Автор обращает внимание на показатели количества лиц, потерпевших от преступлений. Отмечается, что высока вероятность того, что любой из жителей нашей страны может стать жертвой преступных посягательств более одного раза в жизни. Обозначается, что потерпевший наделен весьма существенным комплексом разнообразных прав, а сотрудники правоохранительных органов и судьи – действенным механизмом их защиты. Констатируется недостаточная защищенность прав и законных интересов потерпевших – участников уголовного судопроизводства. Предлагается обратить внимание на необходимость формирования концепции криминалистического обеспечения прав потерпевших, обозначается авторское видение ее структуры и перспектив развития. Резюмируется, что развитие теоретических знаний в рамках названной концепции обогатит науку криминалистику, а внедрение соответствующих прикладных рекомендаций будет способствовать реальному обеспечению прав и законных интересов потерпевших, в том числе за счет обеспечения уровня их вовлеченности и активности в уголовном процессе.
Статистика преступлений, совершенных в отношении детей, свидетельствует, что их подавляющую часть составляют преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Такие деяния бросают вызов нормальному функционированию современного общества, поскольку российское государство исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних – наиболее опасное из половых преступлений. В связи с этим криминалистическая наука должна обеспечивать своими рекомендациями повышение эффективности расследования деяний данной категории. Немаловажная роль в этом отводится криминалистической методике, содержащей алгоритмы деятельности следователя в типичных ситуациях расследования.
Проблема верификации лжи всегда находилась в центре внимания ученых. Сегодня, как и раньше, при расследовании преступлений следователи сталкиваются и с проблемами при получении показаний от несовершеннолетних, и с проблемами их верификации. Цель работы: показать следователям, как после проведения допроса подростков проверять их показания с помощью доработанной нами методики оценки валидности утверждений. Методы: общенаучные (диалектический, структурный) и частнонаучные (социологический). Результаты: предложена методика валидности утверждений, получаемых от допрошенных несовершеннолетних, показавшая свою эффективность.
Статистические данные последних лет о количестве преступлений, совершенных против семьи и несовершеннолетних, указывают на необходимость совершенствования работы правоохранительной системы по предотвращению данных посягательств. Принимаемые превентивные меры показывают свою малую эффективность и свидетельствуют о необходимости расширения инструментария борьбы с преступностью рассматриваемой группы, в том числе используя результаты криминалистических прогнозов (научных и практических (прикладных)). Автором определены научно-прогностические и практические (прикладные) задачи криминалистического прогнозирования преступлений против семьи и несовершеннолетних, а также субъекты научного и прикладного прогнозирования.
Обобщенного перечня аргументов противников концепции судебного права, в отличие от аргументов ее сторонников, которые в течение долгого времени разрабатывались и анализировались, не существует. Развитие соответствующей научной дискуссии требует их выяснения, в связи с чем в статье предпринята попытка их систематизации c элементами достраивания. Цель: установить наличие или отсутствие системозначимых особенностей уголовных дел, которые могли бы предопределять неустранимое своеобразие правосудия по ним. Определяющим методом исследования выступил метод сравнительного правоведения. Кроме того, применены общие и специальные методы (анализа и синтеза, логический, специально-юридический). Результаты: выявлено всего два отчетливо названных аргумента против универсализации процессуальных институтов при участии уголовно-процессуального права. Это специфика материально-правовых споров, рассматриваемых в порядке уголовного судопроизводства, и исключительная их публичность. Достроены два «неписаных» аргумента – публичность уголовного процесса в противопоставлении цивилистическому и разница стандартов доказанности по уголовным и другим судебным делам. По поводу всех аргументов автором приведены собственные соображения.
В статье исследуется место должностных коррупционных преступлений в системе преступлений коррупционной направленности, анализируются особенности предмета доказывания и процессуальные вопросы, возникающие при возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории. В ходе доследственной проверки сообщения о преступлении и в процессе расследования тщательному доказыванию подлежит деятельность субъекта преступления, его статус должностного лица, связи и отношения с другими лицами, финансовые потоки, связанные с преступлением, что требует особой квалификации сотрудников органов предварительного расследования. Подчеркивается, что обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, имеют особое значение, поэтому их выявление и доказывание обязательно в каждом случае.
Участие представителей общества в качестве непрофессиональных судей по уголовным делам – явление, получившее в мировой юридической практике массовое распространение. Вопреки кажущейся очевидности утверждения, будто бы непрофессионал неспособен рассудить юридический спор, количество стран, не допускающих в правосудие «народный элемент» в той или иной форме, традиционно ничтожно мало. Цель: показать, что принципиальный выбор между исключительно «профессиональным» уголовным правосудием и правосудием «с народным элементом», а также выбор процедурных форм использования «народного элемента» в мировой истории всегда зависел от конкретных социально-политических условий существования конкретных государств в конкретный период их развития. На основе сравнительно-правового и исторического методов показано, что при всем разнообразии национальных вариантов народного участия в правосудии мировая практика выработала две их принципиально различающиеся модели, которые условно можно назвать «судом присяжных» и «судом шеффенов». Система разграничительных критериев между этими моделями продемонстрировала свою историческую подвижность, что потребовало в современных исследованиях разделить признаки обеих моделей на субстанциальные (сущностные) и субсидиарные (факультативные). Результат: сформулирован вывод о том, что «народный элемент» в правосудии – это выходящий далеко за рамки уголовного судопроизводства диалог государства и общества. Правильное определение сущностных признаков моделей народного участия в правосудии, возможность их комбинирования в национальных правовых системах или смешения в каких-то гибридных формах нуждается в теоретическом анализе в целях решения практических задач оптимизации функционирования судебной власти в любой стране.
Интерес является предпосылкой многих общественных отношений, побуждая к совершению действий или способствуя бездействию. Действия или бездействие становятся центром правоотношения в том случае, если предусмотрены в законе как запрещенные. В уголовно-правовой сфере они рассматриваются как незаконный комплаенс и получают правовую оценку правоприменителя. Legal-комплаенс (правовой комплаенс) и дискреционный комплаенс составляют основу уголовно-процессуальных отношений, направленных на обеспечение процессуальных прав и исследование обстоятельств незаконного комплаенса. Цель: анализ особенностей, признаков и видов legal-комплаенса в уголовном праве и уголовном процессе, формулирование дефиниций и классификаций, касающихся нового правового явления. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и толкования правовых понятий. Результаты: сформулировано понятие legal- комплаенса, определены его виды, основные элементы нового правового института и их характеристики.
Представленный в виде автономного кодифицированного закона Ювенальный УПК Швейцарии, не имеющий аналогов в других моделях уголовного судопроизводства, не вызывает никаких сомнений в актуальности для российской юридической науки. О важности дифференцированного уголовного судопроизводства в отношении взрослых и детей говорилось еще в XIX в., однако много ли было сделано для реализации представленного подхода в отечественном и швейцарском законодательстве? Автором предпринята попытка найти ответ на этот вопрос. В статье рассматриваются особенности правового регулирования участия лиц, не достигших совершеннолетия, в правосудии Российской Федерации и ювенальном уголовном процессе Швейцарии. Определены общие представления о возрасте несовершеннолетнего участника уголовного процесса, проанализирован институт принципов ювенального уголовного процесса, мер принуждения, а также система субъектов. Исследуемые модели уголовного судопроизводства в законодательном плане определяют несовершеннолетних как более уязвимую, требующую особой правовой защиты категорию участников, наделяют их дополнительными юридическими гарантиями и правами.
В настоящее время сформировалась информационная сфера, обеспечиваемая функционированием системы объектов цифровой инфраструктуры. Элементы данной системы, представляющие собой информационные процессы и средства их осуществления с присущими им функциональными возможностями информационных преобразований, связанные с поиском, анализом, хранением и упорядочением информации, могут быть использованы и в качестве технико-криминалистических средств, что предопределяет важность поиска и исследования способов и приемов их интеграции в процессе решения криминалистических задач. Однако внедрение передовых технологий в сферу уголовного судопроизводства, как и их применение, само по себе не способно повысить его качество, но позволяет обратить внимание на детали. Существует значительное количество исследований в области разработки технико-криминалистических средств обнаружения и фиксации цифровых (электронных, виртуальных, компьютерных) следов преступной деятельности, однако большинство из них посвящены вопросам разработки и применения специальных технико-криминалистических средств в судебно-экспертной деятельности. Современные высокотехнологичные разработки, специальные программы должны быть использованы на первоначальных этапах расследования. Грамотно процессуально оформленное обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение цифровой информации в значительной мере будет способствовать изобличению всех участников преступного события, их розыску и задержанию, поиску похищенного и в целом обеспечению надежной доказательственной базы для органов предварительного расследования. В статье раскрывается значение электронных доказательств в российском законодательстве и практике его применения.
В статье рассматриваются ключевые этапы развития прокуратуры Российской Федерации начиная с Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. и принятия Конституции РФ и заканчивая изменениями конституционного статуса прокуратуры в свете поправок, внесенных в Основной закон в 2014 и 2020 гг. Также анализируется роль прокуратуры в правовой системе государства. Рассмотрены основные тенденции и выявлены некоторые проблемы в формулировании законодательного статуса прокуратуры. Особое внимание уделяется анализу действующей редакции ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», из которой исключено указание на полномочие прокурора выступать от имени Российской Федерации. Рассматриваются вероятные причины и возможные последствия данного законодательного решения, его несогласованность с нормами процессуального законодательства, в частности с регламентирующими статус и полномочия прокурора в уголовном и гражданском судопроизводствах.
Решение о приостановлении предварительного следствия зачастую является для правоприменительной деятельности единственной возможностью обеспечить реализацию прав и законных интересов лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела, без посягательства на разумность сроков расследования до достижения назначения уголовного судопроизводства. Вместе с тем реализация данного института зачастую вызывает неоднозначную реакцию у населения и у контрольно-надзорных государственных органов. Отчасти это обусловлено необходимостью внесения системных изменений в нормативное регулирование института приостановления предварительного расследования с учетом имеющейся правоприменительной практики и результатов научных исследований. В статье предпринята попытка определить возможные пути нормативного развития данного института.
- 1
- 2