Архив статей журнала
Статья посвящается рассмотрению одного из феномена этнополитики - этнополитического конфликта, его объекта, предмета, форм, отличительных особенностей, политических механизмов урегулирования. За последние годы проведено множество исследований проблем этнополитических конфликтов. Перечень новых идей в исследовании этнополитических проблем стран мира весьма невелик: это концепции плюрального общества, границ группы, центра-периферии или внутреннего колониализма. С определенной натяжкой к ним можно отнести исследования, идущие в русле концепций модернизации, политического развития, но комплексный, междисциплинарный подход к исследованию этнополитических конфликтов еще окончательно не утвердился ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Этнополитический конфликт представляет собой разновидность социально-политического конфликта, одну из форм проявления противоречия в области этнополитических отношений. Новый виток эскалации этнополитических конфликтов обусловлен нарастающей глобализацией и дальнейшим обострением геополитических противоречий между мировыми центрами силы, ведущими борьбу за передел мира. Особую остроту этому процессу придает состояние хаоса и неразберихи, которая возникла в мировом сообществе в связи с событиями на Украине и Ближнем Востоке. Состояние глубокого социально-экономического кризиса, охватившие многие страны, является мощным катализатором обострения этнополитической напряженности. Этнополитические конфликты всегда имеют конкретно-историческое содержание. Для их урегулирования не существует технологий, которые можно использовать в любой ситуации и в различных регионах мира, не все этнополитические конфликты поддаются политическому решению общепринятыми методами, некоторые формы поведения этнических групп населения могут вступать в непримиримое противоречие с интересами всего общества, например этнополитическое подстрекательство, проповедь этнической вражды, вызываемого деятельностью политически коррумпированных этнических элит, связанными с «теневой» экономикой, открыто и прямо разжигающими межэтническую рознь.
В исследовании предложена методология системного подходя для исследования политических процессов, происходящих в политической систем. Политическая система государства должна быть основана на научно-теоретической базе, на основании исполнения нормативно-правовых актов, а также на идеологии мобилизующей нравственные силы народа на общее дело страны. Устойчивость политических систем достигается усилением связи или увеличением количества связей между различными административными, экономическими, нормативными, общественными, религиозными, элементами политической системы. Жизнеустойчивость политических систем сильнее при наличии в системе политического «люфта». Отмена института «замполита», как некого люфта в жестких системах привели к всплеску преступлений, связанных с превышением своих полномочий командирами, особенно тактического звена. Подчиненные, которые раньше находили правду у замполита, в настоящее время идут сразу в прокуратуру и суды. Не говоря уже о роли и значимости данного института власти для кадрового фильтра. Задача формулирования обобщающей цели, как идеи для всех, должна сводиться к задаче уменьшения энтропии, где энтропия - мера хаоса, связанная с информацией, так как информация приводит или к порядку (устранению неоднозначности, неопределенности, неясности) или к беспорядку (избыточная, ложная информация), являющаяся губительной для политической системы.
В статье поставлена проблема защиты космических аппаратов и объектов космической инфраструктуры от угроз кибернетического воздействия. Проведен анализ источников кибернетических угроз космической деятельности, их влияния на критически важную инфраструктуру и военную безопасность государств, рассмотрены международно-правовые аспекты защиты космических информационных систем от кибернетического воздействия. Сделан вывод о том, что кибернетическое воздействие на космические объекты может серьезно подорвать экономическую и военную безопасность государств, нарушить их суверенитет, привести к военным конфликтам. Для парирования нарастающей кибернетической угрозы космической деятельности необходимы общие усилия государств всего мира, принятие международной конвенции о киберпреступности и кибербезопасности. Это требует активизации дипломатической деятельности России по обеспечению безопасности ее космической инфраструктуры и информационного суверенитета.