Описана современная социальная ситуация с резко повысившимся уровнем глобальной и локальной опасности. Отмечено возрастание доли людей с травмами и тяжести этих травм. Акцентирована настоятельная необходимость совершенствования методов психологической помощи при травме. Описана эффективность методов арт-терапии в терапии травмы наряду с другими методами психотерапии. Указаны ряд преимуществ арт-терапии в терапии травмы. Описано, что терапия травмы можем происходить с использованием природных образов, в частности дерева. Изложена авторская методика арт-терапии травмы с использованием образа дерева. Указано, что методика основывается на классических диагностических проективных методиках с использованием дерева. Образ дерева используется в арт-терапевтической методике как в качестве диагностического инструмента, так и в качестве варианта коррекции. Методика позволяет использовать не только традиционные для арт-терапии художественные средства, но и инновационные. Представлен дескриптивный анализ методики, по результатам которого определены основные содержательные и формальные переменные для дальнейшего исследования. Отмечено, что результаты пилотажного исследования позволили выявить ряд качественных характеристик при восприятии образа дерева в разных состояниях, которые отражают восприятие мира современным человеком.
Идентификаторы и классификаторы
Современный мир вступил в полосу системного кризиса, проявляющего себя как кризис экономики и финансов, здравоохранения и образования, науки и культуры, власти и управления, закона и права, религии и духовности, психологии индивида и общества [2].
Список литературы
- Акимова Н. Н. Мотивационно-смысловые образования личности студентов вуза. Сибирский психологический журнал. – 2010. - № 35. - С. 14-16.
- Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера / Под общ. ред. А. И. Копытина. - СПб.: Скифия-принт, 2017. - 532 с.
- Бербер Н. Н., Ланберг О. А., Хает Л. Г. Вирусная революция: внетекстовая коммуникация в дистанционной работе. Proceedings of the International conference «Viral revolution and modern education: challenges and new opportunities». – Nis: Association «Society for Academic Activity» (Serbia). - 2020. - С.12-18.
- Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ). Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.260-344.
- Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 128 с.
- Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы. - М.: Класс, 2003. - 320 с.
- Ланберг О. А., Гигинейшвили Г. Р., Котенко Н. В. Фелт-терапия в работе с эмоциональным состоянием пациентов. Авторская методика «Обитель ресурсов». Вестник восстановительной медицины. – 2020. - № 1. – С.76–80.
- Ланберг О. А., Хает Л. Г. Применение арт-терапевтической методики в реабилитации кардиологических больных. Вестник восстановительной медицины. – 2020. - № 3 (97). - С.117-123.
- Лебедев А. А. Возможности саногенетического подхода в повышении эффективности арт-психотерапии пограничных психических расстройств. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт, 2016. – С.72–74.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
- Макларен Я. Искусство общения. Методы НЛП на практике. – М.: Эксмо, 2002. – 320 с.
- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
- Патент № 2761737 Российской Федерации. Способ комплексной санаторно-курортной реабилитации пациентов с постинфарктным кардиосклерозом. Ланберг О. А., Хает Л. Г., Гигинейшвили Г. Р., Котенко Р. В., Стяжкина Е. М. Приоритет от 29.04.2021, опубл. 13.12.2021.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.
- Степанчук Н. Н. Дружественный интерфейс текстовых чат-ботов с включением произведений изобразительного искусства. Философские контексты современности: искусственный интеллект и интеллектуальная интуиция. - Ижевск: Удмуртский университет.
- Тургель В. А. Образ дерева в работе с экзистенциальными проблемами клиента. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции. – СПб.-Грязи: Скифия-принт. - 2019. – С.83-86.
- Хает Л. Г. Об основаниях построения нарративной терапии факторами природы. Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности. Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции. – СПб.-Грязи: Скифия-принт. - 2019. – С.124-131.
- Хает Л. Г. Развитие арт-терапевтической методики с использованием образа повреждённого дерева. Материалы международной конференции «Наука. Социум. Общество». – Ниш, 2020. - С.14–20.
- Хает Л. Г., Копытин А. И. Использование изобразительных средств и арт-терапии в интернет-консультировании. Исцеляющее искусство. – 2013. - Том 16. - № 1. - С.44-61.
- Хает Л. Г., Ланберг О.А., Гилёва К.Ю. Дистанционная арт-терапия: неизбежные ограничения или неограниченные возможности. - Арт&Терапия, 2020. - № 1 (11). – С.27-35.
- Юнг К. Г. Символы трансформации. - М.: Академический проект, 2017. - 529 с.
- Buck J. N. The H-T-P. Journal of Clinical Psychology. – 1948. - № 4. – Pp.151-159.
- Khayet L. La nature des contes et le conte de la nature // Natures et Cultures en Arts-Thérapies. Revue annuelle de la Fédération Française des Art-Thérapeutes. 19ème Colloque annuel, 30 et 31 mars 2019. – Paris: FFAT, 2019. - Pp.75-84.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению проблемы психологических особенностей младших школьников, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации. Работа была построена с опорой на три основных блока: психологическая готовность к обучению в школе, адаптационные характеристики, а также основные новообразования младшего школьного возраста. В контексте данной работы в качестве центральных новообразований младшего школьного возраста выступают произвольность внимания и запоминания, внутренний план действий и рефлексия, в частности, самооценка. Для достижения целей исследования и реализации комплекса исследовательских задач были использованы 11 диагностических методик, предназначенных для диагностики и последующего статистического анализа изучаемых характеристик.
В статье анализируются психологические различия детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные организации, указаны результаты сравнительного анализа характеристик, отвечающих за основные новообразования младшего школьного возраста, за психологическую готовность к школьному обучению, описаны признаки социальной адаптации (настроение, общий коэффициент дезадаптации), а также приведены результаты корреляционного анализа.
Благодаря полученным в ходе исследования результатам, открываются определенные исследовательские и практические возможности работы с детьми, посещавшими и не посещавшими ДОО.
Глобальные тенденции развития отечественной государственной политики, создавшие условия сокращения детских интернатных учреждений, послужили основой для смещения акцентов научного осмысления педагогического взаимодействия с детьми-сиротами в сторону изучения и обоснования института замещающих семей как основного формата содержания и воспитания детей-сирот.
Вместе с тем, такие проблемы, как эффективная социализация, социальная адаптация выпускников детских учреждений, вторичное (рецидивирующее) сиротство не теряют своей актуальности и нуждаются в исследовательском внимании.
Анализ зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической помощи детям-сиротам показывает наличие большого спектра проблем в организации деятельности учреждений для детей-сирот.
Обобщенные данные отечественной статистики свидетельствуют о асоциальной направленности большинства выпускников детских учреждений, которые, как правило, испытывают проблемы на этапе вхождения в самостоятельную жизнь показал, проявляя выученную беспомощность, пассивность, иждивенчество в разных сферах жизнедеятельности, нежелание и неспособность решать собственные проблемы.
Представлен авторский взгляд на проблему кадрового обеспечения учреждений для детей-сирот, основанный на обобщении современных отечественных исследований. Поднимаются вопросы использования технологий педагогического наставничества, эффективной трансформации педагогического коллектива для достижения максимальных показателей социальной адаптации выпускников, а также профилактики вторичного (рецидивирующего) сиротства. По мнению автора, педагогический коллектив учреждения для детей-сирот может выступать ключевым параметром создания формирующей среды, способной реализовать функции коррекции, обучения и воспитания в отношении будущих выпускников. В статье описываются основные психолого-педагогические технологии работы с детьми-сиротами, рекомендуемые для использования в центрах помощи детям.
Современный этап педагогической психологии в разных странах предполагает интеграцию современных достижений в области психологии, педагогики, социологии, экономики и других. Наиболее ярко проявляется выделение такого тренда как развитие проактивности личности, внедрение синергетического подхода в образование, инновации в акмеологии. В рамках данной статьи нами будут представлен опыт разработки и внедрения спецкурса по развитию проактивности и синергии в профессиональной деятельности. Данный курс предназначен для магистрантов и докторантов научно-педагогического направления, так как выпускники по квалификационным требованиям подготовки будут направлены в качестве педагогических и научных сотрудников в ВУУЗы. Мы согласны с учеными, которые рассматривают проактивность личности как способность выбрать способ действия, независимо от внешних обстоятельств или создавать новый мотив для достижения поставленных целей и задач образования и развития и нести ответственность за принятые решения. Данный курс также разработан в рамках формального образования для усиления связи с другими видами образования – неформального и информального. Необходимость в разработке данного курса подтверждена результатами анкетирования среди 125 магистрантов и докторантов национальных и региональных университетов. Результаты получены в ходе проведения НИР по заказу Комитета науки МОН РК (№ AP08856223) «Синергетические основы и эвтагогика для саморазвития личности и развития духовно-нравственных качеств».
В статье рассматриваются особенности психического здоровья военнослужащих c суицидальным поведением. Обследовано 86 военнослужащих мужчин, совершивших суицидальные попытки и проведен анализ 85 посмертных судебно-психиатрических экспертиз военнослужащих, совершивших самоубийства. Военнослужащие, совершившие суицидальные попытки обследовались с использованием психиатрического диагностического скринингового опросника PDSQ, симптоматического опросника SCL-90-R, личностного диагностического опросника PDQ-4. Структура психических расстройств у военнослужащих определялась по критериям МКБ-10 с помощью клинико-психопатологического метода. Результаты показали, что среди военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, ведущими психическими расстройствами являются расстройства адаптации. В ходе посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы у большинства военнослужащих не выявлено убедительных признаков психических расстройств. По данным теста PDSQ ведущей симптоматикой у военнослужащих по призыву и по контракту является депрессивная. Отличием военнослужащих по контракту являлось большое количество лиц соответствующих критериям синдрома зависимости от алкоголя. По данным SCL-90-R, наиболее характерными для военнослужащих по призыву являются: «обсессивно-компульсивные симптомы», «межличностная сенситивность», «симптомы депрессии» и «тревожность», тогда как для военнослужащих по контракту – нарушения дисфорического спектра: «враждебность», «паранойяльность», а также «симптомы депрессии». По данным теста PDQ-4 у совершивших суицидальные попытки военнослужащих по призыву, достоверно выраженнее отмечаются личностные черты, характерные для «зависимого расстройства», в то время как у военнослужащих по контракту больше выражены признаки «шизотипального» и «шизоидного» расстройств личности. Согласно типологии II оси DSM-IV у военнослужащих по призыву преобладают расстройства кластера С (тревожно-боязливые черты), у военнослужащих по контракту – кластера А (эксцентричность, аутичность).
В статье представлено исследование проявлений синдрома эмоционального выгорания у муниципальных служащих с разным стажем профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании было выявлено, что муниципальные служащие подвержены эмоциональному выгоранию, которое усиливается при увеличении стажа профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание муниципальных служащих имеет дисфункциональные следствия, отрицательно сказываясь на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами (партнерами). С увеличением стажа профессиональной деятельности у муниципальных служащих усиливается симптоматика эмоционального выгорания: неудовлетворенность собой и возложенных профессиональных обязанностей, в виду неспособности что-либо изменить; избирательное эмоциональное реагирование; редукция профессиональных обязанностей; личностная отстраненность (фаза «резистенция» в стадии формирования, ближе к сформированности, по В.В. Бойко). Формирование на протяжении профессиональной деятельности синдрома эмоционального выгорания накладывает отпечаток на поведение муниципальных служащих: формируется хроническое утомление и равнодушие к субъектам профессиональной деятельности (цинизм); отмечается стремление к уходу от частых контактов с коллегами по работе (личностное отдаление) и проявление нетерпимости при их вынужденности (доминирующие типы эмоционального выгорания, по Н.Е. Водопьяновой, «эмоциональное истощение» и «деперсонализация»).
Здоровье женщины в единстве физических, психических и социальных компонентов определяет здоровье будущих поколений. Снижение качества жизни, стрессы, неопределенность приводят как к ухудшению физического здоровья женщин, так и к социальному неблагополучию, неготовности к материнской роли. В данной работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого явилось изучение социально-психологических детерминант здоровья беременных женщин и их отношение к программе социально-психологического и педагогического сопровождения в благотворительной организации. Для решения поставленных задач использовались анализ научной литературы и анкетирование беременных женщин параметрическим методом. С помощью программы VORTEX был осуществлен анализ одномерных и двумерных распределений. По результатам исследования выявлены различия в уровнях социально-психологической готовности к беременности, взаимосвязи уровней психологической готовности к материнству и эмоциональных особенностей беременных женщин. В исследовании проанализированы социальные факторы, качество социального здоровья будущих мам, их социальное самочувствие и образ жизни, факторы благополучия и риска, а также эмоциональные особенности беременных женщин, баланс личностных свойств, работоспособности, стрессового состояния и тревожности, способствующие и препятствующие успешности реализации материнской роли. По результатам исследования прослеживается динамика психологического состояния женщин во время беременности в зависимости от социальной ситуации беременности. Женщины нуждаются не только в медицинском сопровождении беременности, но и в квалифицированной социальной и психологической поддержке. Научная новизна работы заключается в эмпирическом исследовании отношения беременных женщин к психолого-педагогическому сопровождению.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/