Архив статей журнала
Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation].
Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.