Архив статей журнала

ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В АЗИИ: ДВУХМЕРНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Арапова Екатерина Яковлевна

Способность Азиатского региона поддерживать опережающие темпы экономического роста в условиях стагнации и фрагментации глобальной экономики определятся успешностью перехода от экспортоориентированного роста к модели, движимой внутренним потреблением. В то же время в академическом поле отсутствует консенсус относительно методологических подходов и критериев выявления моделей экономического роста. Открытым также остается вопрос, в какой мере официально декларируемые приоритеты развития находят отражение в реальной модели роста. Цель научной статьи состоит в обосновании двухмерного методологического подхода к оценке моделей экономического роста в государствах Азии, основанного на (1) принципе декомпозиции ВВП и (2) анализе стратегических документов, а также его апробация на примере Китая за период с 1970 год по 2023 год. Автор предлагает количественные критерии категоризации моделей экономического роста и сопоставляет фактические модели экономического роста с официально декларируемыми приоритетами на разных этапах развития страны. По итогам исследования показано, что эффект от закрепления приоритетов развития в стратегических документах проявляется в реальных макроэкономических показателях (структуре ВВП страны) с временным лагом в 7–10 лет. При этом движение Китая от экспортоориентированного роста к сбалансированной модели при расширении частного потребительского спроса со стороны домохозяйств требует еще больше времени. Китай относится к группе стран, демонстрирующих «стратегическое стремление в отсутствие перехода», когда несмотря на официальное закрепление перехода к consumption-led growth (обусловленный потреблением рост) в качестве одного из приоритетов экономической политики модель еще не обладает соответствующей устойчивостью.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА КИТАЙСКИХ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Александрова Анна Дмитриевна

За 45 лет экономических реформ в Китае была сформирована политика КНР в области корпоративной культуры, развитию которой уделено большое внимание и в настоящее время.

В данной статье будут рассмотрены особенности корпоративной культуры в КНР на примере таких частных предприятий, как Xiaomi, XPeng Motors и Alibaba Group, и показана значимость ее развития для бизнеса. История создания частных предприятий - пример того, как маленькая компания в течение 5-10 лет постепенно становится большой корпорацией или крупнейшим производителем на глобальном рынке. Корпоративная культура в таких компаниях развивается так же стремительно и во многом отражает не только культуру руководителя, но и репутацию китайских компаний за рубежом.

На примере частных предприятий будет показана значимость ее развития и для работодателя, так как развитие корпоративной культуры оказывает положительное влияние на деловой климат и межличностные отношения внутри компании и коллектива, минимизирует конфликтные ситуации, которые могли бы нанести ущерб производительности компании, постоянную смену кадров, когда квалифицированные работники часто увольняются, что оказывало бы негативное влияние на уровень производимой продукции и на построение рабочего процесса. Кроме того, за счет активного вовлечения сотрудников в рабочий процесс, в рамках корпоративной культуры происходит постоянная генерации новых идей, создание новой продукции и как следствие - увеличение прибыли компании. Успешный опыт китайских частных предприятий в области развития корпоративной культуры будет полезен для российских компаний.

Сохранить в закладках
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ КНР КАК ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: СЕРГИЕНКО Е.Е.

В 2024–2025 годах железнодорожный транспорт КНР продолжил свое развитие. Инженеры-разработчики продемонстрировали новые инновационные технологии, реализованные в сфере железнодорожного транспорта, среди которых несколько ключевых проектов, запущенных или находящихся в разработке в последние годы. В их число входит строительство первой междугородней магистрали между городами Чанша и Люян, основанной на технологии Maglev. Стоимость строительства составит порядка 10,44 млрд юаней. Также рассматривается пробная эксплуатация полностью автоматизированной линии метро в Чэнду и выпуск первого в мире водородного городского поезда, при эксплуатации которого достигаются нулевые выбросы углерода и эффективное пониженное энергопотребление. Китайскими компаниями Anshan Iron and Steel Group Company Limited и CRRC Dalian были разработаны гибридные тепловозы, имеющие значительные преимущества с точки зрения производительности и экологичности — они оснащены двойной системой питания и централизованными блоками управления, могут интеллектуально переключать режимы питания в соответствии с различными сценариями и условиями работы, достигая экономии топлива более 30%. Проведены демонстрационные испытания сверхскоростного поезда по технологии Maglev, способного развивать скорость до 1 тысячи км/ч. Все эти проекты подчеркивают стремление Китая интегрировать экологически чистые технологии и автоматизацию в систему железнодорожного транспорта, тем самым улучшая эффективность и сокращая углеродный след. Китай активно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, что способствует развитию высокоскоростного и экологически чистого пассажирского транспорта. Эти инициативы отражают не только технологические достижения, но и стремление страны к устойчивому развитию и модернизации ведущей инфраструктурной отрасли страны — железнодорожного транспорта.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Урманов Бехруз Назиржонович

В данной статье представлено исследование уровня влияния цифровых технологий на функционирование и развитие внешней торговли Китая, а также результаты их применения во внешнеторговых отношениях. Рассмотрена актуальность и необходимость цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности Китая, а также изучены ключевые факторы такой трансформации и выявлены проблемы и трудности цифровой трансформации внешнеторговых отношений. Цель исследования заключается в проведении анализа трансформации внешнеторговых отношений Китая и определении ее перспектив.

Сохранить в закладках