Архив статей журнала
Вопрос ответственности исполнительных органов власти, в том числе в части проводимой государственной финансовой политики, имеет вневременную актуальность и служит индикатором развития гражданского общества. Работа посвящена изучению правовых основ и сложившейся практики реализации общественного и парламентского финансового контроля в Российской Федерации. Установлено, что общественный финансовый контроль в России не получил должного развития, ему свойственны низкий уровень инициативности субъектов контроля и преобладание таких форм, как общественные обсуждения и слушания проектов нормативных правовых актов. Парламентский финансовый контроль благодаря особому статусу парламентариев, наделенных полномочиями непосредственно народом, можно считать сочетанием государственного и общественного контроля. При этом отсутствие на современном этапе развития страны политической самостоятельности парламента сводит предметы парламентского финансового контроля к второстепенным вопросам. Важным аспектом финансового контроля является компетентность контролирующих органов, в связи с этим Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации являются наиболее полновесной формой осуществления парламентского финансового контроля. Автор видит наиболее перспективным направлением развития парламентского контроля дальнейшее совершенствование системы органов внешнего государственного финансового контроля, а также нормативное закрепление порядка их взаимодействия с контролем общественным.