Представлен анализ основных подходов к дефиниции «мастер производственного обучения». Описаны перспективы корпоративного образования. Выделены требования к современному мастеру производственного обучения и ожидаемые результаты от его профессиональной деятельности в промышленном секторе экономики. На основе исследования нормативной документации и экспертных позиций сформирован компетентностный портрет мастера производственного обучения, на базе которого можно организовать системный и целенаправленный процесс подготовки специалистов данной категории.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 377. Профессиональное и среднее специальное образование
377.35. Подготовка в учебных заведениях в соединении с обучением учеников на производстве. Учебные центры. Ученичество. Профессионально-технические училища (ПТУ). Профессиональные школы, занятия в которых проводятся неполную учебную неделю, неполный день
2023 г. в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность [1].
Список литературы
1. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 401. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003.
2. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения / А. Г. Колина [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 40-78. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-40-78 EDN: SGYVXH
3. Профессионально-педагогические понятия: словарь / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.
4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И. Развитие систем подготовки обучающихся на производстве в профессиональном образовании в России // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении / авт.-сост.: Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов, М. Н. Стриханов. М.: Экон-Информ, 2021. С. 13-32. EDN: SKFCRA
5. Абдыров А. М., Кочкорбаева Э. Ш. К вопросу о профессиональной подготовке обучающихся - будущих педагогов профессионального обучения // Global Science and Innovations: Central Asia. 2021. Т. 1, № 1 (12). С. 9-13. EDN: ZSOLFV
6. Huang J. A comparative research about the related factors influenced on the attractiveness of vocational education and training between China and Germany. DOI: 10.15496/publikation-58588
7. Жуков Г. Н. Введение в профессию мастера производственного обучения: учебное пособие. Кемерово: Изд-во Кузбас. регион. ин-та развития проф. образования, 2013. 55 c.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 395 с. EDN: UOGNZS
9. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Компетентностный портрет мастера 2.0 как основа развития кадрового потенциала Профессионалитета // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-2 EDN: DPMJJC
10. Федоров В. А., Васильев С. В. Модель организации профессионального обучения рабочим профессиям в условиях промышленного предприятия // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 7-8 апр. 2020 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. Т. 2. С. 332-336. EDN: JULQNV
11. Лыжин А. И. Роль и место мастера производственного обучения в системе внутрифирменного корпоративного обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 62-73. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-3-62-73 EDN: EGWEZI
12. Управление персоналом / под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2017. 560 с.
13. Копнов В. А., Соколова А. В. Введение новой компетенции “мастер производственного обучения” в национальный чемпионат рабочих профессий Worldskills // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 75-89. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7 EDN: UGVBHJ
14. Чупина В. А. Профессиональное мышление управленческих кадров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 51 с. EDN: CNUEHZ
15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям): приказ Министерства просвещения РФ от 12.09.2023 г. № 674. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310180014?ysclid=lp6lfscz1n122961546.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.
Рассматриваются акселерационные программы в качестве новых образовательных технологий в проектной деятельности. Обоснована необходимость развития интеграционных процессов в сферах науки, профессионального образования и производства. Описаны сущностные характеристики проектной деятельности в профессиональном образовании. Представлен опыт организации акселерационных программ в системе высшего профессионального образования.
Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».
Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.
Рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к квалификации наставника. Описан алгоритм создания профессионального стандарта наставнической деятельности, приведено обоснование его структуры и содержания, охарактеризованы основные направления применения. Профессиональный стандарт представлен как инструмент, который позволит придать новый статус наставничеству, перейти от обмена опытом и лучшими практиками наставничества к построению и развитию института наставничества.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/