ISSN 2413-6522
Язык: ru

Статья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ – УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ (2021)

Читать онлайн

Глобальные тенденции развития отечественной государственной политики, создавшие условия сокращения детских интернатных учреждений, послужили основой для смещения акцентов научного осмысления педагогического взаимодействия с детьми-сиротами в сторону изучения и обоснования института замещающих семей как основного формата содержания и воспитания детей-сирот.

Вместе с тем, такие проблемы, как эффективная социализация, социальная адаптация выпускников детских учреждений, вторичное (рецидивирующее) сиротство не теряют своей актуальности и нуждаются в исследовательском внимании.

Анализ зарубежного и отечественного опыта психолого-педагогической помощи детям-сиротам показывает наличие большого спектра проблем в организации деятельности учреждений для детей-сирот.

Обобщенные данные отечественной статистики свидетельствуют о асоциальной направленности большинства выпускников детских учреждений, которые, как правило, испытывают проблемы на этапе вхождения в самостоятельную жизнь показал, проявляя выученную беспомощность, пассивность, иждивенчество в разных сферах жизнедеятельности, нежелание и неспособность решать собственные проблемы.

Представлен авторский взгляд на проблему кадрового обеспечения учреждений для детей-сирот, основанный на обобщении современных отечественных исследований. Поднимаются вопросы использования технологий педагогического наставничества, эффективной трансформации педагогического коллектива для достижения максимальных показателей социальной адаптации выпускников, а также профилактики вторичного (рецидивирующего) сиротства. По мнению автора, педагогический коллектив учреждения для детей-сирот может выступать ключевым параметром создания формирующей среды, способной реализовать функции коррекции, обучения и воспитания в отношении будущих выпускников. В статье описываются основные психолого-педагогические технологии работы с детьми-сиротами, рекомендуемые для использования в центрах помощи детям.

Ключевые фразы: дети-сироты; учреждения для детей-сирот; социализация детей-сирот; наставничество; трансформация педагогического коллектива; жизнестойкость; вторичное (рецидивирующее) сиротство, формирующая среда; социальная адаптация выпускников.
Автор (ы): Байер Елена Александровна, Лемешко Ольга Андреевна
Журнал: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.015.3. Педагогическая психология
Для цитирования:
БАЙЕР Е. А., ЛЕМЕШКО О. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ – УЧРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ВЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ // ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2021. № 4 (32), ТОМ 8
Текстовый фрагмент статьи