Архив статей журнала

Вадим Михайлович Межуев (17 декабря 1933 г. – 9 апреля 2019 г.) Тексты разных лет (2024)
Выпуск: Т. 8 № 1 (2024)
Авторы: Межуев Вадим Михайлович

В статье собраны тексты, написанные Вадимом Михайловичем Межуевым в разные годы. В них представлено видение автором фундаментальных философских проблем - таких как свобода, культура, история, цивилизация, марксизм, «русская идея». В статью включены фрагменты интервью и выступлений В. М. Межуева.

Сохранить в закладках
НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ЕВРАЗИЙСТВА: О КНИГЕ РУСТЕМА ВАХИТОВА "ЕВРАЗИЙСТВО: ЛОГОС. ЭЙДОС. СИМВОЛ. МИФ" (2024)
Выпуск: Т. 8 № 2 (2024)
Авторы: Шеховцова Екатерина Павловна

В статье рассматриваются некоторые положения нового методологического подхода к изучению классического евразийства на примере книги историка русской философии Рустема Вахитова «Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф». Отмечается, что в своем исследовании автор книги выявляет недостатки существующих подходов евразийствоведения с точки зрения определения сути внутренней целостности философии классического евразийства и применяет новую методологию с опорой на диалектику и историко-философский инструментарий А. Ф. Лосева. Делается вывод, что вопросы, поставленные отечественными мыслителями более века назад, остаются актуальными. В свете этого обоснован интерес к изучению того, какой может быть оптика исследования философского наследия евразийцев сегодня.

Сохранить в закладках
Взгляды К. Н. Леонтьева начала 1870-х гг. в контексте цивилизационной дискуссии о России и Европе (П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, В. Ф. Эрн): русский идеал и спасение Западного мира (2024)
Выпуск: Т. 8 № 3 (2024)
Авторы: Смирнов Егор Михайлович

В статье рассматриваются культурно-политические и религиозно-философские идеи русского мыслителя К. Н. Леонтьева, посвященные прояснению цивилизационных взаимоотношений между Россией и Западным миром. Эти идеи артикулируются в контексте высказываний русских интеллектуалов XIX - начала XX в. (П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, В. Ф. Эрн) в рамках компаративно-аналитического подхода в области исследований философии российской истории. Автор подчеркивает цивилизационное единство между Западным и Восточным мирами как двумя оригинальными центрами универсально-христианской культуры, возникшей на почве греко-римской древности. Учение Леонтьева помогает раскрыть это, поскольку в нем просматривается перспектива для понимания цивилизационного единства христианского мира, хотя и поколебленного церковными разделениями. Априорный русско-европейский антагонизм, который защищался Данилевским и к которому принято возводить философию Леонтьева, в действительности не был близок последнему. Восхищение старой европейской культурой, в качестве образца заданное для русской философии Чаадаевым, безоговорочно разделялось Леонтьевым; но в то же время это не мешало ему быть строжайшим критиком эгоцентризма, который поражал европейское сознание в Новое время. Духовная критика Леонтьева во многом аналогична духовной критике В. Ф. Эрна, направленной против интеллектуализма европейской цивилизации, практически выразившегося в германском милитаризме, спасение от которого оба мыслителя видели в решительно-наступательных действиях русской власти. Мысль Леонтьева, несмотря на неудачу с точки зрения ее политической реализации, тем не менее существует в трансисторическом диалоге с творчеством других русских интеллектуалов и позволяет увидеть цивилизационное единство Востока и Запада, поддержание которого прежде всего зависит от духовно-культурных усилий.

Сохранить в закладках