Архив статей журнала
Данная статья исследует системные препятствия, ограничивающие участие женщин и их лидерство в профессиях, связанных с информационным моделированием зданий (BIM - Building Information Modelling) в России и Сербии. С помощью качественного подхода, основанного на литературных источниках, исследование опирается на теории гендерных ролей, цифрового разрыва и структурного неравенства, чтобы объединить данные из рецензируемых академических и политических источников. Результаты показывают широкое расслоение по оплате труда, профессиональную сегрегацию, недопредставленность женщин в цифровом руководстве и недостаточную систему наставничества. В то время как Сербия демонстрирует более неформальные бизнес-стратегии с меньшей структурной поддержкой, в России наблюдаются более централизованные препятствия с политической инертностью. Несмотря на то, что BIM, являясь частью Строительства 4.0, имеет потенциал для инклюзивных изменений, его использование в обеих странах может привести к повторению гендерных неравенств без координированных институциональных изменений. Стратегические рекомендации включают интеграцию национальной политики, фокусированные инициативы по лидерству, инклюзивное повышение квалификации и поддерживающие предпринимательские структуры. Сосредоточив внимание на недостаточно исследованных постсоциалистических контекстах, данная работа способствует изменению глобальной дискуссии о гендерной инклюзивности в STEM.