Архив статей

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ПЕРЦЕВА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

В данной статье в контексте филологической и педагогической проблематики исследуются особенности изучения лирических произведений С. А. Есенина в начальной школе. Особо подчеркнуты возможности в формировании личности ребенка младшего школьного возраста на уроках русского языка, литературного чтения, посвященных развитию и совершенствованию речи. Роль стихотворных впечатлений в жизни ребенка трудно переоценить. Это не только развитие речи, но и элементарная тренировка памяти, повышение умственных способностей и уровня эрудиции, а также развитие социального интеллекта, способствующего социализации и самореализации ребенка в среде школы. Работа над лирическими произведениями С. А. Есенина позволяет выполнить многофункциональные задачи по воспитанию и развитию младших школьников. Анализ стихотворного учебного текста является основой развития детей младшего школьного возраста. Выявлены направления, которые можно реализовать посредством знакомства младших школьников с лирикой Есенина: развитие нравственности, патриотизма, любви к Родине, эстетического и эмоционально-чувственного отклика на поэтические строки; расширение представлений об окружающем мире в контексте экоцентрического воспитания, развитие любви к природе и умения чувствовать и наблюдать её, восприятия себя как части природной составляющей; развитие литературного чутья к различным художественным формам, мелодике, интонации, ритму родного языка. Сделан вывод о том, что в учебниках содержится достаточно широкий объем произведений С. А. Есенина, наиболее результативной работой с младшими школьниками является анализ лирических произведений и творческие задания по стихотворениям.

Сохранить в закладках
ОСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ МОРФЕМНОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ПЕРЦЕВА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

В данной статье в рамках филологической и педагогической проблематики исследуются теоретические основы освоения морфемной структуры слова младшими школьниками с учетом исторических аспектов её формирования. Морфемам свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значение, поэтому освоение морфемной структуры слова на исторической основе способствует лучшему пониманию значений слова, его стилистической и экспрессивной окрашенности, осознанию роли морфем в слове, формированию точности речи. Исторически в рамках развития языка среди структуры большей части слов происходили многочисленные процессы, которые имели связь с изменением общего уровня качества и числа морфем и демонстрируют процесс преобразования общего состава звуков, функций и значений. Анализ фундаментальных теоретических и современных исследований, посвященных изучению морфемной структуры слова и специфике её освоения в начальных классах, показывает необходимость исторически ориентированного построения образовательного процесса. Выявление общих черт и различий в словообразовании и морфологии связано с тем, что основным средством выражения считаются морфемы. Изучение характеристики процессов опрощения и различия в разработке морфем позволило привести примеры в объяснении морфемной структуры слова для учеников начальной школы. Сделан вывод о необходимости и эффективности освоения младшими школьниками морфемной структуры слова только на исторической основе.

Сохранить в закладках