Цель исследования. Ежедневно миллионы компаний сталкиваются с необходимостью принятия корпоративных решений, от которых зависит их дальнейшее будущее. Зачастую компаниям затруднительно соблюдать требования законодательства, особенно в части, касающейся собраний акционеров. Однако своевременность, результативность, согласованная позиция органов управления - является основой функционирования системы принятия решений. В статье рассматривается один из возможных способов принятия решений в английских компаниях, который был выработан общим правом, позволяющий акционерам компании, при условии единогласного согласия, неофициально утверждать действия компании без необходимости проведения общего собрания. Выводы. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что неформальное единогласное согласие как способ принятия решений обеспечивает большую процедурную гибкость и используется в основном в таких ситуациях, когда у компании (в силу различных обстоятельств) не имеется возможности выполнить все формальности, заложенные в процедуру принятия решений. Кроме того, практика показывает, что неформальное единогласное согласие способствует ускорению процесса принятия решений (ввиду сокращения сроков, установленных законодательством или уставами компаний), а также эффективной организации деятельности компаний и незамедлительному принятию важных решений. Вместе с тем нельзя не отметить, что существуют некоторые ограничения использования неформального единогласного согласия, несоблюдение которых приводит к риску признания недействительным решения органа управления.
Цель исследования. Представленная статья раскрывает особенности проведения торгов по приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме. Представленное исследование направлено на выявление основных проблем, которые возникают при реализации указанных торгов. Цель исследования состоит в проведении целостного анализа торгов по приватизации государственного и муниципального имущества именно в форме электронных торгов. Помимо сказанного, цель исследования состоит в выявлении проблем теории и практики в исследуемой области и формировании предложений по их устранению. Выводы. Результатом проведенного исследования выступают предложения по совершенствованию законодательства в области проведения торгов по приватизации государственного и муниципального имущества. В исследовании определено, что имеет место проблема, которая связана с увеличением временного промежутка проведения торгов, решение которой видится во внесении изменений в ст. 18 и ст. 23 ФЗ № 178-ФЗ. Предлагается внесение поправок, которые будут касаться последовательности действий организатора аукциона в случае, если победитель отказывается от подписания договора купли-продажи. Также определяется необходимость формирования специального реестра участников аукционов, в который будут входить именно те лица, которые более двух раз отказались от подписания договора купли-продажи.
В представленной статье исследуются наиболее проблемные и спорные аспекты правового регулирования отношений между супругами. Несмотря на то, что законодательство, регулирующее семейные отношения в России, принято уже много лет назад, процесс построения оптимальной правовой модели имущественных отношений между супругами не закончен. Целью представленного исследования является выявление проблемных моментов в регулировании имущественных отношений супругов и определение возможных путей их разрешения. Исследованы содержание и структура правового института имущества супругов, определяющие его режим. Выделены наиболее проблемные области имущественных отношений супругов, регулирование которых на сегодняшний день недостаточно эффективно. Исследованы подходы, использованные в мировой правотворческой и правоприменительной практике, оценена возможность их успешного применения в российском правовом поле. Сделаны выводы об имеющихся законодательных пробелах в регулировании многих имущественных отношений супругов. Особое внимание автор уделяет регулированию порядка изменения правового режима имущества супругов. Показано, что в правоприменительной практике необоснованно допускается изменение правового режима имущества супругов как последствие ряда гражданско-правовых сделок с участием супругов. Такой подход рассматривается автором как не соответствующий закону. Внесены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и правоприменительной практики по разрешению наиболее спорных моментов изменения правового режима имуществом супругов.
В представленной статье раскрываются теоретические и практические аспекты развития наследственного права России и Германии. Авторами проводится анализ неоднородных подходов к пониманию юридической природы ответственности наследников по обязательствам наследодателя и института продажи наследства. Делается попытка выявления основных признаков ответственности наследников по обязательствам наследодателя и особенностей продажи наследства в праве Германии. В работе предлагаются возможные варианты решения дискуссионных вопросов. Особое внимание уделено изучению норм наследственного права посредством исследования гражданского законодательства, практики и доктрины России и Германии. Предметом исследования настоящей работы стали нормы гражданского законодательства, определяющие ответственность наследников по обязательствам наследодателя и особенности продажи наследства в праве Германии, а также правовая доктрина, судебная и нотариальная практика России и Германии. Целью работы является формирование концептуального представления об институте продажи наследства в праве Германии и выделение путей решения наиболее насущных проблем определения ответственности наследников по обязательствам наследодателя в гражданском праве России и Германии. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы, такие как анализ, сравнение, структурный, системный и функциональный подходы и др. Основу научного исследования составили методы сравнительного-анализа, аналитические и функциональные подходы, посредством которых выявлены наиболее насущные нюансы современного наследственного права России и Германии.
Традиционная для российского предпринимательства благотворительность, наряду со спонсорством и меценатством исторически базировались на идеологии, уходящей в догматику христианских добродетелей, сегодня вытесняемой идеологией pr-стратегий и, в меньшей степени, устойчивого развития. В России сформирована правовая основа и институциональная среда для корпоративной и иной благотворительной деятельности, потребность в их совершенствовании существует, но производна не столько от дефектов или недостаточности законодательства, сколько от слабости гражданского общества, падения авторитета традиционных ценностей и меркантильного понимания целей устойчивого развития как pr-стратегии. Корпоративная благотворительность, как и благотворительность в целом, была и остается исключительно добровольной, не предполагая императива государства, которое лишь пресекает попытки и практики использования благотворительности для прикрытия незаконной деятельности. В корпоративном сегменте приоритет остается за нормами мягкого регулирования, добровольно принимаемым предпринимательским сообществом. В рамках концепций корпоративной социальной ответственности благотворительность включается в стратегии устойчивого корпоративного управления, которое также во многом регулируется повсеместно признанными, но все же мягкими нормами. Развитие рассматриваемого социально-правового института в большей степени зависит от проникновения в предпринимательскую среду идеологии и целей устойчивого развития социальной рыночной экономики, понимания осознание ответственности в сфере. Возможности правового регулирования в данном случае востребованы для обеспечения свободного функционирования институтов гражданского общества, а также государственного стимулирования благотворительной деятельности. В этом смысле рекомендовано дополнить Указ Президента России от 9 ноября 2022 г., включив благотворительность, а перечень традиционных ценностей (п.5), к которым она, безусловно исторически, ментально и традиционно относится.
Цель исследования. В статье исследована история краха одной из крупнейших корпораций мира, мер, принятых Президентом и Правительством США в связи с ее банкротством. Заявленная проблематика представляет повышенный интерес с позиции развития корпоративного права России, поскольку наше государство относится к числу развивающихся стран мира, что определяет необходимость изучения и перенятия опыта развитых стран в вопросах регулирования корпоративных правоотношений. Сфера корпоративного управления отличается особой сложностью и принципиальной значимостью для нормального функционирования государства. Нарушения корпоративного законодательства, злоупотребления со стороны управленцев способны привести к масштабным последствиям негативного характера: снижению доверия к субъектам предпринимательства, государственным органам и должностным лицам, дестабилизации экономики страны, росту безработицы, повышению нагрузки на судебную систему ввиду массовой подачи индивидуальных и коллективных исков. Вред, причиненный компании и приведший к ее банкротству, также отражается на экономике страны, особенно, когда речь идет о корпорациях, занимающих серьезную нишу на отечественном рынке. Целью исследования стало выявление наиболее перспективных путей борьбы с корпоративными мошенничествами, предупреждения совершения иных преступлений, связанных с деятельностью корпораций, сделать вывод о возможности использования опыта США применительно к российской правовой системе. Выводы. Установлена необходимость плавного внедрения комплекса мер, направленных на расширение корпоративной ответственности, в российскую правовую действительность: реформирования уголовного законодательства, дополнительного регулирования ответственности субъектов аудиторской деятельности.
Цель исследования. В статье рассматриваются особенности правового регулирования оборота криптовалюты в России как вида цифровой валюты для определения степени дефицита правового инструментария в сфере регулирования, надзора и контроля криптовалютного рынка. Выводы. Несмотря на лидирующие позиции России по объему криптовалютными расчетами и майнингу, в российском законодательстве отсутствует необходимая для регулирования криптовалютного рынка терминология. Такая ситуация приводит к отсутствию определения разрешенных и запрещенных видов деятельности на криптовалютном рынке, адекватного применения налогообложения ко всем криптовалютным операциям, а не только к операциям по отчуждению криптовалюты, отсутствии методики мер и видов юридической ответственности за нарушения в криптовалютном обороте. Кроме этого, позиция Центрального банка РФ состоит в том, чтобы запретить не только расчеты в криптовалюте, но и любые, связанные с ней операции. Для решения данной проблемы по ликвидации правового вакуума в сфере криптовалютного оборота нужно определить необходимую для законодательного внедрения терминологию, определяющую особенности криптовалютных операций, и классификацию цифровых валют. В статье был проведен анализ разных методологических подходов Центрального банка РФ, Правительства РФ и органов ЕАЭС к возможности применения криптовалюты как платежного инструмента. Авторы статьи предлагают собственную классификацию видов цифровых валют, которая даст возможность определить полномочия Центрального банка РФ по регуляторным и контрольно-надзорным функциям касаемо выпуска и обращения разных видов существующей цифровой валюты в общем и криптовалюты, в частности.
Задача совершенствования механизма платежно-расчетных отношений между государствами - членами ЕАЭС на базе расширения использования национальных валют во взаимных расчетах определена Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, (далее - Договор 2014г.) а также в ряде иных программных и концептуальных документов ЕАЭС. Согласно Концепции формирования общего финансового рынка, сотрудничество по вопросам развития общего платежного пространства основывается на принципах национальной безопасности, независимости и равенства национальных платежных систем. Вместе с тем ограничения, введенные третьими странами, непосредственно влияют на сроки проведения и стоимость трансграничных платежей в рамках ЕАЭС. Поэтому важно обеспечить бесперебойное и бесшовное проведение платежей как между странами ЕАЭС во взаимной торговле, так и на «внешнем периметре» - с третьими странами - ключевыми и потенциально значимыми торговыми партнерами. Эта задача может быть решена в том числе посредством новой платежно-расчетной инфраструктуры ЕАЭС, сформированной на базе перспективных финансовых технологий: цифровых валют центральных банков, смарт-контрактов и пр. Важную роль в реализации этих проектов могут сыграть межгосударственные евразийские институты развития. Важный элемент формирования нового механизма платежно-расчетных отношений стран ЕАЭС - обеспечение прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг. В этой связи гарантии безопасности финансовых операций для населения приобретают приоритетное значение.
Глобальный тренд реализации целей устойчивого развития и ESG-трансформации ставит сложную в методологическом плане задачу разработки национальной правовой модели устойчивого корпоративного управления. В статье рассмотрены: её необходимость и возможность, отечественная традиция правового моделирования, в том числе в сфере управления, проблема использования иностранного, прежде всего западного, опыта в современных условиях, стремление бизнеса к новациям в рассматриваемой сфере. Выделена ключевая методологическая проблема определения степени и адекватности вмешательства государства в корпоративные отношения: обоснования необходимости правовой регламентации устойчивого корпоративного управления, либо оставления его в сфере мягкого регулирования, сочтя это внутренним делом корпораций. Принимая во внимание особенности текущей ситуации, в которой экономика работает под давлением санкций и внешних обстоятельств, разработка искомой модели может представляться не актуальной и преждевременной. В этом контексте публикация ориентирована на постановку, актуализацию вопроса.
Научная статья посвящена проблематике правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в международном частном праве. Раскрываются основные риски, которые связаны с развитие искусственного интеллекта в современном мире и их нормативное регулирование. Кроме того, определены особенности международного законодательства в направлении перспектив регулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта в практической деятельности.