Рассматривается проблема оценки качества формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций. Обосновывается применение системного подхода в области педагогических исследований, в том числе в отношении гражданского самосознания подрастающего поколения.
Проведен контент-анализ документов общеобразовательных организаций муниципальной системы образования г. Омска. Представлены результаты программы мониторинга качества организации гражданского воспитания, направленного на формирование гражданской идентичности омских школьников. Программа мониторинга включает два трека: ТРЕК 1 - формирование ценностных ориентаций обучающихся; ТРЕК 2 - профилактика деструктивного поведения школьников.
Идентификаторы и классификаторы
Согласно положениям системной парадигмы гражданское образование представляет собой целостный процесс гражданского воспитания и обучения, реализуемый на следующих основных уровнях: на микроуровне семьи, детского сада, школы; на мезоуровне (мезосистеме) взаимодействия семьи и школы, семьи и группы сверстников; на экзоуровне общественных организаций; на макроуровне (макросистеме) идеологического контекста правительственных программ.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся муниципальной системы образования города Омска на период до 2025 года: приказ департамента образования Администрации г. Омска от 31.05.2023 г. № 58. URL: http://omsk.edu.ru/sites/default/files/_oficial/pov_kach/07/prik2023_58.pdf.
2. Краткий философский словарь / отв. ред. А. П. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 492 с.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. 447 с. EDN: QTUIBP
4. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и в СССР: пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
5. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. 415 с. EDN: QXGVDF
6. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Присвоение ценностей гражданского общества в зависимости от уровня интеллектуального развития // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 85-91. EDN: TMGQHT
7. Васильев Б. Л. Завтра была война… М.: Эксмо, 2011. 192 с. EDN: QWDRRT
8. Шакурова М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования // Классный руководитель. 2014. № 1. С. 44-57.
9. Григорьев Д. В. Как школа формирует у детей российскую идентичность // Воспитательная работа в школе. 2014. № 10. С. 28-32.
10. Шакурова М. В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83-91. EDN: TFPITD
11. Мануйлов Ю. С. Воспитание средой: управленческие задачи // Воспитательная работа в школе. 2012. № 10. С. 57-58.
12. Тубельский А. Н. Уклад школьной жизни: теория и практика его создания и обеспечения // Уклад школы будущего / под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Шк. технологии, 2007. С. 8-35.
13. Крылова Н. Б. Становление гражданской миссии школьного сообщества // Воспитательная работа в школе. 2011. № 9. С. 11-22.
14. Клейнбаум Н. Общество мертвых поэтов: пер. с англ. М.: Эксмо, Like Book, 2023. 240 с.
15. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43, № 1. С. 4-13. EDN: MBDBYX
16. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
17. Шустова И. Ю. Ситуативная педагогика: событийный подход к воспитанию школьников // Воспитательная работа в школе. 2015. № 3. С. 5-12. EDN: TBMWCY
18. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании: не потерять смысл // Воспитательная работа в школе. 2015. № 5. С. 30-32.
19. Куприянов Б. В., Кудряшев А. В., Арапова П. И. Внешкольные пространства социализации советских школьников: (социально-педагогическая реконструкция). 2-е изд. М.: Сам Полиграфист, 2023. 322 с. EDN: MBBFOX
20. Улицкая Л. Е. Бедная счастливая Колыванова // Улицкая Л. Е. Бедные, злые, любимые: сборник прозы. М.: Эксмо-Пресс, 2006. С. 201-218.
21. Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ. М.: Белая ворона, Альбус корвус, 2018. 352 с.
22. Семенова Г. Ю. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 83-85. EDN: YSXYCY
23. Вигдорова Ф. А. Мой класс. М.: АСТ, 2014. 350 с.
24. Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа: Мысли в учительской. М.: Свет, 2018. 80 с.
25. Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания: избранные статьи. М.: АСТ, 2017. 223 с. 26. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
27. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций: одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22). URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniiarossii-ot-18072022-n-ab-195106/prilozhenie_1/?ysclid=lp18bvxid7385880588.
28. Концепция воспитания и развития личности гражданина России в системе образования. URL: https://rgститутвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts.pdf?ysclid=lp18ha8z6a612285221.
29. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
30. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М.: Просвещение, 2014. 24 с.
31. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлен результат работы экспертной команды Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» по созданию модели для развития в системе среднего профессионального образования России специализированного колледжа, сконцентрированного на решении кадровых и технологических задач стремительно развивающейся сферы креативных индустрий.
Представлен анализ основных подходов к дефиниции «мастер производственного обучения». Описаны перспективы корпоративного образования. Выделены требования к современному мастеру производственного обучения и ожидаемые результаты от его профессиональной деятельности в промышленном секторе экономики. На основе исследования нормативной документации и экспертных позиций сформирован компетентностный портрет мастера производственного обучения, на базе которого можно организовать системный и целенаправленный процесс подготовки специалистов данной категории.
Рассматриваются акселерационные программы в качестве новых образовательных технологий в проектной деятельности. Обоснована необходимость развития интеграционных процессов в сферах науки, профессионального образования и производства. Описаны сущностные характеристики проектной деятельности в профессиональном образовании. Представлен опыт организации акселерационных программ в системе высшего профессионального образования.
Изучена роль наставнической деятельности будущих педагогов профессионального обучения, описаны способы ее формирования в процессе прохождения педагогической практики. В результате проведенного исследования установлено, что педагогическая практика может быть рассмотрена как одно из условий создания среды, способствующей формированию наставнической деятельности. Предложен вариант создания среды для будущего наставника на основе процесса моделирования. Уточнены понятия «наставническая деятельность в условиях педагогической практики» и «модель подготовки наставника».
Рассматривается проблема оценки общих компетенций студентов организаций среднего профессионального образования в процессе прохождения производственных практик. Предлагается использовать экстроспективный метод оценки, основанный на объективном наблюдении поведения обучающихся со стороны руководителя практики от предприятия и руководителя практики от образовательной организации. Раскрыты преимущества данного метода: эффективное и качественное выполнение требований образовательных стандартов в области контроля освоения компетенций, а также сокращение временных и трудовых затрат. Показана положительная динамика влияния оценки общих компетенций на последующее трудоустройство выпускников техникума и адаптацию на рабочем месте.
Рассматриваются особенности и преимущества профессионального стандарта как документа нового типа, представляющего актуальную информацию о требованиях к квалификации наставника. Описан алгоритм создания профессионального стандарта наставнической деятельности, приведено обоснование его структуры и содержания, охарактеризованы основные направления применения. Профессиональный стандарт представлен как инструмент, который позволит придать новый статус наставничеству, перейти от обмена опытом и лучшими практиками наставничества к построению и развитию института наставничества.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/