Архив статей журнала
Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Представлен аналитический обзор актуального состояния отечественной школьной профориентации. Охарактеризованы предметное, профильное и внепредметное пространства профориентационной работы со школьниками. Предложена типология экосистем школьной профориентации.
Выявлено ключевое противоречие между образовательной и школьной профориентацией, определяющее альтернативные пути развития базовой модели профориентационной работы с детьми и подростками (профориентационного минимума) в среднесрочной перспективе. Определена сущность противоречия, состоящая в том, что ключевые задачи образовательной профориентации, связанные с развитием школьника как субъекта социально-профессионального самоопределения, наиболее эффективно решаются во внешкольной среде. Показано, что перенос «центра тяжести» профориентационной работы в пространство школы приводит к возрастанию рисков отказа от образовательной профориентации в пользу упрощенных просветительских, диагностико-консультативных, а также воздействующих подходов.
Проведен анализ организации предмета «Индивидуальный проект» в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в старшей школе. Отмечено, что предмет «Индивидуальный проект» имеет важное значение в реализации указанного стандарта и входит в образовательную программу как обязательный. Однако организационные условия осуществления проектной деятельности в школах вызывают в профессиональном и экспертном сообществе множество споров и вопросов. Цели статьи - изучить и описать модель реализации учебного предмета «Индивидуальный проект» в образовательных организациях (на примере образовательных организаций города Санкт-Петербурга и Самарской области), сформировать рекомендации для коллег по внедрению лучших практик на основе проблемных моментов старшеклассников и педагогов.
Анализ реализации предмета «Индивидуальный проект» в школах был проведен с использованием таких методов, как качественное исследование - контент- анализ сайтов и полуструктурированное глубинное интервью (n = 40); количественное исследование - опрос (n = 262).
В статье представлены результаты исследования сайтов образовательных организаций, по итогам которого определена нормативно-правовая база предмета «Индивидуальный проект» и разработаны рекомендации. В рамках интервью и опроса детей определены стимулы, трудности, предложения в реализации учебного предмета в школах. Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности непосредственного использования его результатов и рекомендаций по итогу анализа в деятельности общеобразовательных школ по организации предмета «Индивидуальный проект».
Введение во всех российских школах Профориентационного минимума актуализирует комплекс задач, связанных с вовлечением родителей обучающихся в профориентационный процесс. Определена роль родителей как важного фактора, влияющего на социально-профессиональное самоопределение подростка. Охарактеризованы основные трудности и барьеры, препятствующие полноценному и конструктивному участию родителей в процессе профессионального выбора: доминирующая позиция, индивидуальные стереотипы, ложные представления (мифы) о мире труда и профессий, родительская тревожность, страх перед будущим, потребительские тенденции.
Предложен алгоритм работы педагога-профориентатора с родителями школьников, представляющий собой движение от достижения понимания и формирования доверительных отношений через систему профориентационного нетворкинга к вовлечению родителей в профориентационно значимые практики.
Представлены и обоснованы основания для реализации дифференцированного подхода к работе с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков: стоящие перед семьей жизненные задачи, отношение родителей к профориентационному процессу и степень их вовлеченности, доминирующая социокультурная модель самоопределения (традиционная, индустриальная или постиндустриальная).