Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.
Идентификаторы и классификаторы
Опыт работы руководителем производственных практик подтверждает тот факт, что в современном мире для работодателей важны не только профессиональные компетенции работников, но и их социально-личностные качества (общие, универсальные навыки).
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения: приказ Минобрнауки РФ от 5.02.2018 г. № 68. URL: https://base.garant.ru/71887430/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=lp272s85bo789252539.
2. Ефремова Н. Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся //Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 45-49. DOI: 10.17513/mjeo.11757 EDN: ZVGRZF
3. Дремина М. А., Копнов В. А., Лыжин А. И. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 50-75. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-1-50-75 EDN: VKMVPP
4. Гордиенко Т. П., Яворский Я. К. Влияние практико-ориентированного учебно-методического обеспечения образовательного процесса на успеваемость будущих техников газовой отрасли // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 61-65. EDN: JWZBML
5. Коновалов А. А. Оценка компетентности педагогических кадров системы СПО как основа для их профессионального развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 11-33. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-2-11-33 EDN: SASJQY
6. Бурцева Л. П. Оценивание общих компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на учебных занятиях // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18). C. 109-112. EDN: YUPELQ
7. Шаров А. А., Коновалов А. А. Универсальные компетенции педагогов профессионального образования: оценка и анализ взаимосвязей // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 7-21. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.01 EDN: NVCDZN
8. Трунова И. В., Емелина Л. А. Как оценить компетенции? // Аккредитация в образовании. 2013. № 3 (63). С. 82-83. URL: item.asp?id=21104649. EDN: PZQXBK
9. McClelland D. C. Testing for competence rather than for “intelligence” // American Psychologist. 1973. Vol. 28, iss. 1. P. 1-14. URL: https://www.therapiebreve.be/documents/mcclelland-1973.pdf.
10. Байденко В. К. Компетенции в профессиональном образовании: (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13. EDN: IBMZCV
11. Есенина Е. Ю., Сатдыков А. И., Коновалов А. А. Методология и инструментарий современной оценки профессиональной компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования // Мир психологии. 2022. № 4 (111). С. 116-133. DOI: 10.51944/20738528_2022_4_116 EDN: UKPKFB
12. Клинк О. Ф., Факторович А. А. Профессиональный экзамен для студентов колледжей: переход от апробации к системным решениям // Образовательная панорама. 2019. № 2 (12). С. 49-54. EDN: UFQRTL
13. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guil-ford Publishing, 2017. 756 p. DOI: 10.1521/978.14625/28806
14. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Селиверстова И. В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 7. С. 41-70. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-41-70 EDN: KKSUHJ
15. Факторович А. А. Модернизация среднего профессионального образования в контексте развития национальной системы квалификаций // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3, № 3. С. 261-266. DOI: 10.46684/2687-1033.2022.3.261-266 EDN: GVZUPO
16. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса //Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67-80. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-67-80 EDN: WFERJX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.
Представлен анализ основных подходов к дефиниции «мастер производственного обучения». Описаны перспективы корпоративного образования. Выделены требования к современному мастеру производственного обучения и ожидаемые результаты от его профессиональной деятельности в промышленном секторе экономики. На основе исследования нормативной документации и экспертных позиций сформирован компетентностный портрет мастера производственного обучения, на базе которого можно организовать системный и целенаправленный процесс подготовки специалистов данной категории.
Рассматриваются акселерационные программы в качестве новых образовательных технологий в проектной деятельности. Обоснована необходимость развития интеграционных процессов в сферах науки, профессионального образования и производства. Описаны сущностные характеристики проектной деятельности в профессиональном образовании. Представлен опыт организации акселерационных программ в системе высшего профессионального образования.
Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».
Рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к квалификации наставника. Описан алгоритм создания профессионального стандарта наставнической деятельности, приведено обоснование его структуры и содержания, охарактеризованы основные направления применения. Профессиональный стандарт представлен как инструмент, который позволит придать новый статус наставничеству, перейти от обмена опытом и лучшими практиками наставничества к построению и развитию института наставничества.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/