Архив статей журнала
Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.
Представлен анализ основных подходов к дефиниции «мастер производственного обучения». Описаны перспективы корпоративного образования. Выделены требования к современному мастеру производственного обучения и ожидаемые результаты от его профессиональной деятельности в промышленном секторе экономики. На основе исследования нормативной документации и экспертных позиций сформирован компетентностный портрет мастера производственного обучения, на базе которого можно организовать системный и целенаправленный процесс подготовки специалистов данной категории.
Рассматриваются акселерационные программы в качестве новых образовательных технологий в проектной деятельности. Обоснована необходимость развития интеграционных процессов в сферах науки, профессионального образования и производства. Описаны сущностные характеристики проектной деятельности в профессиональном образовании. Представлен опыт организации акселерационных программ в системе высшего профессионального образования.
Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».
Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.
Рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к квалификации наставника. Описан алгоритм создания профессионального стандарта наставнической деятельности, приведено обоснование его структуры и содержания, охарактеризованы основные направления применения. Профессиональный стандарт представлен как инструмент, который позволит придать новый статус наставничеству, перейти от обмена опытом и лучшими практиками наставничества к построению и развитию института наставничества.
Рассматривается вопрос о выявлении уровней выраженности тактик самопрезентации и их взаимосвязи с мотивацией успеха и избегания неудач у студентов различной профессиональной подготовки. Представлены результаты исследования, проведенного в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. В ходе исследования были применены «Шкала измерения тактик самопрезентации» С. Ли и Б. Куигли в адаптации О. А. Пикулевой и тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» А. Реана. Выявлены статистически значимые различия в проявлении тактик самопрезентации и мотивации среди студентов первого, второго и третьего курсов.
Рассмотрены особенности мотивации к родительству, а также выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и психического напряжения и мотивацией к родительству. Были применены следующие методы эмпирического исследования: опросник «Сознательное родительство» М. О. Ермихиной, методика «Мотивация родительства» Ю. Ф. Лахвич, Л. И. Науменко, методика «Шкала самооценки» Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, а также методика «Шкала психологического стресса PSM-25». В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу о том, что повышенный уровень тревожности и психической напряженности (стресса) взаимосвязан с формированием родительства как осознанного психологического образования личности, а также положительной мотивацией к родительству. Мотивация к родительству имеет гендерную специфику: компонент осознанного родительства «Родительские чувства» наиболее развит у женщин, даже при наличии психического напряжения; они более мотиви-рованы на появление детей и выполнение роли родителя.
Представлен теоретический обзор изучения социальной идентичности личности с позиций отечественных и зарубежных исследователей. Особо отмечена необходимость формирования и развития социальной идентичности, толерантного отношения к себе и другим, жизненных и профессиональных установок молодых людей. Описаны результаты эмпирического исследования социальной идентичности, толерантности и установок в группах студентов разных вузов. Полученные данные позволят разработать и реализовать на этапе профессиональной подготовки в рамках различных образовательных программ технологии развития и воспитания личности.
Представлен анализ особенностей мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Дается характеристика элементов мотивации к обучению, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Сделан вывод о преобладании внутренней мотивации у обучающихся при онлайн-обучении. В качестве способа повышения уровня мотивации у студентов вузов при дистанционном обучении предложен метод проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой.
Анализируется траектория развития российской педагогической антропологии как науки в первой четверти XXI в. на основе работ отечественных исследователей. Особое внимание уделено вопросу важности антропологизации педагогического образования. Выделены особенности, тенденции и перспективы развития педагогической антропологии, рассмотрено ее место в системе педагогических наук. Подчеркнута значимость антропологических исследований для развития современной педагогики.