. Между двумя этими крайними точками зрений существует множество промежуточных, что делает исследование данного вопроса актуальной проблемой. В данной работе предпринимается попытка проанализировать динамику экономики СССР с позиции трудовой теории роста (ТТР). Последняя представляет собой теорию роста, в основе которой лежит стохастическая интерпретация трудовой теории стоимости (ТТС). Рассматривается несколько моделей экономического роста, вытекающих из эндогенной ТТР. Разработанные в рамках ТТР модели используются для моделирования динамики послевоенного советского ВВП. Целью данной работы является поиск причин советской стагнации, которые вытекают из ТТР. Обозревается литература, посвященная советской стагнации. Показано, что используемые модели с высокой точностью предсказывали стагнацию советского ВВП в 1970-е и 1980-е гг. с учетом динамики этого показателя в 1950-е и 1960-е гг. Показано, что основной причиной стагнации выступали демографический фактор и монополия внешней торговли. Обсуждаются возможные альтернативы реализованным реформам, а также обоснованность использования ТТР для макроэкономического прогнозирования и ее совместимость с ТТС.
Межрегиональная миграция в России опережает по объему как внутрирегиональную, так и международную и остается главной действующей силой перераспределения человеческого капитала в масштабах страны. Для выявления закономерностей миграции между регионами лучшим решением является изучение совокупности всех миграционных потоков, а не только итоговых показателей миграции. В статье сочетаются две области исследований, которые позволяют рассматривать совокупность потоков миграции. Это наука о сетях, нацеленная на изучение сетевых структур данных любой природы, и анализ коэффициентов интенсивности миграционных связей, позволяющий элиминировать различия в размере регионов выбытия и прибытия. Цель статьи - с помощью инструментария науки о сетях изучить межрегиональные миграционные потоки России в 2015-2023 гг. Задачи исследования состояли в разработке методики анализа миграционных потоков путем синтеза методов науки о сетях и показателей интенсивности миграции; сборе данных, подходящих для сетевого анализа; построении и анализе миграционных сетей. Выделены пять миграционных кластеров и изменения в их составе. За рассмотренный период состав кластеров оставался стабильным, переходы между ними совершали только Калининградская и Волгоградская области. Выявлены крупнейшие миграционные хабы (центры) в каждом кластере и важнейшие миграционные потоки. Путем расчета коэффициентов интенсивности миграционных связей и исключения потоков между регионами, имеющими общие границы, удалось выявить нетипично большие миграционные потоки. В основном они связывают наиболее удаленные регионы Севера и Арктики с регионами - донорами трудовых ресурсов. Нетипично малые миграционные потоки между некоторыми соседними регионами продемонстрировали ограничения существующей транспортной инфраструктуры. Построены визуализации межрегиональной миграционной сети России и сети интенсивностей миграционных связей. Полученные результаты позволяют лучше понять закономерности пространственной мобильности населения России.
Сегодня в России формируется новая государственная политика по вовлечению бизнеса в семейно-демографическую проблематику. Регулярно озвучивается важность вовлечения в решение демографических проблем предприятий, государством введены регламенты этой деятельности, через ЭКГ-рейтинг стали публичны ее результаты, анонсированы возможности стимулирования вовлеченных предприятий. На теоретическом уровне данные процессы описываются теорией корпоративной гражданственности, которая говорит об обязанности компаний принимать на себя долю ответственности, соразмерную тем правам, которые они имеют для непосредственной реализации своей деятельности. Целью исследования стало социологическое изучение представлений российского населения репродуктивного возраста о работодателях как потенциальных субъектах реализации демографической политики, а также оценка взаимосвязи этих представлений с репродуктивными намерениями работников. Сбор данных проводился осенью 2023 г. Основные результаты исследования таковы. Во-первых, четверть респондентов считают, что поддержка родителей со стороны работодателя может благоприятно повлиять на уровень рождаемости в их регионе. При этом сам работодатель как субъект демографической политики, способный повлиять на репродуктивные установки работников, оценивается достаточно низко. Во-вторых, респонденты, отметившие важность поддержки работающих родителей со стороны предприятий, включая работодателей в круг субъектов региональной демографической политики, склонны откладывать рождение первого ребенка. В-третьих, чем сильнее оценивается возможность влияния работодателя на репродуктивные намерения работников, тем более ранним представляется идеальный возраст рождения первенца и большим - желаемое число детей. В-четвертых, чем выше оценка работодателя как субъекта влияния на репродуктивные решения семьи, тем больше детей, по мнению респондентов, нужно иметь для удовлетворения разных аспектов самореализации. Полученные результаты подтверждают возможность коррекции демографической политики путем расширения ее субъектов за счет работодателей и обосновывают важность проводимой государством политики вовлечения предприятий в демографическую повестку регионов.
В настоящей статье выявлены и систематизированы трактовки понятий «конкуренция» и «конкурентная среда», сделанные представителями немецкой исторической школы, продемонстрирована динамика их взглядов и позиций от поколения к поколению. Показано, как они видоизменялись и уточнялись соответственно развитию экономики под влиянием научно-технического прогресса и учений авторов смежных научных дисциплин. Воззрения германоязычных авторов исторической школы зарождаются в пику традиционной в тот момент англоязычной классической политической экономии как ответ представителей менее индустриально, как следствие, менее экономически развитых территорий, которые уже в тот момент осознают сложности в соперничестве с экономическими лидерами, заведомо обладающими преимуществами в соответствии с формулируемыми ими же правилами. Очевидно, что в такой борьбе победит заведомо сильнейший. Оттого и научный поиск историков направлен на факторы, обладающие потенциалом нивелирования существующего экономического дисбаланса, такие как «воспитательный протекционизм» Ф. Листа и апелляция В. Рошера и Г. Шмоллера, не только к экономическим, но и правовым и социальным факторам, а также сформулированной Л. Брентано необходимости учета религиозной составляющей в качестве влияния христианства. Тем не менее уже «старые» историки В. Рошер и Б. Гильдебранд отмечают необходимость свободы конкуренции как неукоснительно движущего фактора развития экономики, им вторят «новые» историки Г. Шмоллер и Л. Брентано, а затем подтверждают стройность подхода уже «юные» историки В. Зомбарт и М. Вебер. Проведенное исследование направлено на попытку заполнения пробела в понимании особенностей конкурентной среды, что позволит более релевантно формировать современный методологический подход к анализу конкуренции и конкурентной среды ученым и исследователям нынешнего поколения, а также откроет пути для дальнейшей полемики.
Радикальные экономические перемены актуализируют значимость исследования фундаментальных вопросов развития национальных экономик с учетом особой роли государства. Цель статьи - выявление концептуальных особенностей конкурирующих стратегий исследования экономической роли государства и разработка парадигмальных основ альтернативной стратегии. Показано, что мейнстримовская и неортодоксальная стратегии изучения экономической роли государства базируются на общей парадигме, в соответствии с «жестким» ядром которой субъекты экономики руководствуются только частными экономическими интересами. Поэтому считается, что государство находится вне экономики и оказывает на нее внешнее воздействие. Из-за отсутствия общих экономических интересов возникает «трагедия общих благ»: у государства нет объективных оснований для регулирования экономической деятельности в интересах достижения общего блага. Предлагаемая парадигма предусматривает отказ от понимания «жесткого» ядра в русле «homo economicus» и его трактовку в соответствии с двойственной природой субъекта экономики как «homo economicus dual». На данной основе аргументируется необходимость рассмотрения сложных процессов, происходящих на трех основных уровнях экономики, исходя из того, что народ является источником и верховным субъектом экономической власти, а построение государством системы властных отношений обусловлено потребностью поддержания устойчивого развития экономики на основе достижения приемлемого баланса общенациональных и частных интересов. Представлено, что государство как высший субъект власти от имени общества формирует систему отношений собственности, устанавливая правила владения и пользования ресурсами национальной экономики. В связи с этим народ как верховный субъект власти выступает и в качестве верховного собственника, а различные институциональные формы собственности становятся проявлением общенародной формы собственности, совладельцами которой являются все субъекты национальной экономики. Предлагаемое понимание общих закономерностей формирования экономической роли народа и государства способствует разработке реалистичных представлений о конструировании эндогенных механизмах развития национальных экономик.
Актуальность исследований технологических и социально-экономических укладов для выявления и обоснования возможностей развития территорий возрастает. Это требует научного осмысления, развития теоретических положений, концептуального обновления и применения адекватных современных методов исследования данной предметной области. В связи с этим была поставлена цель: на основе изучения эволюции взглядов на технологическое развитие с использованием концептов технологических и социально-экономических укладов выявить технологические и социально-экономические возможности территориального развития. При этом были определены задачи: обобщение представлений зарубежных и отечественных авторов о технологическом развитии, уточнение категорий «технологический уклад» и «социально-экономический уклад», определение их структуры и институционального оформления; анализ взаимодействия укладов, рассмотрение подходов к исследованию технологического развития территорий на современном этапе. Теоретико-методологические подходы исследования основывались на базовых положениях эволюционной теории, теории экономической динамики (в частности, теории длинных волн в экономике), теории технологических укладов, институциональной теории, теории региональной экономики. Был использован метод обзора публикаций, релевантный цели и задачам статьи. Новизна результатов исследования заключается в интерпретации авторами технологических и социально-экономических укладов как моделей и методологических приемов для изучения технологического и социально-экономического развития территорий. В этом контексте уточнена сущность технологических и социально-экономических укладов, определены их структура, институциональное оформление; показано взаимодействие укладов: конструктивное (для достижения развития территорий) и деструктивное (дисфункции, противоречия в развитии территорий, которые требуется нейтрализовать, устранить). Показана необходимость сопряжения и взаимодействия высоких технологических и социально-экономических укладов на современном этапе развития территорий РФ. Получены выводы, которые свидетельствуют о необходимости продолжения и углубления комплексных исследований развития территорий РФ на основе взаимодействия технологических и социально-экономических укладов, что позволит задействовать в развитии синергию взаимодействия технологического, экономического и социального потенциалов территорий.
В статье кратко охарактеризованы основные исследовательские подходы, позволяющие критически оценить явление финансиализации и его последствия. Под финансиализацией понимают абсолютное и относительное расширение финансово-банковского сектора; внедрение финансовых отношений во все сферы жизни, включая социальную, семейную и частную; изменение структуры деятельности нефинансовых компаний в пользу финансовых операций и т. д. Это такая парадигма и философия хозяйства, когда приоритет отдается достижению финансовых показателей и результатов, а основным (порой - единственным) выгодоприобретателем становятся кредитно-финансовые организации. В академической сфере постепенно набирают силу идеи, оспаривающие благотворность, а главное, безальтернативность финансиализации. Мы условно выделили в исследовательской литературе институциональный (эволюционно-антропологический), макроэкономический, структурный, пространственный, социологический и морально-этический подходы. Неортодоксальные течения и школы в экономической и социальной теории видят в гипертрофированном росте финансового сектора риски и угрозы. Негативные социально-экономические проявления затрагивают тему финансиализации домохозяйств, их растущей долговой зависимости. При некоторой пассивности экономистов вклад в эти исследования внесли географы, социологи, антропологи, психологи и представители других специальностей. Авторы высказывают мнение, что в плане осмысления финансиализации и ее последствий мы отстаем на два-три десятилетия. Российский академический дискурс по инерции акцентирует пользу от финансового развития и призывает форсировать его, даже если макроэкономической необходимости в этом нет. В литературе пока не ставится вопрос о запуске процесса дефинансиализации, т. е. уменьшения абсолютного и относительного веса финансового и банковского секторов в экономике и обществе. Дефинансиализация может быть одним из недостающих элементов для перехода к самостоятельной денежно-кредитной политике, суверенизации экономики, включая развитие промышленного потенциала на новой основе - реиндустриализацию.
В статье предложен оригинальный целевой показатель макроэкономической денежно-кредитной политики (ДКП), а именно показатель s (от англ. scope), рассчитываемый как отношение среднегодовой инфляции к среднегодовому темпу роста реального ВВП за определенный период времени. Этот показатель, по сути, отражает степень не-нейтральности денег в долгосрочной перспективе. Ортодоксальная макроэкономическая теория отрицает не-нейтральность денег, однако теория переключающегося режима воспроизводства признает (Маевский и др., 2020). Если показатель s меньше 1, в стране имеет место сильная не-нейтральность денег, если больше 1, то слабая. И слабая, и сильная не-нейтральность денег сопровождаются негативными социальными эффектами, которые усиливаются по мере удаления показателя s от 1. Поэтому денежные власти, стремясь к компромиссу, стараются принимать такие решения, при которых целевой показатель s близок или равен 1. Статистические расчеты по 49 странам подтверждают этот вывод: в развитых и большинстве развивающихся стран показатель s близок к 1. Однако Россия не входит в это большинство, что означает необходимость серьезных институциональных изменений в системе ДКП. Рассмотрено одно из возможных изменений, а именно частичное замещение валютного способа обеспечения эмиссии первичных денег на долговой способ, т. е. эмиссию под покупку государственных ценных бумаг. Поставлен дискуссионный вопрос о монетарном стимулировании экономического роста при условии нормализации показателя s. Обсуждается заявление Главы Сбербанка России Г. О. Грефа в Совете Федерации РФ от 4 июня 2024 г. о перегреве российской экономики вследствие большой загрузки мощностей. Мы доказываем, что нужно не ограничивать рост, но преодолевать дефицит мощностей через политику монетарного стимулирования инвестиций в основной капитал. Наши выводы корреспондируют с выводами российских ученых Центрального экономико-математического института Российской академии наук, полученными на основе разработанной ими модифицированной модели равновесия, учитывающей эндогенный фактор научно-технического прогресса.
Издательство
- Издательство
- ИЭ УрО РАН
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29
- Юр. адрес
- 620014, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29
- ФИО
- Лаврикова Юлия Георгиевна (Директор)
- E-mail адрес
- lavrikova.ug@uiec.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3714536
- Сайт
- https:/uiec.ru