Архив статей журнала
Цель исследования - обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического - в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного - в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического - в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) - повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).