Данная статья исследует системные препятствия, ограничивающие участие женщин и их лидерство в профессиях, связанных с информационным моделированием зданий (BIM - Building Information Modelling) в России и Сербии. С помощью качественного подхода, основанного на литературных источниках, исследование опирается на теории гендерных ролей, цифрового разрыва и структурного неравенства, чтобы объединить данные из рецензируемых академических и политических источников. Результаты показывают широкое расслоение по оплате труда, профессиональную сегрегацию, недопредставленность женщин в цифровом руководстве и недостаточную систему наставничества. В то время как Сербия демонстрирует более неформальные бизнес-стратегии с меньшей структурной поддержкой, в России наблюдаются более централизованные препятствия с политической инертностью. Несмотря на то, что BIM, являясь частью Строительства 4.0, имеет потенциал для инклюзивных изменений, его использование в обеих странах может привести к повторению гендерных неравенств без координированных институциональных изменений. Стратегические рекомендации включают интеграцию национальной политики, фокусированные инициативы по лидерству, инклюзивное повышение квалификации и поддерживающие предпринимательские структуры. Сосредоточив внимание на недостаточно исследованных постсоциалистических контекстах, данная работа способствует изменению глобальной дискуссии о гендерной инклюзивности в STEM.
This paper investigates the systematic obstacles restricting women’s involvement and leadership in Building Information Modelling (BIM) related occupations in Russia and Serbia. Using a qualitative literature-based approach, the study draws on gender role theory, digital divide theory, and structural inequality theories to combine data from peer-reviewed academic and policy sources. Findings show widespread wage disparities, occupational segregation, underrepresentation in digital leadership, and inadequate mentoring systems. While Serbia shows more informal business routes with less structural assistance, Russia’s workforce shows more centralized obstacles with policy immobility. Although BIM, which is part of Construction 4.0, has possibilities for inclusive change, its use in both nations runs the danger of repeating gender inequalities without coordinated institutional change. Strategic advice comprises national policy integration, focused leadership initiatives, inclusive upskilling, and entrepreneurial support structures. Focusing on under-researched post-socialist settings, this work provides to the changing worldwide conversation on gender inclusiveness in STEM.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
National economies depend much on the Architecture, Engineering, and Construction (AEC) sector, which shapes jobs, infrastructure development, and technical progress. With Building Information Modelling (BIM) as its foundation, the sector has started a digitization transition during the last twenty years. From design through construction to facility maintenance, BIM is a complete digital ecosystem enabling cooperation, coordination, and data integration over the project lifetime, not just a 3D modeling tool [8; 11]. Many nations have included BIM standards in their larger digital transformation initiatives
Список литературы
1. Aigbe F., Aigbavboa C., Amusan L. Enhancing women’s participation in the construction industry through Construction 4.0 technology adoption in Nigeria // The Thirteenth International Conference on Construction in the 21st Century (CITC-13). Arnhem, 2023.
2. Al-Salaheen, Marsail & Alaloul, Wesam & Musarat, Muhammad Ali & Bin Johari, Muhammad & Alzubi, Khalid & Alawag, Aawag. Women Career in Construction Industry after Industrial Revolution 4.0 Norm. Journal of Open Innovation Technology Market and Complexity. 2024. N 10. DOI: 10.1016/j.joitmc.2024.100277
3. Babović M. Gender Equality in Serbia // Undermining Democracy Processes and Institutions in Serbia 2010-2020. Belgrade, CRTA - Center for Research, Transparency, and Accountability, 2021. P. 149-164.
4. Cidlinská K. How not to scare off women: different needs of female early-stage researchers in STEM and SSH fields and the implications for support measures. Higher Education, 2018.
5. Eganović A. The position of women in leadership roles in Serbia, 2021.
6. Fan Su-Ling & Chai Changsaar & Lim Bibiana & Lu Shao-Ming & Hun Chuen, Gui. Ameliorating the profound gender wage gap in the architecture, engineering and construction (AEC) industry among the APEC members: The could and should // Asian Journal of Business Research. 2024. Vol. 14. N 1. P. 54.
7. Galsanjigmed E. and Sekiguchi T. Challenges Women Experience in Leadership Careers: An Integrative Review // Merits. 2023. Vol. 3. N 2. P. 366-389. EDN: YIGVUN
8. Hossain M. A., Nadeem A. Towards digitizing the construction industry: State of the art of construction 4.0 // ISEC 2019 - 10th International Structural Engineering and Construction Conference, 2019.
9. Jovanović O. and Lazić M. Women Entrepreneurship in Serbia - Potentials and Constraints // Journal of Women’s Entrepreneurship and Education, 2018. Vol. 3-4. P. 60-72.
10. Jovic N. https://www.linkedin.com/,2024.. Available: https://www.linkedin.com/feed/update/urn:li:groupPost:9232677162769563300966400.
11. Jović N. and Gajić J. The Future is Now: Leveraging Building Information Modeling (BIM) for Marketing Success // Sinteza-2024 - International Scientific Conference on Information Technology, Computer Science and Data Science. 2024. P. 38-44.
12. Kalabikhina I. E. New approaches to measuring women’s representation in stem education and stem employment // Women in Russian Society. 2017. Vol. 1. EDN: YGSNSF
13. Kalabikhina I. E., Klimenko H. A., Banin E. P., Vorobyeva E. K., Lameeva A. D. Database of digital media publications on maternal (family) capital in Russia in 2006-2019 // Population and Economics. 2021. N 5 (4). P. 21-29. EDN: TTEYUB
14. Kalabikhina I. E., Kuznetsova P. O. and Zhuravleva S. A. Size and factors of the motherhood penalty in the labour market: A meta-analysis // Population and Economics. 2024. Vol. 8. N 2. P. 178-205. EDN: JFLEAH
15. Kalabikhina I. Gender issues in transition: Urban and rural Russia // IUSSP International Population Conference. Paris, 2005.
16. Kashina M. A. Employment of Women in the Russian Civil Service: Balance of Consequences for the Family and the State // Administrative сonsulting. 2019. Vol. 9. P. 19-33.
17. Kashina M. A., Utkina N. Y. Social entrepreneurship as the ‘relevant’ business for women // Administrative сonsulting. 2015. N 8. P. 128-134.
18. Khalin V. G., Chernova G. V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: Advantages, challenges, threats, and risks // Administrative сonsulting, 2018. N 10. P. 46-63.
19. Khasbulatova O. A. Gender aspects of STEM education in Russia // Women in Russian Society. 2016. Vol. 3. P. 3-15. EDN: WWJPJR
20. Latukha M., Michailova S., Ott D. L., Khasieva D., Kostyuk D. Gender, talent management and firm performance: MNCs’ female-focused talent management practices in Russia // Employee Relations. 2022. Vol. 44. N 4. P. 850-869. EDN: PSZMCP
21. Lean In and McKinsey & Company. Women in the Workplace 2024.. Available: https://womenintheworkplace.com.
22. Markovic N. C., Hristic N. D. Integrating Gender Perspectives in Participation to Guide Changes in Urban Planning in Serbia // Land. 2025. Vol. 14.
23. Mohr T. S. Why women don’t apply for jobs unless they’re 100% qualified // Harvard Business Review. 2014.
24. Moiseev V. V., Glagolev S. N., Krasmskoy S. I. and Kolesnikova Y. S. Construction in Russia and China: A comparative analysis // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2021. Vol. 102. P. 163-169. EDN: GGKKSU
25. Navarro-Astor E., Román-Onsalo M. and Infante-Perea M. Women’s career development in the construction industry across 15 years: main barriers // Journal of Engineering, Design and Technology. 2017. Vol. 15. N 2. P. 199-221.
26. Norberg C., Johansson M. Women and ‘Ideal’ Women: The Representation of Women in the Construction Industry // Gender Issues. 2020. Vol. 38. N 1. P. 1-24.
27. Ojo T. A. Digital financial inclusion for women in the Fourth Industrial Revolution: A key towards achieving Sustainable Development Goal 5 // Africa Review. 2022. Vol. 14. N 1. P. 1-26. EDN: GYGNNT
28. Opoku D. G. J., Perera S., Osei-Kyei R. and Rashidi M. Digital twin application in the construction industry: A literature review // Journal of Building Engineering. 2021. 40. 102726. DOI: 10.1016/j.jobe.2021.102726 EDN: FNENNP
29. Panda S. Constraints faced by women entrepreneurs in developing countries: Review and ranking // Gender in Management: An International Journal. 2018. Vol. 33. N 1. P. 14-37. EDN: VFTCMR
30. Pinchuk V. N., Yakimovich E. A., Bartkus V. V. Russia in the global market of construction services // RUDN Journal of Economics. 2024. Vol. 32. N 2. P. 266-286. EDN: IQQWZA
31. Pukshansky B. Y., Kanbekova E. A. The female manager in modern Russia. 2019.
32. Radović Marković M. Women entrepreneurs and managers in Serbia // Economics and Business Management. 2007.
33. Rodríguez-Fernández M., Teba E. S., Ballesteros J. H. Mapping the knowledge about the gender of company executives // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. N 1. P. 15. EDN: AQYUJN
34. Schmitt M. Women engineers on their way to leadership: The role of social support within engineering work cultures // Engineering Studies. 2021. Vol. 13. N 1. P. 1-22. EDN: DYPOPV
35. Semykina A., Linz S. J. Job Satisfaction and Advanced Career Opportunities for Women: An Empirical Investigation of Workers in Six Formerly Socialist Economies // SSRN Electronic Journal. 2012. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2070226.
36. Smith N. E., Chowdhury S., Costello S. B. Examining the effectiveness of gender equity initiatives to support women in engineering // Journal of Management in Engineering. 2023. Vol. 39. N 3. EDN: CNJBKH
37. Stamarski C. S., Son Hing L. S. Gender inequalities in the workplace: The effects of organizational structures, processes, practices, and decision makers’ sexism // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. N 1400. P. 1-20.
38. Stupnikova E., Sukhadolets T. Construction sector role in gross fixed capital formation: Empirical data from Russia // Economies. 2019. Vol. 7. N 2. P. 42. EDN: UIJGZZ
39. Watts J. H. Leaders of men: Women ‘managing’ in construction // Work, Employment and Society. 2009. Vol. 23. N 3. P. 512-530.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в рамках межпарламентского сотрудничества. Актуальность темы обусловлена тем, что, с одной стороны, инструменты парламентской дипломатии России обладают значимостью в масштабе военно-политической интеграции с другими государствами, входящими в ОДКБ, а с другой стороны, возникающие проблемы этой интеграции могут быть преодолены посредством использования средств межпарламентского сотрудничества. Цель статьи: выявление проблемных аспектов политического сотрудничества государств - членов ОДКБ, реализуемого в рамках деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ (ПА ОДКБ). Задачи статьи: во-первых, анализ проблем внутренней организации и структуры ПА ОДКБ; во-вторых, выявление институциональных проблем реализации законотворческой и иных функций этого органа. Методология статьи представлена институциональным методом, анализом событийных рядов. Предлагается новый взгляд на решение проблем межпарламентского взаимодействия, в том числе посредством модификации функций и структуры ПА ОДКБ. В частности, автор в качестве общего вывода предлагает меры по активизации усилий в сфере гармонизации и унификации национального законодательства государств - членов ОДКБ, расширению потенциала использования инструментов парламентской дипломатии Российской Федерации в современных условиях. В статье раскрываются изъяны модельного законотворчества как перспективного направления для дальнейшего развития военно-политической интеграции. Автор считает, что для успешного функционирования ОДКБ необходимо разработать единую политику, предполагающую эффективное использование парламентской дипломатии, что позволит улучшить координацию деятельности органов в сфере обеспечения коллективной безопасности.
С 1980-х гг. Франция проводит политику децентрализации для упрощения осуществления государственной политики на местах. Одна из таких реформ 2010-х гг., на которой будет сделан фокус в данной работе, вдвое сократила количество регионов и создала совершенно новое образование - Гранд Эст, в который вошли два департамента Эльзаса: Верхний и Нижний Рейн. Малая историческая обоснованность объединения и боязнь потери этнической идентичности мобилизовали население. Был выработан компромисс: появилось Европейское сообщество Эльзаса, которое назвали «супердепартаментом» - уникальной новацией во Франции. Цель: выявить в исторической динамике, как изменялись территориально-административные функции Эльзаса как региона, какими полномочиями он обладает в настоящий момент через призму административно-территориальных реформ Франции. Методы: анализ и синтез эмпирических данных; системный анализ; ретроспективный подход; сравнительный анализ. Результаты: новому закону о дифференциации, децентрализации, деконцентрации и различных мерах по упрощению осуществления государственной политики на местах (закону 3DS) предшествовали три акта децентрализации. У первого была задача запустить децентрализацию, вторая закрепила успехи в Конституции, третья попыталась сократить расходы на бюрократический аппарат и перераспределить полномочия. Наиболее важным для Эльзаса оказался Третий акт, а точнее, реакция на него. Выводы: административно-территориальные реформы Франции стали одной из основных причин автономистской угрозы. Чтобы ее предотвратить, французское правительство одобрило проведение референдума о создании Европейского сообщества Эльзаса. Это решение не устранило проблему так называемой исторической нелегитимности региона Гранд-Эст, но позволило территориальному сообществу развиваться с дополнительными привилегиями. Свою роль сыграли и географическое положение Эльзаса в центре Европы на границе Германии и Швейцарии и статус одной из столиц ЕС.
Статья посвящена рассмотрению текущих форм взаимодействия России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении и выявлению векторов их возможного развития. Цель статьи заключается в анализе политических условий и механизмов двустороннего сотрудничества России и Китая в сфере применения технологий искусственного интеллекта в здравоохранении с опорой на кейс-анализ, обзор нормативной базы и сравнительное изучение национальных стратегий развития. В качестве методологической базы использованы анализ научной литературы, сравнительный подход и кейс-анализ, позволяющие выявить ключевые направления и барьеры политического сотрудничества России и Китая в области применения ИИ в здравоохранении. Было установлено, что Китай и Россия успешно внедряют технологии искусственного интеллекта в диагностику и лечение заболеваний, а анализ совместных проектов показал, что российско-китайские инициативы по внедрению искусственного интеллекта в систему здравоохранения обладают благоприятными предпосылками для развития. Также удалось выявить различия в масштабах реализации этих проектов. Китай в целом демонстрирует более масштабный подход, тогда как в России инициативы носят более локальный характер. Основные препятствия на пути двустороннего сотрудничества в этой области обусловлены различиями в правовых режимах, а также языковым барьером. Совместная реализация ИИ-проектов в здравоохранении России и Китая не является исключительно научно-технической инициативой. Это проявление более широкой внешнеполитической стратегии, направленной на развитие независимых технологических систем, снижение зависимости от западных ИТ-решений и укрепление глобальных позиций стран в условиях цифровой трансформации.
Второй срок Д. Трампа уже привел к фундаментальным результатам. Сменилась модель управления мировой экономики. В качестве проигравшего экс-лидера авторы статьи позиционируют Европу. Признавая возрастающие возможности США и Китая, следует признать потенциальные выгоды для России от перестройки модели мировой экономики. Сочетание негативных факторов для Европы абсолютно уникально, таким образом роль арбитра для России становится географически логичной, исторически обусловленной и возможной с точки зрения управления.
Целью статьи является уточнение и дополнение процессного подхода к управлению цепями ценности и поставок, ориентированного на создание цифровых двойников, моделирование и разработку управленческих решений, отличающихся минимальной упущенной выгодой. Для достижения данной цели использовались терминологический анализ, дескрипторный и фасетный методы качественного исследования, позволяющие формировать идентификационные ряды, создавать эталоны (виртуальные копии) объектов управления, разрабатывать и исследовать бинарные матрицы, являющиеся основой для проектирования цифровых двойников управления цепями ценности и поставок. В статье получены следующие результаты: обоснованы варианты взаимодействия нефизических (виртуальных) и физических (реальных) объектов управления цепями ценности и поставок; уточнена сущность и дополнено содержание процессного подхода к управлению; определены компоненты и процессы создания и использования цифрового двойника управления цепями ценности и поставок; уточнены функции владельцев процессов, использующих данный цифровой двойник. Внедрение результатов исследования позволит повысить качество управленческих решений в цепях ценности и поставок; улучшить процессы их структуризации и распределения по вертикали и горизонталям организационной структуры управления; повысить лояльность конечных потребителей продукции и услуг за счет создания желаемых ими ценностей.
В исследовании рассматриваются вопросы оценки динамики предпринимательской активности в России и отдельных регионах. Цель исследования: оценить сложившуюся динамику развития отечественного малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей. Задачи: проанализировать статистические данные, отражающие динамику развития малого и среднего предпринимательства; исследовать и оценить меры поддержки малого и среднего бизнеса и их влияние на развитие малого и среднего предпринимательства; предложить способы повышения эффективности реализации программ поддержки предпринимательских инициатив. В исследовании использованы такие методы, как: сравнительный анализ, обобщение, социологический опрос. В исследовании использовались данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Единой межведомственной информационно-статистической системы, данные социологических опросов. В ходе исследования были получены следующие результаты и выводы: проанализированы данные о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и Санкт-Петербурге за пять лет, проведено сравнение с данными за предшествующие периоды, проанализированы причины существующей динамики количества субъектов малого и среднего предпринимательства, проведен сравнительный анализ количества малых и средних предприятий. Проведен анализ числа субъектов малого и среднего предпринимательства среди регионов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ, определено место Санкт-Петербурга среди других регионов.
В статье приведены результаты исследования применимости инструментов ответственного инвестирования в области высокорискового технологического предпринимательствакак значимого фактора экономического развития в современных условиях. Актуальность. Экономическая, социальная, экологическая среда, сложившаяся за последние несколько десятков лет, а также влияние системного политического кризиса, вызвавшего необходимость активного развития отечественных технологических цепочек и смещения центров образования добавленной стоимости, оказывают разнонаправленное воздействие на процесс инвестирования в указанной области. Выбор технологических проектов при инвестировании оказывается затруднен необходимостью соответствовать принципам устойчивого развития. Цель данного исследования - разработать принципы бережливого инвестирования, призванные снизить риски финансовых вложений экономических субъектов и одновременно учитывающие экономические, социальные и экологические последствия технологических инноваций. Метод - в исследовании был применен комплексный метод: адаптация концепции бережливого мышления в контекст положений и инструментов устойчивого развития, социально ориентированной и зеленой экономики. Гипотеза № 1. Разработка принципов бережливого инвестирования должна быть основана на принципах бережливого мышления, которые целесообразно объединить в домены взаимосвязанных и взаимозависимых факторов для наиболее полного отражения ранее не учитываемых при оценке инвестиций экологических факторов. Гипотеза № 2. Принципы бережливого инвестирования должны учитывать баланс интересов как акторов технологических проектов, так и всех заинтересованных сторон. Выводы. Выделены следующие домены бережливого мышления как основы разработки принципов бережливого инвестирования: цели устойчивого развития общества; информированность участников проектов и заинтересованных сторон; развитие творческого потенциала команды; извлечение и накопление знаний для поиска новых закономерностей в условиях высокой неопределенности. Сформулированы следующие группы принципов высокотехнологических проектов: принципы, учитывающие долговременную философию при описании целей и проведении оценки реализации проекта; принципы консенсуса, предусматривающие согласование целей и коллективного видения возможностей и неопределенности проектов; принципы непрерывного улучшения и совершенствования; принципы снижения вариативности (перегруженности), предусматривающие фокусировку на пространстве прорывных технологических решений. Предлагаемые принципы направлены на повышение эффективности проектов и ускоренный переход к устойчивому росту экономики страны. В заключение обсуждаются дальнейшие направления разработки методов и инструментов экспертной оценки проекта, гипотез и проектных альтернатив его развития на различных стадиях; указан вклад авторов в прикладные исследования по теме.
Исследование направлено на решение высокоактуальной научно-практической проблемы формирования теоретической базы и методологического инструментария социально-экономического развития городов. В работе приведено обоснование базовых предпосылок применения нового методологического подхода к управлению развитием города на основе стратегирования его конкурентоспособности. С теоретико-методологических позиций предложенный в исследовании подход базируется на комбинации одного из наиболее перспективных современных направлений пространственной экономики - концепции конкурентоспособности территории и положений общей теории стратегии и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Эта теоретико-методологическая новация задает новый ракурс для рассмотрения движущих сил и закономерностей социально-экономического развития городов, в котором ключевой категорией выступает феномен городской конкурентоспособности, являющейся одновременно интегральным критерием состояния социально-экономической системы города и объектом управления для основных стейкхолдеров городского развития. Цель исследования - уточнение теоретического базиса городского развития на основе концепции городской конкурентоспособности и формирование методологических основ ее стратегирования. Объектом исследования выступает совокупность процессов и закономерностей социально-экономического развития современных городов, предметом - феномен городской конкурентоспособности. В статье выполнен библиографический анализ работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию эволюции теорий территориального развития и обоснованию концепции территориальной конкурентоспособности, решаются задачи уточнения содержания категории городской конкурентоспособности, обоснования организационно-методологической модели городской конкурентоспособности и адаптации отдельных положений общей теории стратегии и методологии стратегирования к задаче стратегирования городской конкурентоспособности. Результатами исследования являются разработка и обоснование организационно-методологической модели городской конкурентоспособности, позволяющей рассматривать ее как ключевой критерий социально-экономического развития и объект стратегического управления для основных стейкхолдеров городского развития, а также определение основных методологических предпосылок стратегирования городской конкурентоспособности.
В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования пространственного развития. Представлены основные методологические подходы, которые использовались при реализации региональной политики и пространственного развития в предшествующий период новейшей истории России. Сопоставляются принятые в 2019 и 2024 гг. стратегии пространственного развития. Рассматриваются особенности условий их разработки и утверждения. Дана характеристика отдельных положений, заложенных в основу новой стратегии. Проанализированы количественные показатели, характеризующие условия, в которых развиваются процессы пространственного развития в последние годы. Делается вывод о снижении эффективности политики пространственного развития в случае принятия документов стратегического планирования, предполагающих безальтернативные сценарии. Доказывается необходимость утверждения стратегии пространственного развития, предусматривающей большее количество вариантов, чем «инерционный» и «целевой». Показана актуальность проблем взаимосвязи и взаимодополнения документов системы стратегического планирования, а также межрегионального сотрудничества. Особое внимание уделено инициативам создания опорных населенных пунктов. Формулируется тезис о том, что тенденция к концентрации населения в крупных населенных пунктах - это проблема, требующая решения, а не просто процесс, под который должна подстраиваться Стратегия пространственного развития.
В современном мире построение научной карьеры становится все более сложной задачей. Все чаще карьера воспринимается как создание портфолио, которое можно предъявлять работодателю при переходе из одной организации в другую. Развитие специалиста по нескольким ключевым направлениям называется новым термином - «портфельная» карьера. Портфельная карьера, как новая форма профессионального роста и развития, приобретает особую значимость. В этой связи акселераторы научной карьеры представляют собой эффективные инструменты, способствующие успешной реализации потенциала ученых, исследователей и специалистов в их стремлении к развитию. Основной целью акселератора является поддержка лиц, обладающих ключевыми управленческими компетенциями и успешно применяющими их в рамках исполнения своих должностных функций, в интеграции научной деятельности в их карьерные траектории, что способствует развитию их стратегического и аналитического потенциала, а также укреплению научно-технического и инновационного сектора экономики регионов и государства. Цель исследования заключается в формировании практической методики подготовки и реализации акселератора для достижения задач, поставленных перед авторами до момента внедрения рассматриваемого комплекса действий. В результате исследования был проведен анализ эффективности ключевых компонентов программы, таких как наставничество, геймификация и трекинг. Также оценены количественные и качественные показатели успешности программы, такие как количество научных публикаций, заявок на гранты и карьерные достижения участников.
Исследование посвящено анализу вовлеченности пользователей аккаунтов глав пяти муниципальных образований Свердловской области в социальной сети «ВКонтакте». Данный феномен отражает уровень взаимодействия, доверия и активности аудитории официальных страниц руководителей городов, помогая оценить успешность применения онлайн-площадок как инструмента социального цифрового диалога. Анализ аккаунтов глав муниципалитетов показал, что эффективная коммуникационная стратегия требует сочетания официального информирования с персонализированным подходом. Чрезмерная формализация и отсутствие прямого диалога в новостной ленте страницы снижают уровень вовлеченности, тогда как активное взаимодействие с подписчиками, включая размещение ответов на комментарии и публикация личных историй, способствует повышению доверия и активности аудитории. При этом переизбыток информации без должного отклика или искусственное стимулирование вовлеченности негативно влияют на общую результативность информационной политики в социальных медиа. Преобладание положительного контента в аккаунтах градоначальников создает так называемый «информационный пузырь», ограничивающий доступ к полноценной и разноплановой информации по городским вопросам. Данное обстоятельство способствует снижению активности пользователей и их готовности участвовать в обсуждении текущих проблем. Для повышения вовлеченности рекомендуется размещение материалов, ориентированных на актуальные городские сюжеты, их обсуждение и предлагаемые решения. Кроме того, неоднородность вовлеченности, которая была выявлена в ходе исследования, может быть связана с уровнем конкуренции за внимание, образованностью аудитории и цифровой грамотностью населения. В крупных городах, таких как Екатеринбург, такая ривальность и уровень информированности граждан снижают их реакцию на публикуемый контент. Для повышения вовлеченности необходимо учитывать специфику местной пользовательской аудитории, разрабатывать коммуникационные стратегии, принимая во внимание алгоритмы социальной сети «ВКонтакте», не только продвигать релевантный контент, но и формировать активное цифровое местное сообщество.
В статье рассматриваются ключевые аспекты организации оптимального управления железнодорожным транспортом. Показана роль транспорта в организации национального экономического развития и международной торговли. Проанализированы основные особенности истории железнодорожной системы Республики Беларусь, ее стратегический и геополитический потенциал, а также трудности и вызовы, с которыми она столкнулась, начиная с середины XIX века. Рассмотрены экономические и географические факторы формирования железнодорожной сети в белорусских губерниях.
Несистемная оппозиция как политическое явление существует на протяжении всей истории России и продолжает играть значительную роль в современной политической жизни. Изучение ее исторических корней, методов работы и источников финансирования является актуальным для понимания ее влияния на политическую систему и общество в целом. Целью работы является анализ феномена несистемной оппозиции в России, а также выявление общих черт и качеств лидеров несистемной оппозиции (что ими движет, какие цели они преследуют, какими методами и способами ведут борьбу с действующей властью, на кого опираются и откуда получают финансирование). Задачами автора статьи является изучение исторических примеров несистемной оппозиции в России, начиная с XVI в., исследование связи с внешними силами и источников ее финансирования, методов достижения целей и последствий деятельности несистемной оппозиции для страны и общества, а также выявление возможных мер по противодействию ее дестабилизирующему влиянию на государство. В результате исследования исторических лидеров оппозиции (Андрей Курбский, Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев) автор определяет основные методы деятельности несистемной оппозиции, включая радикальные действия, манипуляцию информацией и провокации; фиксирует, что зарубежное финансирование свидетельствует об использовании российской оппозиции как инструмента внешнего влияния; демонстрирует негативные последствия несистемной оппозиции, включая экономический ущерб, человеческие жертвы и дестабилизацию обстановки. В качестве вывода подчеркивается, что несистемная оппозиция представляет собой серьезную угрозу для стабильности и суверенитета России. Для снижения ее влияния необходимы укрепление диалога власти с обществом, своевременное устранение ошибок и прозрачность в принятии решений. Только таким образом можно минимизировать риски, связанные с деятельностью несистемной оппозиции, и обеспечить устойчивое развитие страны.
Глава государства, Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал изменения в Федеральный закон об образовании. Изменены статьи 101 и 104 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Новой редакцией Федерального закона устанавливается, что перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, научных специальностей, по которым определяется предельное количество мест для приема на обучение по образовательным программам высшего образования по договорам об оказании платных образовательных услуг, порядок и сроки определения предельного количества таких мест, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832