ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

Статья: ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты эмпирического исследования характеристик личности, обусловливающих самостоятельную ориентацию в пространстве инвалидов по зрению. В исследовании приняли участие 23 инвалида по зрению зрелого возраста. Использовался следующий психодиагностический комплекс: методика диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» (ДС) Л.В. Куликова, опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса, опросник уровня субъективного контроля (УСК) Роттера, адаптированный Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом; разработанная нами анкета, направленная на самооценку инвалидами по зрению способности самостоятельно ориентироваться в пространстве. Полученные результаты позволили выявить характеристики личности, выступающие предпосылками самостоятельной ориентации в пространстве у лиц с глубокими нарушениями зрения в зрелом возрасте. Основные затруднения в процессе самостоятельной ориентации в пространстве у инвалидов по зрению связаны с трудностями нахождения необходимых ориентиров, движением транспорта, отсутствием безбарьерной среды, с негативными переживаниями во время самостоятельной ориентировки; с недоступностью невербальной коммуникации при обращении к зрячим за помощью, отсутствием опыта использования современных технических средств, способствующих более успешному ориентированию в пространстве. Личностными предпосылками самостоятельной пространственной ориентировки инвалидов выступают такие копинг-стратегии, как положительная переоценка, дистанцирование, самоконтроль, принятие ответственности, интернальный локус контроля, спокойствие, эмоциональная устойчивость, активность, принятие себя, позитивное отношение к жизни.

The article presents the results of an empirical study of personality characteristics that determine the independent orientation in space of visually impaired people. 23 visually impaired adults of mature age took part in the study. The following psychodiagnostic complex was used: method for diagnosing the dominant mental state “Dominant State” (DS) by L.V. Kulikova, “Coping Strategies” questionnaire by R. Lazarus, Rotter’s Level of Subjective Control (LSC) questionnaire, adapted by E.F. Bazhin, E.A. Golynkina, A.M. Etkind; We developed a questionnaire aimed at self-assessment of visually impaired people’s ability to independently navigate in space. The results made it possible to identify personality characteristics that are prerequisites for independent orientation in space of persons with profound visual impairments in adulthood. The main difficulties in the process of independent orientation in space of visually impaired people are associated with difficulties in finding the necessary landmarks, traffic, the lack of a barrier-free environment and negative experiences during independent orientation; with the inaccessibility of non-verbal communication when turning to sighted people for help and the lack of experience in using modern technical which contribute to more successful navigation in space. The personal prerequisites for independent orientation in space of disabled people are coping strategies such as positive reappraisal, distancing, self-control, acceptance of responsibility, internal locus of control, calmness, emotional stability, activity, self- acceptance, positive attitude towards life.

Ключевые фразы: ИНВАЛИДЫ ПО ЗРЕНИЮ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА, копинг-стратегии, локус контроля, ДОМИНИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, социальная реабилитация
Автор (ы): Волкова Ирина Павловна
Соавтор (ы): Королева Наталья Николаевна
Журнал: ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
364.04. Методы и виды оказания социальной помощи
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-2-114-122
eLIBRARY ID
71312677
Для цитирования:
ВОЛКОВА И. П., КОРОЛЕВА Н. Н. ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. 2024. ТОМ 30 № 2
Текстовый фрагмент статьи