Архив статей журнала
Введение. Статья посвящена вопросу возникновения и формирования разнообразных социальных типов личности в условиях зарождения цивилизованного общества. Данный процесс сопровождался двумя крупнейшими стадиями в разделении труда - переходом к производящей экономике и оседлому образу жизни.
Материалы и методы. Основу методологии исследования составляет субъектно-деятельностный подход. В ее основе лежат два главных типологических принципа с точки зрения социальной философии: 1) отношение к собственности и средствам производства и 2) собственно к роду профессиональной деятельности. Данный подход позволяет нам зафиксировать переход от естественно-природной типологии личности в первобытную эпоху к возникновению и развитию социально-классовой типологии личности цивилизованного общества на основе социально-классовой принадлежности и профессиональной деятельности в эпоху зарождения протогосударств. Обсуждение. С разложением первобытного общества происходят изменения и в типологии личности. Возникают новые ее типы, обусловленные принадлежностью к определенному классу или сословию. Оформляются личности рабов, свободных общинников и рабовладельцев, обладающие неповторимыми чертами. Гуманистическими чертами наделяются только личности рабовладельцев, которые проявляют подлинно человеческое отношение лишь в среде себе подобных. Раб не является личностью, он всего лишь говорящее орудие. Переход к феодализму также сопровождался появлением новой типологии личности - к общезначимым ценностям стала относиться и жизнь раба, его уже нельзя (запрещено законом) безнаказанно убить. Его признавали пусть и второсортной, но все же личностью. Полноправной личностью полагалась личность лишь представителя высшего сословия. Иными словами, прогрессивное изменение в ценностях происходило, но при этом сохранялись пережитки прошлой формации в виде сословности. Они были разрушены при переходе к капитализму, когда все личности объявлялись свободными и формально равными в правах.
Заключение. В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Введение. Статья посвящена рассмотрению оснований типологии личности архаичного общества. Одной из преобладающих в современной науке точек зрения является утверждение, что в первобытном обществе не было типологии личности, так как первобытный коллективизм полностью подчинял и подавлял индивида. В противовес данной точке зрения авторы пытаются обосновать положение о том, что такая типология существовала и была достаточно сложной для своего времени.
Материалы и методы. Исследование проводится на основе компаративного (при сопоставлении разных точек зрения и концептуальных подходов) и системного (при обосновании своей позиции) подходов. Результаты исследования. Половозрастная стратификация представляла собой совокупность взаимосвязанных социальных институтов, поведенческих норм и мировоззренческих установок. Она обеспечивала в первобытном обществе воспроизводство и необходимое распределение социальных ролей между лицами разного возраста и пола с целью эффективного ведения хозяйственной деятельности. Обсуждение и заключение. В результате анализа и обобщения значительного этнографического и социально-антропологического материала авторы приходят к обоснованию наличия развитой типологии личности первобытного общества на естественно-природных основаниях: 1) на основе базовых психологических типов личности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и их подтипов; 2) на основе половозрастного деления. Особое значение здесь имеет половозрастное деление, определяющее место и социальные роли личности в первобытном обществе с точки зрения наибольшей ее хозяйственной эффективности.