Архив статей журнала
К началу третьего десятилетия XXI в. Испания накопила достаточный потенциал и консолидировала претензии на роль одного из активных международных акторов. В последнее время стали просматриваться контуры меняющихся подходов Мадрида к сотрудничеству с традиционными союзниками в Европе и Америке и признаки его повышенного интереса к контрагентам на других континентах. Фундаментальные сдвиги в мировой экономике и политике легли в основу поворота Мадрида на восток, o направлении более тесного торгово-экономического партнерства с Китаем и другими азиатскими государствами. Учитывая экономический, научно-технический и торговый потенциал стран Азии, их растущее политическое влияние в международных делах, следует признать инициативы испанских властей по диверсификации внешних связей отвечающими долгосрочным интересам страны. Однако существуют определенные ограничители модификации международного курса Испании. Евроатлантический вектор был и остается главным в ее политике и внешней торговле. Поэтому речь идет не о замене европейского направления на азиатское, а скорее об усилиях по налаживанию продуктивного партнерства с Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Победа на президентских выборах в Аргентине 19 ноября 2023 г. кандидата правых сил Хавьера Милея в решающей степени явилась результатом глубокого социально-экономического и финансового кризиса и широкого общественного недовольства политикой властей. Правительство перонистов, находившееся у власти с 2019 г., не смогло переломить негативные хозяйственные тренды и не предложило аргентинскому обществу убедительной программы решения накопившихся проблем национального развития. Итоги выборов ясно указали на мощный общественный запрос на новое политическое лидерство, которое в острой избирательной конкуренции было перехвачено правыми силами, выступающими за радикальные перемены во внутренней и внешней политике. Вместе с тем план либертарианских экономических реформ, предложенный Х. Милеем, содержит немало спорных и трудновыполнимых пунктов, являющихся объектом критики. Когда новая власть, не имеющая поддержки в парламенте и обреченная на противостояние с перонистами, после электоральной эйфории столкнется с реальной действительностью, в планы правительства могут быть внесены необходимые коррективы.
Итоги и возможные последствия III саммита ЕС-СЕЛАК, прошедшего в середине июля 2023 г. в Брюсселе, остаются в сфере внимания международных политико-дипломатических кругов, транснационального бизнеса и средств массовой информации. Это во многом объясняется тем, что главы государств и правительств двух регионов собрались вместе после восьмилетнего перерыва, когда траектории развития Евросоюза и Латинской Америки стали все больше расходиться. Встреча в верхах 2023 г. - попытка повернуть вспять этот процесс и перезагрузить повестку евро-латиноамериканских экономических и политических отношений. Для стран ЕС основными задачами являются получение широкого и надежного доступа к имеющим стратегическую ценность сырьевым ресурсам Латинской Америки и ее подключение к конкуренции Запада с Китаем и противостоянию с Российской Федерацией. Интересы латиноамериканского региона лежат в иной плоскости и связаны с задачами экономической модернизации и укрепления позиций на международных рынках. При этом и Евросоюз, и Латинская Америка находятся в силовом поле общемировых трансформаций, оказывающих на оба региона разнонаправленное воздействие. Если Европа заметно сдает свои экономические и политические позиции, то для латиноамериканских государств, являющихся частью усиливающегося Глобального Юга, происходящие перемены открывают новые возможности.