Роцессы глобализации обостряют ряд проблем социально-экономического развития. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с решением социальных и экологических проблем. Исследование нацелено на анализ результатов экспертного опроса, проведенного на предприятиях города Вологды на предмет соответствия их деятельности ESG-принципам. В ходе работы применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение и сравнение теоретического и фактологического материала, также авторами были использованы методы статистического и сравнительного анализа. Рассмотрены трактовки ESG-факторов, на основе имеющихся исследований отечественных и зарубежных авторов и нормативно-правовой базы определен состав ESG-принципов, выделены ключевые положения концепции социально ответственного инвестирования. Проанализированы результаты экспертного опроса, проведенного исследователями Вологодского научного центра РАН. Выявлены проблемы внедрения ESG-принципов в деятельность предприятий, среди которых финансовые затраты, иные приоритеты развития компаний и отсутствие кадров нужной квалификации. Более половины опрошенных используют вторичное сырье для производства продукции. На абсолютном большинстве предприятий не осуществляется ЭКО-сертификация продукции, отсутствует система экологического менеджмента и не предъявляются экологические требования к подрядчикам и поставщикам. Программы корпоративной благотворительности и волонтерства не распространены среди предприятий города. Мероприятия по продвижению ответственного потребления на рассмотренных предприятиях не проводятся на регулярной основе и носят эпизодический характер. На каждом из предприятий, принявших участие в опросе, осуществляются мероприятия по внутреннему контролю качества продукции. Элементами научной новизны обладают разработка и апробация авторского инструментария, позволяющего определить уровень распространенности ESG-принципов в деятельности организаций. В качестве направления дальнейших исследований рассматривается возможность увеличения числа объектов для анализа за счет территориального расширения проводимого исследования.
Идентификаторы и классификаторы
В современных условиях кроме обеспечения стабильного финансового развития фирма должна соответствовать ожиданиям экономических агентов относительно условий и особенностей осуществления ее деятельности (Вострикова, Мешкова, 2020). Еще в 1960-х гг. в странах Европы и Северной Америки инвесторы помимо достижения определенных экономических результатов начали выдвигать фирмам требования в отношении их соответствия критериям социального и экологического характера, а также соблюдения ряда норм корпоративного управления (Кабир, 2017). В последнее десятилетие основной упор при оценке эффективности функционирования фирмы смещается с рассмотрения финансовых результатов в сторону ESG-критериев (Environmental, Social, Governance – экология, социальное развитие, управление), которые необходимо учитывать в контексте устойчивого развития. Впервые эти критерии были сформулированы на международном уровне в секретариате ООН Кофи Аннаном в 2004 году. Первоначально акцент был сделан на экологические принципы и предложено их использование в стратегическом управлении на уровне крупных мировых компаний. Впоследствии наряду с ними рассматривались и экономические аспекты. Это привело к необходимости анализа соответствия текущей ситуации в организациях стандартам по трем направлениям: социальному, управленческому и экологическому.
Список литературы
-
Батаева Б.С., Вавилина А.В. (2016). Зарубежная практика развития социально ответственных инвестиций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. № 1. С. 15-23. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1-15-23 EDN: VVBFBP
-
Вострикова Е.О., Мешкова А.П. (2020). ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. Т. 12. № 4. С. 117-129. 10.31107/ 2075-1990-2020-4-117-129. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-117-129 EDN: RMMNTV
-
Галазова С.С. (2018). Влияние ESG-факторов на устойчивое развитие компаний и финансовую результативность корпоративного сектора // Вестник РГЭУ РИНХ. № 4 (64). С. 81-86.
-
Гузырь В.В. (2022). Инновационная ESG-трансформация фирм как глобальный тренд устойчивого развития // Экономика и управление инновациями. № 1 (20). С. 33-43. DOI: 10.26730/2587-5574-2022-1-33-43 EDN: EPNEGR
-
Диваева Э.А. (2022). Условия трансформации ESG-принципов: экономические и социальные аспекты // Инновации и инвестиции. № 1. С. 65-70. EDN: SDTUYL
-
Жукова Е.В. (2021). Основные тенденции развития ESG-повестки: обзор в России и в мире // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. № 6 (120). С. 68-82. EDN: ESIWVI
-
Кабир Л.С. (2017). Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? // Экономика и управление. № 4. С. 35-41.
-
Кувалин Д.Б., Зинченко Ю.В., Лавриненко П.А., Ибрагимов Ш.Ш. (2022). Российские предприятия весной 2022 года: адаптация к новой волне санкций и взгляды на ESG-повестку // Проблемы прогнозирования. № 6 (195). С. 171-184. DOI: 10.47711/0868-6351-195-171-184 EDN: BMNUHN
-
Терентьев Н.Е. (2022). Зеленая экономика и ESG в условиях пандемии COVID-19: некоторые вызовы развития // Ученые записки Международного банковского института. № 3 (37). С. 86-102.
-
Ускова Т.В. (2009). Управление устойчивым развитием региона. Вологда: ИСЭРТ РАН. 355 с. EDN: QDFWAD
-
Ускова Т.В. (2020). Устойчивость развития территорий и современные методы управления // Проблемы развития территории. № 2 (106). С. 7-18. DOI: 10.15838/ptd.2020.2.106.1 EDN: OCUIKX
-
Фаузер В.В., Смирнов А.В. (2023). Международные и российские подходы к изучению устойчивого развития городского пространства: от теории к практике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 16. № 1. С. 85-102. DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.5 EDN: UCYHAE
-
Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д., Ильинова А.А., Соловьева В.М. (2018). Формирование концепции рационального природопользования на арктических территориях, способствующей их устойчивому промышленному и социально-экономическому развитию // Вопросы территориального развития. № 5 (45). С. 1-17. DOI: 10.15838/tdi.2018.5.45.1 EDN: YOYMHB
-
Chelawat H., Trivedi I.V. (2013). Ethical finance: Trends and emerging issues for research. International Journal of Business Ethics in Developing Economies, 2, 34-42. DOI: 10.26643/think-india.v16i2.7819
-
Dorfleitner G., Halbritter G., Nguyen M. (2015). Measuring the level and risk of corporate responsibility - An empirical comparison of different ESG rating approaches. Journal of Asset Management, 16 (7), 450-466. DOI: 10.1057/jam.2015.31
-
Halbritter G., Dorfleitner G. (2015). The wages of social responsibility - where are they? A critical review of ESG investing. Review of Financial Economics, 26, 25-35. DOI: 10.1016/j.rfe.2015.03.004
-
Li T.-T., Kai W., Toshiyuki S., Derek D.W. (2021). ESG: Research progress and future prospects. Sustainability, 13 (21), 1-28. DOI: 10.3390/su132111663 EDN: LXZNUZ
-
McWilliams A., Siegel D. (2001). Corporate social responsibility: A theory of the firm perspective. Academy of Management Review, 26 (1), 117-127. DOI: 10.5465/AMR.2001.4011987 EDN: DLYXJT
-
Sparkes R., Cowton C.J. (2004). The maturing of socially responsible investment: A review of developing link with corporate social responsibility. Journal of Business Ethics, 56, 45-57. DOI: 10.1023/B:BUSI.0000033106.43260.99.
-
Van Duuren E., Plantinga A., Scholtens B. (2015). ESG integration and the investment management process: Fundamental investing reinvented. Journal of Business Ethics, 138, 525-533. DOI: 10.1007/s10551-015-2610-8 EDN: NQQRZP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Опрос проходил в период с 17 января по 12 февраля 2024 года. В нижеследующем материале представлены результаты исследований, характеризующие мнения жителей Вологодской области об итогах прошедшего года и своих ожиданиях по поводу перспектив года наступившего1 . Для сравнения представлена динамика соответствующих данных за весь период проведения исследования (2000–2023 гг.).
Целевой ориентир развития города состоит в обеспечении устойчивого роста численности горожан путем повышения качества жизни населения и создания условий для самореализации, в том числе посредством формирования комфортной городской среды. В процессе формирования комфортной городской среды особое внимание следует уделять субъективному мнению местного населения, а также его вовлеченности в решение актуальных вопросов городского развития, что актуализирует научный и практический интерес исследования. В работе использовались общенаучные и эмпирические методы изучения городской среды, применялся анализ российской и зарубежной литературы, а также результатов социологического опроса в двух крупных городах Вологодской области - в г. Вологде и г. Череповце. Объем выборки в каждом из городов составил 800 респондентов старше 18 лет. Выявлено, что большая часть населения крупных городов оценивает условия проживания как благоприятные. К наиболее острым проблемам жители крупных городов относят нехватку парковочных мест во дворах, неудовлетворительное качество питьевой воды, плохое состояние тротуаров и дорог, а также загрязнение придомовой территории после выгула домашних животных. В то же время жители г. Череповца при ответах на ряд вопросов лучше оценивают городскую среду, чем жители г. Вологды. В обоих крупных городах прослеживается тенденция отсутствия у местного сообщества заинтересованности в обсуждении актуальных городских проблем и путей их решения. Материалы статьи могут быть полезны органам власти в выявлении проблем и факторов развития качественной городской среды.
Цель исследования - изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате анкетирования, реализованного межвузовской исследовательской группой в 2022 году. Чтение посредством реализации сопровождающей и социализирующей функций занимает особое место в процессах саморазвития личности, культурного воспроизводства. Современные читательские тенденции, характеризующиеся диверсификацией, амбивалентностью отношения к чтению, диджитализацией, жанровым разнообразием, актуализируют необходимость междисциплинарного и узкодисциплинарного изучения влияния родителей и друзей на формирование и развитие читательских практик студенчества. Результаты исследования свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов в детстве были развиты практики семейного чтения. Выявлено отсутствие прямой зависимости между показателями совместного с родителями чтения в детстве и удовлетворенностью объемом чтения во взрослом возрасте. Однако семейное чтение стимулирует читать больше или приводит в группу тех, кто понимает, что читает мало, но ему этого достаточно. Установлено, что студенты, позитивно воспринимающие практики семейного чтения, предпочитают книги на бумажном носителе, имеют домашнюю библиотеку, беседуют о новинках с близкими людьми, часто выбирают знакомство с художественной литературой как вариант досуга и в целом транслируют традиционный взгляд на место читательских практик в жизни современного студенчества. Определено, что больше половины опрошенных не обсуждают темы, связанные с читательскими практиками, в кругу друзей. При этом почти каждый пятый студент часто дискутирует с соратниками на книжные темы. Эти молодые люди читают много и с удовольствием, предпочитают знакомиться с полным текстом произведения на бумажном носителе, выбирают традиционные форматы стратегий поиска книг. В статье представлены обзор теоретико-методологических подходов к исследованию читательских практик, опыт социологического исследования, даны рекомендации для дальнейшего теоретического и практического изучения.
Молодежь является одной из стратегических для государства групп населения с точки зрения формирования и инвестирования долгосрочных сбережений в экономику страны. В условиях санкционного кризиса исследования сберегательных установок и поведения представителей данной группы особенно актуальны ввиду определенной уязвимости ее социального положения и способности к скорой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследовательского проекта «Экономическая культура российской городской молодежи», проведенного методом онлайн-опроса в 2022 и 2023 гг. Выборка исследования репрезентирует российскую городскую молодежь от 17 до 35лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и федеральному округу. Цель работы - представление и попытка интерпретации выявленных особенностей сберегательной культуры российской городской молодежи в условиях социально-экономической и политической турбулентности. Задачи: описать отношение городской молодежи к сбережениям в целом и материальному обеспечению своей старости в частности; наиболее вероятные, по мнению опрошенных, риски взаимоотношений с банками и негосударственными пенсионными фондами; декларируемое поведение опрошенных в этих сферах непосредственно перед и через год после введения санкций. Гипотеза заключается в том, что сберегательная культура молодых россиян ситуативна и в период социально-экономической турбулентности сберегательные установки и модели поведения будут быстро сменяться от умеренности в потреблении до активного расходования накоплений. Результаты исследования подтверждают это предположение, основными детерминантами выступают возраст, потребительские возможности, наличие сбережений, доверие официальным средствам массовой информации. Опрошенные скептично относятся к банкам и к инструменту накопительной пенсии, достаточно высоко и умеренно оценивая, с одной стороны, риски столкнуться с навязыванием ненужных услуг сотрудниками банка, изменением условий договора не в пользу клиента банка, а также риск стать жертвой мошенников по вине банка, с другой стороны - риски обесценивания «длинных» накоплений ввиду изменения пенсионного законодательства, инфляции и отрицательной доходности негосударственных пенсионных фондов.
В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкцион-ного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая - «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа - «не готовые к работе в школе», но характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях.
Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.
В статье предложен авторский подход в представлении ключевых параметров дефиниции «жизненный мир» (life world) с точки зрения символического интеракционизма, феноменологии и прагматики коммуникативного действия как основополагающих компонентов социологических теорий. Актуальность материалов статьи заключается в том, что четко демонстрируется, каким образом основные макротечения в гуманитарной науке - марксизм, функционализм и веберианство, которые пытаются представить ролевые системы в их объективном контексте - могут быть дополнены конструктивными компонентами современной субъективно-понимающей социологии микроуровней в контекстах смысловых структур и правил интерпретации, в терминах которых актор определяет ситуацию, свое самопонимание (self-understanding), мотивацию, действия и другие измерения укорененности социальных ролей в контексте жизненного мира (context of the lifeworld). Новизна исследования состоит в том, что в статье показаны переходы от микроуровней к макроструктурным феноменам и обратно как результаты взаимодействий и коммуникаций на микроуровне, в том числе в рамках теорий «порядков взаимодействия» (orders of interaction) в моделях И. Гоффмана, «ритуальных цепочек взаимодействия» (interaction ritual chains) Р. Коллинза, «коммуникативного действия» (communicative action) как механизмах «символического воспроизводства» (symbolic reproduction) в моделях Ю. Хабермаса, позволяющих изучать динамику и контексты индивидуального и группового «жизненного мира» и его компонентов. Авторы статьи предприняли попытку решить амбициозную задачу - на базе опорных пунктов понимания социальных действий и коммуникаций в поле интерсубъективности выявить, какими способами смысл и значения приобретают статус социальной объективности.
В условиях демографических вызовов (депопуляции, старения населения, снижения рождаемости, сокращения вклада миграции в компенсацию естественной убыли населения) и необходимости достижения стратегических национальных приоритетов в демографической сфере особую актуальность приобретают исследования, направленные на создание реалистичных моделей общества для прогнозирования сценариев демографического развития и апробации различных вариантов управляющих воздействий на него. Такую возможность предоставляют цифровые демографические двойники - агент-ориентированные модели, в основу которых заложена имитация индивидуального поведения отдельных агентов - членов общества. Такие модели выступают платформой для проведения экспериментов в сфере управления демографическими процессами, а следовательно, служат инструментом поддержки принятия управленческих решений. Цель работы заключалась в обосновании концепции и программной реализации агент-ориентированной модели, имитирующей демографическое развитие региона (Вологодской области), предназначенной для апробации управленческого воздействия на него. Рассмотрены примеры зарубежных и отечественных агент-ориентированных моделей. Несмотря на имеющиеся разработки не теряет актуальности построение цифровых демографических двойников для отдельных субъектов РФ, особенно для регионов демографического неблагополучия. Представлена концепция агент-ориентированной модели «Цифровой демографический двойник Вологодской области»: рассмотрены ее структурные блоки (имитация воспроизводства населения и миграционного поведения, имитация внешних воздействий -иммиграции), типы агентов (агенты-люди и агенты-территории) и их свойства, характеристики внешней среды, перечислены основные допущения и ограничения модели, методы имитации демографических процессов, отдельное внимание уделено схеме поведения агента-человека. Описана конструкция модели, раскрыты основные параметры ее программной реализации. Преимущества модели заключаются в учете при имитации поведения агентов-людей их демографических состояний и переходов между ними; использовании данных социологических мониторинговых опросов; применении для моделирования новой программной среды GamaPlatform; учете территориального фактора при моделировании и возможности детализации модели на разных уровнях.
Издательство
- Издательство
- ВолНЦ РАН
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- Юр. адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- ФИО
- Шабунова Александра Анатольевна (Руководитель)
- E-mail адрес
- common@volnc.ru
- Контактный телефон
- +7 (817) 2597803
- Сайт
- http:/www.vscc.ac.ru