Статьи в выпуске: 6

РЕФОРМА КОСЫГИНА-ЛИБЕРМАНА: КАК СОВМЕСТИТЬ ПЛАН, ПРИБЫЛЬ И ПРЕМИЮ (2023)
Авторы: КИРСАНОВ Роман Геннадиевич

Экономическая реформа 1965 г. занимает особое место среди многочисленных советских реформ. Она являлась попыткой найти баланс между сохранением директивного планирования Центра и расширением прав предприятий. Это не была«реформа ради реформы», необходимость преобразований диктовалась потребностью преодолеть нарастание трудностей в экономике и повысить эффективность планового механизма. Реформа разрабатывалась с участием десятков НИИ, имела хорошие стартовые условия, и первые годы преобразований показали ее эффективность. Однако к концу 1960-х годов новации в экономической сфере существенно замедлились, обозначилась тенденция к восстановлению «дореформенных» методов руководства экономикой. В имеющихся работах, посвященных этой реформе, подробно освещены ее мероприятия, подготовка, ход реализация и причины свертывания, а также влияние на последующее развитие страны. Автор данной статьи делает акцент на содержании нововведений с точки зрения их соответствия социально-экономическим и политическим реалиям своего времени и влияния на поведение хозяйствующих субъектов.

Сохранить в закладках
РОССИЯ И НИДЕРЛАНДЫ: ПОЧТИ ПОЛНЫЙ УПАДОК ОТНОШЕНИЙ (2023)
Авторы: ТРУХАЧЕВ Вадим Вадимович

В последние годы почти нулевой отметки достигли политические отношения между Россией и Нидерландами, и этому не помешали даже крепкие экономические связи. Причиной тому - разные точки зрения на международную повестку, несовместимые взгляды на катастрофу самолёта МН17 в Донбассе, расходящиеся представления о ценностях и суверенитете. Немалую роль в таком развитии событий сыграл голландский премьер Марк Рютте - один из самых влиятельных политиков ЕС, сильно поспособствовавший упадку отношений между РФ и Европейским союзом o целом. Политическое поле «страны тюльпанов» крайне разнообразно, но там почти невозможно найти партию, готовую отстаивать курс на сотрудничество с Россией. В итоге российско-голландские отношения подошли к тупику, без шансов на сколько-нибудь существенное улучшение в обозримой перспективе.

Сохранить в закладках
АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ ИСПАНИИ (2023)
Авторы: ЯКОВЛЕВА Наиля Магитовна, ЯКОВЛЕВ ПЕТР ПАВЛОВИЧ

К началу третьего десятилетия XXI в. Испания накопила достаточный потенциал и консолидировала претензии на роль одного из активных международных акторов. В последнее время стали просматриваться контуры меняющихся подходов Мадрида к сотрудничеству с традиционными союзниками в Европе и Америке и признаки его повышенного интереса к контрагентам на других континентах. Фундаментальные сдвиги в мировой экономике и политике легли в основу поворота Мадрида на восток, o направлении более тесного торгово-экономического партнерства с Китаем и другими азиатскими государствами. Учитывая экономический, научно-технический и торговый потенциал стран Азии, их растущее политическое влияние в международных делах, следует признать инициативы испанских властей по диверсификации внешних связей отвечающими долгосрочным интересам страны. Однако существуют определенные ограничители модификации международного курса Испании. Евроатлантический вектор был и остается главным в ее политике и внешней торговле. Поэтому речь идет не о замене европейского направления на азиатское, а скорее об усилиях по налаживанию продуктивного партнерства с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Сохранить в закладках
ПРЕЗИДЕНТ ПЕТР ПАВЕЛ И НОВАЯ ГЛАВА В ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕХИИ (2023)
Авторы: ЗЕМАНЕК Ладислав

Во внешней политике Чешской Республики происходят существенные изменения, связанные как с внутренними, так и с международными факторами. Коалиционный кабинет Петра Фиалы еще в самом начале своего пребывания у власти, независимо от последующего военного конфликта на Украине, в качестве одного из приоритетов поставил задачу пересмотра отношений с Россией и Китаем. Победа Петра Павела на президентских выборах в январе 2023 г. придала дополнительный импульсреализации этой программы. Его избрание ознаменовало окончательное завершение эпохи М. Земана и В. Клауса, которые были приверженцами многовекторной и прагматичной внешней политики. В статье анализируются политические взгляды, интересы и действия нового президента в рамках изменений в чешской внешней политике как на нормативном, так и на практическом уровнях, с акцентом на антироссийский и анти-китайский векторы.

Сохранить в закладках
"САММИТЫ ЗА ДЕМОКРАТИЮ" И КРАХ АМЕРИКАНСКИХ ИЛЛЮЗИЙ О ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА. ЧАСТЬ 2 (2023)
Авторы: ТРАВКИНА Наталья Михайловна, ВАСИЛЬЕВ Владимир Сергеевич

Администрация Дж. Байдена взяла на вооружение принцип «кто не с нами, тот против нас», основанный на видении либеральной демократии как безальтернативной формы политического универсализма. Тем самым США лишь заблокировали свою традиционную стратегию распространения либеральной демократии посредством гибридных и переходных режимов. Неадекватность этой стратегии мировым реалиям отчетливо дала о себе знать уже в 2000-х годах. А диагностика конкуренции «демократий» с «автократиями», представленная пятью ведущими западными аналитическими центрами в 2022-2023 гг., не оставляет сомнений в том, что мир подошел к точке бифуркации. Преодолев ее, процессы поступательного нисхождения института либеральной демократии примут, возможно, необратимый характер. В любом случае,неоднородность типов политических систем оказывается тесно увязанной с полицентричным устройством современного мира.

Сохранить в закладках
"САММИТЫ ЗА ДЕМОКРАТИЮ" И КРАХ АМЕРИКАНСКИХ ИЛЛЮЗИЙ О ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ МИРА. ЧАСТЬ 1 (2023)
Авторы: ТРАВКИНА Наталья Михайловна, ВАСИЛЬЕВ Владимир Сергеевич

В статье анализируются истоки и значение «саммитов за демократию», созванных демократической администрацией Дж. Байдена в Вашингтоне в декабре 2021 г. и в марте 2023 г. Подчеркивается, что их основное назначение сводилось к возведению принципа смены политических режимов в один из главных приоритетов американской внешней политики в условиях глобального противостояния Соединенных Штатов Китаю и России. Проведение «саммитов за демократию» было задумано в Белом доме и для укрепления внутриполитических позиций Дж. Байдена путем демонстрации его влияния в качестве лидера «коллективного Запада» на международной арене. Вместе с тем важнейшим фактором созыва эти форумов является прогрессирующее падение привлекательности либерально-демократической системы ценностей. С обезоруживающей откровенностью это был вынужден признать и сам американский президент. Об этом же свидетельствуют доклады ведущих западных центров, исследующих глобальную динамику политических режимов.

Сохранить в закладках