Цель исследования - изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате анкетирования, реализованного межвузовской исследовательской группой в 2022 году. Чтение посредством реализации сопровождающей и социализирующей функций занимает особое место в процессах саморазвития личности, культурного воспроизводства. Современные читательские тенденции, характеризующиеся диверсификацией, амбивалентностью отношения к чтению, диджитализацией, жанровым разнообразием, актуализируют необходимость междисциплинарного и узкодисциплинарного изучения влияния родителей и друзей на формирование и развитие читательских практик студенчества. Результаты исследования свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов в детстве были развиты практики семейного чтения. Выявлено отсутствие прямой зависимости между показателями совместного с родителями чтения в детстве и удовлетворенностью объемом чтения во взрослом возрасте. Однако семейное чтение стимулирует читать больше или приводит в группу тех, кто понимает, что читает мало, но ему этого достаточно. Установлено, что студенты, позитивно воспринимающие практики семейного чтения, предпочитают книги на бумажном носителе, имеют домашнюю библиотеку, беседуют о новинках с близкими людьми, часто выбирают знакомство с художественной литературой как вариант досуга и в целом транслируют традиционный взгляд на место читательских практик в жизни современного студенчества. Определено, что больше половины опрошенных не обсуждают темы, связанные с читательскими практиками, в кругу друзей. При этом почти каждый пятый студент часто дискутирует с соратниками на книжные темы. Эти молодые люди читают много и с удовольствием, предпочитают знакомиться с полным текстом произведения на бумажном носителе, выбирают традиционные форматы стратегий поиска книг. В статье представлены обзор теоретико-методологических подходов к исследованию читательских практик, опыт социологического исследования, даны рекомендации для дальнейшего теоретического и практического изучения.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ научной литературы показывает, что предметная зона нашего исследования в контексте изучения студенчества как эмпирического объекта представлена фрагментарно. Таким образом, целью данной работы является изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Для этого использованы некоторые результаты авторского социологического исследования, разработанного доктором социологических наук, профессором кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Е.В. Каргаполовой при участии в 2022 году кандидата исторических наук, доцента кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Ю.А. Давыдовой и реализованного межвузовскими исследовательскими группами в три этапа (первый этап – февраль 2016 года среди студентов вузов Астрахани и Волгограда (N = 800), второй этап – июнь 2019 года в Москве, Волгограде и Астрахани (N = 2960), третий этап – апрель 2022 года в Москве и Астрахани (N = 860)). В фокусе данного эмпирического исследования – читательские практики художественной литературы, которые, на наш взгляд, составляют ядро культуры чтения. Особенно это касается российского общества, глубокая логоцентричность которого основывается на привилегированном положении литературного слова по меньшей мере со времен А.С. Пушкина (Hutchings, 2004).
Список литературы
-
Адодина В.А. (2018). Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи // Преемственность в образовании. № 19 (9). С. 6-16. EDN: YAJVZB
-
Аскарова В.Я., Зубанова Л.Б., Зыховская Н.Л. (2023). Чтение студентов в системе медиакоммуникаций XXI века: “book-почитатели” и “digital-адепты” // Научный диалог. Т. 12. № 6. С. 155-169. EDN: XRADVK
-
Баринов Д.Н., Петрова А.Ю. (2016). Читательские практики студенческой молодежи региональных вузов (на примере Смоленской области) // Alma mater (Вестник высшей школы). № 12. С. 85-91. EDN: XIBQGZ
-
Вихрева Г.М. (2023). Чтение и читательские практики современного студенчества (по материалам научно-исследовательского дискурса) // Профессиональное образование в современном мире. Т. 13. № 4. С. 661-670. EDN: XVEZWO
-
Горенинцева В.Н., Губайдуллина А.Н., Подкладова Т.Д. (2019). Семейное чтение как помогающая практика в условиях социально-культурных трансформаций / под общ. ред. А.Н. Губайдуллиной. Томск: Изд. дом ТГУ. 208 с. EDN: LTMZES
-
Давыдова Ю.А., Слободский Ю.А. (2021). Культура чтения современных школьников // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: мат-лы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции, Москва, 24-25 ноября 2021 г.). Москва: Научный и изд. центр “Наука” РАН. С. 105-109. EDN: YADTCZ
-
Дубышкина Н.В. (2019). Семейное чтение - мостик между поколениями // Библиотечное дело. № 20 (350). С. 39-42. 8. Емельянова Т.В. (2016). Семейное чтение как элемент системы безопасности языковой личности // Педагогика&Психология. Теория и практика. № 4 (6). С. 78-80. EDN: UBYGOO
-
Енгалычева Е.В. (2023). Семейное чтение как инструмент социокультурной идентичности детей первого российского поколения (по материалам глубинного интервью) // Исторический бюллетень. Т. 6. № 2. С. 157-164. EDN: WJRJDO
-
Злоказов К.В., Порозов Р.Ю., Тяньде Х. (2022). Отношения с социальным окружением как мотив правопослушного поведения молодежи: опыт кросс-культурного исследования // Российский девиантологический журнал. № 2 (3). С. 277-287. EDN: NSDSDM
-
Каргаполова Е.В., Давыдова Ю.А., Дьякова В.В., Симоненко М.А. (2022). Динамика читательских практик современного российского студенчества: социологический анализ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 1. С. 258-275. EDN: CBJMRM
-
Коновалова Р.Н. (2019). Семейное чтение как основа развития школьников // Colloquium-Journal. № 25-4 (49). С. 7-8. EDN: NZESPL
-
Мурашова Н.С. (2023). Читательские интересы студентов Новосибирского государственного педагогического университета в контексте общероссийской практики молодежного чтения // Вестник музыкальной науки. Т. 11. С. 227-245. EDN: EYWRZK
-
Наумова А.А. (2017). Семейное чтение и его роль в воспитании ребенка // Традиции и новации в дошкольном образовании. № 1. С. 91-93. EDN: YIKYSP
-
Нешпор О.В. (2021). Семейное pro.чтение: по итогам социологического исследования // Библиотечное дело. № 22 (400). С. 39-41. 16. Петашева О.В. (2020). Место семейного чтения в жизни современных родителей // Актуальные исследования. № 12 (15). С. 92-94. EDN: VDUNDX
-
Пименова О.И., Хакимова В.А. (2018). Читательские практики студенческой молодежи г. Екатеринбурга // Дискурс. № 5 (19). С. 176-190. 18. Подкладова Т.Д., Губайдуллина А.Н., Горенинцева В.Н. (2017). Семейное чтение как социальная практика: постановка проблемы и обзор исследований // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. № 3 (20). С. 369-373. EDN: ZISSLT
-
Уразова М.Б., Вахидова Н.Х. (2018). Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3. С. 98-100. EDN: YRMJDM
-
Филь Е.А., Трифонова Т.А. (2019). Читающая мама - читающая страна // Методист. № 7. С. 65-67. EDN: OHGPWP
-
Черникова Н.В. (2018). Семейное чтение как основа информационной безопасности детей // Наука и образование. Т. 1. № 3-4. С. 35. EDN: YZVBIL
-
Шарина М.А. (2022). Семейное чтение: возрождение забытых традиций для сплочения семьи // Воспитание и обучение детей младшего возраста. № 10. С. 248-253. EDN: DXVPBE
-
Шастина Е.М., Шатунова О.В., Божкова Г.Н. (2018a). Значение семейного чтения в сохранении этнокультурной идентичности // Научный диалог. № 8. С. 304-315. EDN: XWRBFJ
-
Шастина Е.М., Шатунова О.В., Божкова Г.Н. (2018b). Проблема сохранения традиций семейного чтения глазами студентов // Педагогический журнал. Т. 8. № 2A. С. 104-113. EDN: XYDELZ
-
Boyett M. F. (2021). Family literacies: Shared reading with young children. Community Literacy Journal, 16 (1), 9. 10.25148/CLJ.16.1.010609. Available at: https://digitalcommons.fiu.edu/communityliteracy/vol16/iss1/9. DOI: 10.25148/CLJ.16.1.010609.Availableat
-
Capotosto L., Kim J.S., Mary A. [et al.] (2017). Family support of third-grade reading skills, motivation, and habits. AERA Open, 3 (3), 1-16. DOI: 10.1177/2332858417714457
-
Desale S.P., Kumbhar R.M. (2022). Parent involvement towards children’s reading habit: A focus group survey from Nashik, India. Library Philosophy and Practice (e-journal), 7038. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/7038.
-
Dickinson D.K., Grif th J.A., Golinkoff R.M., Hirsh-Pasek K. (2012). How reading books fosters language development around the world. Child Development Research, 602807, 15. DOI: 10.1155/2012/602807
-
Dimitrova M. (2021). Reading Habits in the Digital Age: Marketing Strategies to Promote Reading among Children and Young Adults. Porto: University Fernando Pessoa. 30. Hutchings S. (2004). Russian Literary Culture in the Camera Age. The word as image. RoutledgeCurzon. EDN: WQZRJZ
-
Kurschus S. (2015). European Book Cultures. Diversity as a Challenge. Wiesbaden: Springer Fachmedien.
-
Lauricella A.R., Barr R., Calvert S.L. (2014). Parent-child interactions during traditional and computer storybook reading for children’s comprehension. International Journal of Child-Computer Interaction (Elsevier), 2 (1), 17-25.
-
Levy R., Hall M. Family Literacies. Reading with Young Children. London: ImprintRoutledge. DOI: 10.4324/9781003163725 34. Szenczi B., Fejes J.B., Vígh T., Hódi Á., Tary B. (2023). Home Reading Support in Grades Four, Six, and Eight: Does Student Reading Motivation Matter? Reading & Writing Quarterly. DOI: 10.1080/10573569.2023.2286960
Выпуск
Другие статьи выпуска
Опрос проходил в период с 17 января по 12 февраля 2024 года. В нижеследующем материале представлены результаты исследований, характеризующие мнения жителей Вологодской области об итогах прошедшего года и своих ожиданиях по поводу перспектив года наступившего1 . Для сравнения представлена динамика соответствующих данных за весь период проведения исследования (2000–2023 гг.).
Целевой ориентир развития города состоит в обеспечении устойчивого роста численности горожан путем повышения качества жизни населения и создания условий для самореализации, в том числе посредством формирования комфортной городской среды. В процессе формирования комфортной городской среды особое внимание следует уделять субъективному мнению местного населения, а также его вовлеченности в решение актуальных вопросов городского развития, что актуализирует научный и практический интерес исследования. В работе использовались общенаучные и эмпирические методы изучения городской среды, применялся анализ российской и зарубежной литературы, а также результатов социологического опроса в двух крупных городах Вологодской области - в г. Вологде и г. Череповце. Объем выборки в каждом из городов составил 800 респондентов старше 18 лет. Выявлено, что большая часть населения крупных городов оценивает условия проживания как благоприятные. К наиболее острым проблемам жители крупных городов относят нехватку парковочных мест во дворах, неудовлетворительное качество питьевой воды, плохое состояние тротуаров и дорог, а также загрязнение придомовой территории после выгула домашних животных. В то же время жители г. Череповца при ответах на ряд вопросов лучше оценивают городскую среду, чем жители г. Вологды. В обоих крупных городах прослеживается тенденция отсутствия у местного сообщества заинтересованности в обсуждении актуальных городских проблем и путей их решения. Материалы статьи могут быть полезны органам власти в выявлении проблем и факторов развития качественной городской среды.
Роцессы глобализации обостряют ряд проблем социально-экономического развития. В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с решением социальных и экологических проблем. Исследование нацелено на анализ результатов экспертного опроса, проведенного на предприятиях города Вологды на предмет соответствия их деятельности ESG-принципам. В ходе работы применялись такие методы, как анализ, синтез, обобщение и сравнение теоретического и фактологического материала, также авторами были использованы методы статистического и сравнительного анализа. Рассмотрены трактовки ESG-факторов, на основе имеющихся исследований отечественных и зарубежных авторов и нормативно-правовой базы определен состав ESG-принципов, выделены ключевые положения концепции социально ответственного инвестирования. Проанализированы результаты экспертного опроса, проведенного исследователями Вологодского научного центра РАН. Выявлены проблемы внедрения ESG-принципов в деятельность предприятий, среди которых финансовые затраты, иные приоритеты развития компаний и отсутствие кадров нужной квалификации. Более половины опрошенных используют вторичное сырье для производства продукции. На абсолютном большинстве предприятий не осуществляется ЭКО-сертификация продукции, отсутствует система экологического менеджмента и не предъявляются экологические требования к подрядчикам и поставщикам. Программы корпоративной благотворительности и волонтерства не распространены среди предприятий города. Мероприятия по продвижению ответственного потребления на рассмотренных предприятиях не проводятся на регулярной основе и носят эпизодический характер. На каждом из предприятий, принявших участие в опросе, осуществляются мероприятия по внутреннему контролю качества продукции. Элементами научной новизны обладают разработка и апробация авторского инструментария, позволяющего определить уровень распространенности ESG-принципов в деятельности организаций. В качестве направления дальнейших исследований рассматривается возможность увеличения числа объектов для анализа за счет территориального расширения проводимого исследования.
Молодежь является одной из стратегических для государства групп населения с точки зрения формирования и инвестирования долгосрочных сбережений в экономику страны. В условиях санкционного кризиса исследования сберегательных установок и поведения представителей данной группы особенно актуальны ввиду определенной уязвимости ее социального положения и способности к скорой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследовательского проекта «Экономическая культура российской городской молодежи», проведенного методом онлайн-опроса в 2022 и 2023 гг. Выборка исследования репрезентирует российскую городскую молодежь от 17 до 35лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и федеральному округу. Цель работы - представление и попытка интерпретации выявленных особенностей сберегательной культуры российской городской молодежи в условиях социально-экономической и политической турбулентности. Задачи: описать отношение городской молодежи к сбережениям в целом и материальному обеспечению своей старости в частности; наиболее вероятные, по мнению опрошенных, риски взаимоотношений с банками и негосударственными пенсионными фондами; декларируемое поведение опрошенных в этих сферах непосредственно перед и через год после введения санкций. Гипотеза заключается в том, что сберегательная культура молодых россиян ситуативна и в период социально-экономической турбулентности сберегательные установки и модели поведения будут быстро сменяться от умеренности в потреблении до активного расходования накоплений. Результаты исследования подтверждают это предположение, основными детерминантами выступают возраст, потребительские возможности, наличие сбережений, доверие официальным средствам массовой информации. Опрошенные скептично относятся к банкам и к инструменту накопительной пенсии, достаточно высоко и умеренно оценивая, с одной стороны, риски столкнуться с навязыванием ненужных услуг сотрудниками банка, изменением условий договора не в пользу клиента банка, а также риск стать жертвой мошенников по вине банка, с другой стороны - риски обесценивания «длинных» накоплений ввиду изменения пенсионного законодательства, инфляции и отрицательной доходности негосударственных пенсионных фондов.
В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкцион-ного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая - «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа - «не готовые к работе в школе», но характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях.
Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children>s Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения.
В статье предложен авторский подход в представлении ключевых параметров дефиниции «жизненный мир» (life world) с точки зрения символического интеракционизма, феноменологии и прагматики коммуникативного действия как основополагающих компонентов социологических теорий. Актуальность материалов статьи заключается в том, что четко демонстрируется, каким образом основные макротечения в гуманитарной науке - марксизм, функционализм и веберианство, которые пытаются представить ролевые системы в их объективном контексте - могут быть дополнены конструктивными компонентами современной субъективно-понимающей социологии микроуровней в контекстах смысловых структур и правил интерпретации, в терминах которых актор определяет ситуацию, свое самопонимание (self-understanding), мотивацию, действия и другие измерения укорененности социальных ролей в контексте жизненного мира (context of the lifeworld). Новизна исследования состоит в том, что в статье показаны переходы от микроуровней к макроструктурным феноменам и обратно как результаты взаимодействий и коммуникаций на микроуровне, в том числе в рамках теорий «порядков взаимодействия» (orders of interaction) в моделях И. Гоффмана, «ритуальных цепочек взаимодействия» (interaction ritual chains) Р. Коллинза, «коммуникативного действия» (communicative action) как механизмах «символического воспроизводства» (symbolic reproduction) в моделях Ю. Хабермаса, позволяющих изучать динамику и контексты индивидуального и группового «жизненного мира» и его компонентов. Авторы статьи предприняли попытку решить амбициозную задачу - на базе опорных пунктов понимания социальных действий и коммуникаций в поле интерсубъективности выявить, какими способами смысл и значения приобретают статус социальной объективности.
В условиях демографических вызовов (депопуляции, старения населения, снижения рождаемости, сокращения вклада миграции в компенсацию естественной убыли населения) и необходимости достижения стратегических национальных приоритетов в демографической сфере особую актуальность приобретают исследования, направленные на создание реалистичных моделей общества для прогнозирования сценариев демографического развития и апробации различных вариантов управляющих воздействий на него. Такую возможность предоставляют цифровые демографические двойники - агент-ориентированные модели, в основу которых заложена имитация индивидуального поведения отдельных агентов - членов общества. Такие модели выступают платформой для проведения экспериментов в сфере управления демографическими процессами, а следовательно, служат инструментом поддержки принятия управленческих решений. Цель работы заключалась в обосновании концепции и программной реализации агент-ориентированной модели, имитирующей демографическое развитие региона (Вологодской области), предназначенной для апробации управленческого воздействия на него. Рассмотрены примеры зарубежных и отечественных агент-ориентированных моделей. Несмотря на имеющиеся разработки не теряет актуальности построение цифровых демографических двойников для отдельных субъектов РФ, особенно для регионов демографического неблагополучия. Представлена концепция агент-ориентированной модели «Цифровой демографический двойник Вологодской области»: рассмотрены ее структурные блоки (имитация воспроизводства населения и миграционного поведения, имитация внешних воздействий -иммиграции), типы агентов (агенты-люди и агенты-территории) и их свойства, характеристики внешней среды, перечислены основные допущения и ограничения модели, методы имитации демографических процессов, отдельное внимание уделено схеме поведения агента-человека. Описана конструкция модели, раскрыты основные параметры ее программной реализации. Преимущества модели заключаются в учете при имитации поведения агентов-людей их демографических состояний и переходов между ними; использовании данных социологических мониторинговых опросов; применении для моделирования новой программной среды GamaPlatform; учете территориального фактора при моделировании и возможности детализации модели на разных уровнях.
Издательство
- Издательство
- ВолНЦ РАН
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- Юр. адрес
- 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
- ФИО
- Шабунова Александра Анатольевна (Руководитель)
- E-mail адрес
- common@volnc.ru
- Контактный телефон
- +7 (817) 2597803
- Сайт
- http:/www.vscc.ac.ru