Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.
Идентификаторы и классификаторы
Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения и постинтернатного сопровождения в разрезе раскрытия адаптационного потенциала выпускников, определении возможности адаптации этих практик в условиях Российской Федерации. В качестве метода исследования выступил компаративный анализ сайтов и материалов, представленных государственными социальными службами и общественными организациями США и стран Европы. Научная новизна заключается в систематизации мер поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определении потенциала зарубежных программ постинтернатного сопровождения в части смещения акцентов с патерналистских практик к выстраиванию стратегий запуска адаптационного потенциала выпускников.
Список литературы
-
Васильева Е.Ю., Фролова Е.В., Рогач О.В. (2023). Жилищное обеспечение детей-сирот: проблемы социальной поддержки и ресурсные возможности // Журнал исследования социальной политики. № 21 (2). С. 213-230. 10.17323/727- 0634-2023-21-2-213-230. DOI: 10.17323/727-0634-2023-21-2-213-230 EDN: YKODNV
-
Забралова О.С. (2022). Социальное государство: понятие, сущность и виды // Актуальные проблемы российского права. Т. 17. № 6 (139). С. 21-31. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.139.6.021-031 EDN: MOCAEL
-
Фролова Е.В., Рогач О.В., Васильева Е.Ю. (2022). Дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот как фактор их социальной эксклюзии // Социологические исследования. № 5. С. 60-70. DOI: 10.31857/S013216250018695-7 EDN: ZZYPUC
-
Beier R. (2023). Why low-income people leave state housing in South Africa: Progress, failure or temporary setback? Environment and Urbanization, 35 (1). DOI: 10.1177/09562478221146395 EDN: YQQSHP
-
Bricocoli M., Cucca R. (2016). Social mix and housing policy: Local effects of a misleading rhetoric. The case of Milan. Urban Studies, 53 (1), 77-91. DOI: 10.1177/0042098014560499
-
Byrne M., Norris M. (2022). Housing market financialization, neoliberalism and everyday retrenchment of social housing. Environment and Planning A: Economy and Space, 54 (1), 182-198. DOI: 10.1177/0308518X19832614
-
Clegg L. (2019). Economic geography and the regulatory state: Asymmetric marketization of social housing in England. Environment and Planning A: Economy and Space, 51 (7), 1479-1498. DOI: 10.1177/0308518X19857723
-
Crook T., Bibby P., Ferrari E. [et al.] (2016). New housing association development and its potential to reduce concentrations of deprivation: An English case study. Urban Studies, 53 (16), 3388-3404. DOI: 10.1177/0042098015613044
-
Cross C. (2013). Delivering human settlements as an anti-poverty strategy: Spatial paradigms. State of the Nation: South Africa 2012-2013. Addressing Inequality and Poverty. HSRC Press, Cape Town, 239-272.
-
Crowley A. (2020). Future development and the need for sustainable affordable social housing: How do we get from here to there? Environmental Law Review, 22 (1), 3-6. DOI: 10.1177/1461452920912095
-
He C., Li D., Yu J. (2022). Quantifying the spatial-temporal variation of population urbanization and affordable housing land in China. Land, 11 (2), 259. DOI: 10.3390/land11020259 EDN: QVEWWN
-
Hick R., Pomati M., Stephens M. (2022). Severe housing deprivation in the European Union: A joint analysis of measurement and theory. Social Indicators Research, 164, 1271-1295. DOI: 10.1007/s11205-022-02987-6 EDN: QJCXKI
-
Hsiao H. (2021). Transformation and issues of public housing policies facing aging society: Case review of Osaka City, Japan. Japan Architectural Review, 4 (1), 5-13. DOI: 10.1002/2475-8876.12198
-
Huang Z., Du X. (2015). Assessment and determinants of residential satisfaction with public housing in Hangzhou, China. Habitat International, 47, 218-230.
-
Kristensen H. (2002). Social housing policy and the welfare state: A Danish Perspective. Urban Studies, 39 (2), 255-263. DOI: 10.1080/00420980120102957 EDN: HAURDR
-
Lemanski C (2020). Infrastructural citizenship: The everyday citizenships of adapting and/or destroying public infrastructure in Cape Town, South Africa. Transactions of the Institute of British Geographers, 45 (3), 589-605.
-
Levey E.J., Harris B.L., Laird L.D. [et al.] (2022). Orphans in post-conflict Liberia: Seeking care in fractured communities. Transcultural Psychiatry, 59 (3), 235-248. DOI: 10.1177/13634615211066696 EDN: BJGOCB
-
Liu J., Chen H., Chen Y., Li Z. (2018). Emotional well-being and social support in social housing neighbourhoods in China. Journal of International Medical Research, 46 (8), 3209-3218. DOI: 10.1177/0300060518774718
-
Liu M., Sun F., Zhang S. [et al.] (2022). Youth leaving institutional care in China: Stress, coping mechanisms, problematic behaviors, and social support. Child and Adolescent Social Work Journal, 39, 59-69. DOI: 10.1007/s10560-020-00698-w EDN: WLUOKR
-
Noll H.H., Weick S. (2014). Housing in Germany: Expensive, comfortable and usually rented-analysis of the housing conditions and quality in comparison to other European countries. Informationsdienst Soziale Indikatoren, 4, 1-6.
-
Premrov T., Schnetzer M. (2023). Social mix and the city: Council housing and neighbourhood income inequality in Vienna. Urban Studies, 60 (4), 752-769. DOI: 10.1177/00420980221119408 EDN: AUKGCC
-
Scanlon K., Whitehead C.M.E., Fernandez M. (eds.) (2014). Social Housing in Europe. Oxford: Wiley Blackwell. DOI: 10.1002/9781118412367
Выпуск
Другие статьи выпуска
Опрос проходил в период с 17 января по 12 февраля 2024 года. В нижеследующем материале представлены результаты исследований, характеризующие мнения жителей Вологодской области об итогах прошедшего года и своих ожиданиях по поводу перспектив года наступившего1 . Для сравнения представлена динамика соответствующих данных за весь период проведения исследования (2000–2023 гг.).
Целевой ориентир развития города состоит в обеспечении устойчивого роста численности горожан путем повышения качества жизни населения и создания условий для самореализации, в том числе посредством формирования комфортной городской среды. В процессе формирования комфортной городской среды особое внимание следует уделять субъективному мнению местного населения, а также его вовлеченности в решение актуальных вопросов городского развития, что актуализирует научный и практический интерес исследования. В работе использовались общенаучные и эмпирические методы изучения городской среды, применялся анализ российской и зарубежной литературы, а также результатов социологического опроса в двух крупных городах Вологодской области - в г. Вологде и г. Череповце. Объем выборки в каждом из городов составил 800 респондентов старше 18 лет. Выявлено, что большая часть населения крупных городов оценивает условия проживания как благоприятные. К наиболее острым проблемам жители крупных городов относят нехватку парковочных мест во дворах, неудовлетворительное качество питьевой воды, плохое состояние тротуаров и дорог, а также загрязнение придомовой территории после выгула домашних животных. В то же время жители г. Череповца при ответах на ряд вопросов лучше оценивают городскую среду, чем жители г. Вологды. В обоих крупных городах прослеживается тенденция отсутствия у местного сообщества заинтересованности в обсуждении актуальных городских проблем и путей их решения. Материалы статьи могут быть полезны органам власти в выявлении проблем и факторов развития качественной городской среды.
Цель исследования - изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате анкетирования, реализованного межвузовской исследовательской группой в 2022 году. Чтение посредством реализации сопровождающей и социализирующей функций занимает особое место в процессах саморазвития личности, культурного воспроизводства. Современные читательские тенденции, характеризующиеся диверсификацией, амбивалентностью отношения к чтению, диджитализацией, жанровым разнообразием, актуализируют необходимость междисциплинарного и узкодисциплинарного изучения влияния родителей и друзей на формирование и развитие читательских практик студенчества. Результаты исследования свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов в детстве были развиты практики семейного чтения. Выявлено отсутствие прямой зависимости между показателями совместного с родителями чтения в детстве и удовлетворенностью объемом чтения во взрослом возрасте. Однако семейное чтение стимулирует читать больше или приводит в группу тех, кто понимает, что читает мало, но ему этого достаточно. Установлено, что студенты, позитивно воспринимающие практики семейного чтения, предпочитают книги на бумажном носителе, имеют домашнюю библиотеку, беседуют о новинках с близкими людьми, часто выбирают знакомство с художественной литературой как вариант досуга и в целом транслируют традиционный взгляд на место читательских практик в жизни современного студенчества. Определено, что больше половины опрошенных не обсуждают темы, связанные с читательскими практиками, в кругу друзей. При этом почти каждый пятый студент часто дискутирует с соратниками на книжные темы. Эти молодые люди читают много и с удовольствием, предпочитают знакомиться с полным текстом произведения на бумажном носителе, выбирают традиционные форматы стратегий поиска книг. В статье представлены обзор теоретико-методологических подходов к исследованию читательских практик, опыт социологического исследования, даны рекомендации для дальнейшего теоретического и практического изучения.
Роцессы глобализации обостряют ряд проблем социально-экономического развития. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с решением социальных и экологических проблем. Исследование нацелено на анализ результатов экспертного опроса, проведенного на предприятиях города Вологды на предмет соответствия их деятельности ESG-принципам. В ходе работы применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение и сравнение теоретического и фактологического материала, также авторами были использованы методы статистического и сравнительного анализа. Рассмотрены трактовки ESG-факторов, на основе имеющихся исследований отечественных и зарубежных авторов и нормативно-правовой базы определен состав ESG-принципов, выделены ключевые положения концепции социально ответственного инвестирования. Проанализированы результаты экспертного опроса, проведенного исследователями Вологодского научного центра РАН. Выявлены проблемы внедрения ESG-принципов в деятельность предприятий, среди которых финансовые затраты, иные приоритеты развития компаний и отсутствие кадров нужной квалификации. Более половины опрошенных используют вторичное сырье для производства продукции. На абсолютном большинстве предприятий не осуществляется ЭКО-сертификация продукции, отсутствует система экологического менеджмента и не предъявляются экологические требования к подрядчикам и поставщикам. Программы корпоративной благотворительности и волонтерства не распространены среди предприятий города. Мероприятия по продвижению ответственного потребления на рассмотренных предприятиях не проводятся на регулярной основе и носят эпизодический характер. На каждом из предприятий, принявших участие в опросе, осуществляются мероприятия по внутреннему контролю качества продукции. Элементами научной новизны обладают разработка и апробация авторского инструментария, позволяющего определить уровень распространенности ESG-принципов в деятельности организаций. В качестве направления дальнейших исследований рассматривается возможность увеличения числа объектов для анализа за счет территориального расширения проводимого исследования.
Молодежь является одной из стратегических для государства групп населения с точки зрения формирования и инвестирования долгосрочных сбережений в экономику страны. В условиях санкционного кризиса исследования сберегательных установок и поведения представителей данной группы особенно актуальны ввиду определенной уязвимости ее социального положения и способности к скорой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследовательского проекта «Экономическая культура российской городской молодежи», проведенного методом онлайн-опроса в 2022 и 2023 гг. Выборка исследования репрезентирует российскую городскую молодежь от 17 до 35лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и федеральному округу. Цель работы - представление и попытка интерпретации выявленных особенностей сберегательной культуры российской городской молодежи в условиях социально-экономической и политической турбулентности. Задачи: описать отношение городской молодежи к сбережениям в целом и материальному обеспечению своей старости в частности; наиболее вероятные, по мнению опрошенных, риски взаимоотношений с банками и негосударственными пенсионными фондами; декларируемое поведение опрошенных в этих сферах непосредственно перед и через год после введения санкций. Гипотеза заключается в том, что сберегательная культура молодых россиян ситуативна и в период социально-экономической турбулентности сберегательные установки и модели поведения будут быстро сменяться от умеренности в потреблении до активного расходования накоплений. Результаты исследования подтверждают это предположение, основными детерминантами выступают возраст, потребительские возможности, наличие сбережений, доверие официальным средствам массовой информации. Опрошенные скептично относятся к банкам и к инструменту накопительной пенсии, достаточно высоко и умеренно оценивая, с одной стороны, риски столкнуться с навязыванием ненужных услуг сотрудниками банка, изменением условий договора не в пользу клиента банка, а также риск стать жертвой мошенников по вине банка, с другой стороны - риски обесценивания «длинных» накоплений ввиду изменения пенсионного законодательства, инфляции и отрицательной доходности негосударственных пенсионных фондов.
В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкцион-ного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая - «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа - «не готовые к работе в школе», но характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях.
В статье предложен авторский подход в представлении ключевых параметров дефиниции «жизненный мир» (life world) с точки зрения символического интеракционизма, феноменологии и прагматики коммуникативного действия как основополагающих компонентов социологических теорий. Актуальность материалов статьи заключается в том, что четко демонстрируется, каким образом основные макротечения в гуманитарной науке - марксизм, функционализм и веберианство, которые пытаются представить ролевые системы в их объективном контексте - могут быть дополнены конструктивными компонентами современной субъективно-понимающей социологии микроуровней в контекстах смысловых структур и правил интерпретации, в терминах которых актор определяет ситуацию, свое самопонимание (self-understanding), мотивацию, действия и другие измерения укорененности социальных ролей в контексте жизненного мира (context of the lifeworld). Новизна исследования состоит в том, что в статье показаны переходы от микроуровней к макроструктурным феноменам и обратно как результаты взаимодействий и коммуникаций на микроуровне, в том числе в рамках теорий «порядков взаимодействия» (orders of interaction) в моделях И. Гоффмана, «ритуальных цепочек взаимодействия» (interaction ritual chains) Р. Коллинза, «коммуникативного действия» (communicative action) как механизмах «символического воспроизводства» (symbolic reproduction) в моделях Ю. Хабермаса, позволяющих изучать динамику и контексты индивидуального и группового «жизненного мира» и его компонентов. Авторы статьи предприняли попытку решить амбициозную задачу - на базе опорных пунктов понимания социальных действий и коммуникаций в поле интерсубъективности выявить, какими способами смысл и значения приобретают статус социальной объективности.
В условиях демографических вызовов (депопуляции, старения населения, снижения рождаемости, сокращения вклада миграции в компенсацию естественной убыли населения) и необходимости достижения стратегических национальных приоритетов в демографической сфере особую актуальность приобретают исследования, направленные на создание реалистичных моделей общества для прогнозирования сценариев демографического развития и апробации различных вариантов управляющих воздействий на него. Такую возможность предоставляют цифровые демографические двойники - агент-ориентированные модели, в основу которых заложена имитация индивидуального поведения отдельных агентов - членов общества. Такие модели выступают платформой для проведения экспериментов в сфере управления демографическими процессами, а следовательно, служат инструментом поддержки принятия управленческих решений. Цель работы заключалась в обосновании концепции и программной реализации агент-ориентированной модели, имитирующей демографическое развитие региона (Вологодской области), предназначенной для апробации управленческого воздействия на него. Рассмотрены примеры зарубежных и отечественных агент-ориентированных моделей. Несмотря на имеющиеся разработки не теряет актуальности построение цифровых демографических двойников для отдельных субъектов РФ, особенно для регионов демографического неблагополучия. Представлена концепция агент-ориентированной модели «Цифровой демографический двойник Вологодской области»: рассмотрены ее структурные блоки (имитация воспроизводства населения и миграционного поведения, имитация внешних воздействий -иммиграции), типы агентов (агенты-люди и агенты-территории) и их свойства, характеристики внешней среды, перечислены основные допущения и ограничения модели, методы имитации демографических процессов, отдельное внимание уделено схеме поведения агента-человека. Описана конструкция модели, раскрыты основные параметры ее программной реализации. Преимущества модели заключаются в учете при имитации поведения агентов-людей их демографических состояний и переходов между ними; использовании данных социологических мониторинговых опросов; применении для моделирования новой программной среды GamaPlatform; учете территориального фактора при моделировании и возможности детализации модели на разных уровнях.
Издательство
- Издательство
- ВолНЦ РАН
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- Юр. адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- ФИО
- Шабунова Александра Анатольевна (Руководитель)
- E-mail адрес
- common@volnc.ru
- Контактный телефон
- +7 (817) 2597803
- Сайт
- http:/www.vscc.ac.ru