Архив статей журнала
В материалах аналитического отчета отражены основные направления и результаты работы Всероссийской научной конференции «Гражданственность и патриотизм молодежи в многоконфессиональном и полиэтничном пространстве России» (XVII Сафаргалиевские научные чтения). Конференция состоялась 26-27 октября 2023 г. на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета и стала площадкой для диалога славянских, финно-угорских и тюркских народов, представителей православия и ислама.
Введение. В статье рассматриваются особенности проявления игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития (ЗПР). Цель статьи заключается определении уровня и проявлений игровой зависимости у подростков с задержкой психического развития в сравнении с подростками с нормативным развитием.
Материалы и методы. Выборку исследования составили подростки в возрасте 13-14 лет, которые были разделены на две группы. В первую вошли обучающиеся 7-х классов Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 9», которым рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития (20 чел.); вторую группу составили обучающиеся 7 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 107», не имеющие особенностей развития (20 чел.). В работе использованы тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной; скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот); методика «Агрессивное поведение» Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); тест Г. В. Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций. Статистические различия рассчитаны с помощью U-критерия Манна - Уитни, корреляционный анализ проведен с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты исследования. Проведен сравнительный и корреляционный анализ, в результате которого не выявлено достоверных различий по показателям игровой зависимости в выделенных группах. При этом у подростков без особенностей развития выше показатели компьютерной зависимости уровня агрессии и склонности к прямой физической агрессии. Обнаружена взаимосвязь агрессии и игровой зависимости.
Обсуждение и заключение. У подростков с ЗПР обоих полов прослеживается взаимосвязь между склонностью к прямой физической агрессией и шкалой предпочтения виртуального общения реальному. У подростков женского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх и индексом степени интереса к компьютерным играм. Также наблюдается взаимосвязь уровня агрессии и склонности к прямой вербальной агрессии со шкалой предпочтения виртуального общения реальному. Выявлена взаимосвязь склонности к косвенной вербальной агрессии и шкалой целевой направленности в компьютерных играх. У подростков мужского пола без особенностей развития прослеживается взаимосвязь склонности к косвенной физической агрессии со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм, шкалой самоконтроля в компьютерных играх, шкалой предпочтения виртуального общения реальному и индексом степени интереса к компьютерным играм. По результатам корреляционного анализа прослеживается взаимосвязь агрессии и игровой зависимости. При этом у подростков без особенностей развития этих связей намного больше. У них выше показатель компьютерной зависимости, т. е. они могут быть сильнее увлечены общением в интернете и в целом больше времени проводить за компьютером.
Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных свойств и типа этнической идентичности у русских студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию и свойствам этнической идентичности. Особое внимание уделяется рассмотрению типов этнической идентичности.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участниками стали 105 студентов. Были использованы следующие методики: опросник 16 PF Р. Кеттелла (форма С), методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, тест «Этническая идентичность» Дж. Финни, Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева). Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа r-Пирсона и U-критерия Манна - Уитни.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и типами этнической идентичности русских студентов. У большинства студентов сформирована положительная этническая идентичность, они осознают себя представителями своего этноса, испытывают позитивные чувства по отношению к представителям своей национальности, при этом адекватно относятся к другим этническим группам. Статистически значимых различий между особенностями этнической идентичности русских и мордовских студентов выявлено не было.
Обсуждение и заключение. Особенности этнической идентичности во многом обусловлены личностными качествами студентов. Студенты с высоким уровнем конформизма обладают позитивной этической идентичностью, стремятся сочетать положительное отношение к своему и другим этносам. Студенты с выраженной личностной доминантностью негативно относятся к представителям других этносов, предпочитают общаться с людьми своей этнической группы. Стремящиеся к независимости лица более склонны к этническому изоляционизму, признанию превосходства своего народа над другими этническими группами. Эмоционально нестабильные студенты обладают низким уровнем этнического нигилизма, стремятся к снижению напряженности в отношениях с другими, ищут более устойчивые взаимосвязи с людьми вне этнических признаков. Этническая индифферентность характерна для лиц с высоким уровнем интеллекта.
Введение. Цель статьи - провести теоретический анализ теологического кластера в современном образовательном пространстве Республики Мордовия. Определить общий контур процессов взаимодействия участников теологического кластера. Выявить наиболее значимые тенденции кластерного взаимодействия и его инициатив в Республике Мордовия, охарактеризовать имеющиеся трудности, перспективы, обосновать необходимость обращения к их изучению.
Материалы и методы. Для решения исследовательских задач использовались теоретические методы: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, сопоставление, обобщение, систематизация и метод экспертных оценок.
Результаты исследования. Сделан ряд предварительных замечаний, указывающих на особенности рассматриваемой проблемы (инициативы теологического кластера обеспечивают переход образования к инновационному типу, конкурентоспособность, создание устойчивых связей, рост активности, обмен трудовыми ресурсами, идеями и информацией, разработку и реализацию нововведений). Сделан вывод, что развитие кластерной стратегии в современных условиях достаточно благополучно осуществляется, но требует серьезного исследования.
Обсуждение и заключение. Кластерные инициативы, кластеризация связаны с инновационностью, поэтому очень перспективны. Наряду с успехами, в этой сфере есть свои трудности: отсутствие информационной, методической поддержки, неразработанность механизмов финансирования. В соответствии с этим необходима грамотная и продуманная систематическая деятельность, стратегия, охватывающая имеющиеся кластерные структуры. В качестве потенциально эффективного механизма, способного разрешить или содействовать решению тех проблем, с которыми сталкиваются кластерные инициативы, выдвигается идея создания центров кластерного развития.
Введение. Возрастающая интенсификация ложных смыслов в коммуникативном пространстве, перманентно порождающая процессы отчуждения в обществе, актуализирует рефлексию феномена фейковых сообщений, требуя их социально-философского осмысления. Целью статьи является выявление специфики позиционирования фейка, с одной стороны, и диагностики рисков, сопряженных с силой воздействия фальшивых смыслов, стимулирующих латентные напряженности и вызовы в обществе, - с другой.
Материалы и методы. Теоретико-методологической базой послужили концепции постнеклассической социально-гуманитарной парадигмы, включающей принципы дополнительности и плюрализма. Исследование опирается на синергетический метод, теорию коммуникативного действия (Ю. Хабермас), а также ценностный подход. Методологически значимой для раскрытия сущности фейка в контексте виртуального пространства выступает теория симулякров (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко и др.), сквозь призму которой фейк рассматривается как феномен, притязающий на замену подлинного.
Результаты исследования. Выявлены и интерпретированы цивилизационные сдвиги, произошедшие в обществе, которые способствуют высокой степени социокультурной дезорганизации, что отражается в мировоззренческих устоях социальной практики. Установлено, что фейк представляет собой особую культуру некой новой реальности, которая активно навязывается целевой аудитории. Формирование социального качества, основанного на фейке, предполагает использование последнего в качестве идеологического инструмента воздействия на массовое сознание, управления поведением людей.
Обсуждение и заключение. Предназначение фейка заключается в том, чтобы запустить в массовое сознание идею, внушить необходимость тех или иных политических событий, настроить на определенные оценки, пробудив сильные эмоции, и даже аргументированно подтолкнуть к действиям. Сделаны выводы, что коммуникативное пространство оказывается перенасыщено конкурирующими идеологиями, системами ценностей, функционирующими под маской плюрализма мнений. Множественность фейков не только не способствует взаимопониманию между различными социальными группами, но и несет в себе угрозу дезорганизации общества. С этой точки зрения дезорганизация, внедряемая в массовое сознание, порождает сбои в мышлении коллективного субъекта.
Введение. Создание научной биографии М. М. Бахтина (1895-1975) - актуальная задача современной гуманитаристики. В его жизнеописаниях остается немало белых пятен и неточностей. Одна из наиболее заметных лакун - крайне скудная и противоречивая биографическая информация о жене мыслителя, Е. А. Бахтиной (урожденной Околович). В статье ставится задача верификации приведенных другими исследователями биографических сведений о ней путем сопоставления уже известных источников и введения в научный оборот новых.
Материалы и методы. Исследование носит историко-биографический характер. Материал исследования: неопубликованные документы из личного архива М. М. Бахтина; печатные исторические источники начала XX в. («Памятные книжки» и другие справочные издания Витебской губернии); записанные автором в 1990-2000-х гг. устные воспоминания людей, общавшихся с Е. А. Бахтиной в саранский период ее жизни; научные и научно-популярные публикации биографического характера о М. М. Бахтине и представителях его Круга. Применяются историко-культурный подход, сравнительно-исторический метод (в том числе сравнительно-сопоставительный анализ).
Результаты исследования. Выявлено, что многие из получивших распространенение данных о Е. А. Бахтиной являются неточными или в целом не соответствуют действительности. Введение в научный оборот новых источников позволило скорректировать дату (год, число, месяц) и место ее рождения, определить места ее учебы и работы в разные периоды, уточнить и расширить сведения о ее родителях (полное имя, место жительства и работы, должность, чин, сословие, имущественное положение).
Обсуждение и заключение. Полученные результаты способствуют решению комплексной проблемы создания научной биографии М. М. Бахтина, в частности вносят коррективы в сложившиеся в науке представления о витебском, ленинградском и кустанайском периодах его жизни, о последовательности некоторых из происходивших с ним в это время событий и о причинно-следственных связях между ними.
Введение. В статье рассматриваются причины и ход Исламской революции в Иране в 1979 г. 1 февраля 1979 г. в страну вернулся опальный аятолла Р. М. Хомейни, который взял власть в свои руки. Революция 1979 г. была серией событий, приведших к свержению династии Пехи при шахе Мохаммаде Реза Пехлеви. Ее активно поддержали различные исламистские и левые организации и студенческие движения. Исследование различных аспектов развития Ирана того времени помогает объективно оценить уникальность и актуальность его опыта с точки зрения поисков оптимальных для каждой страны вариантов развития, а также взаимосвязей с мировым сообществом.
Материалы и методы. Основу исследования составили материалы СМИ Ирана. Проведен анализ публикаций ведущих иранских средств массовой информации того времени. Освещение бурных потрясений глазами очевидцев существенно расширит наши представления о тех событиях.
Обсуждение и заключение. Иран - многонациональное государство с ярко выраженной исламской шиитской традицией, в которой до сих пор частично находят воплощение принципы древнеперсидской культуры. Падение шахского режима и приход к власти духовного сословия, не ассоциировавшегося со стремлением к прогрессу, отразило стремление революционных сил создать в Иране такую социально-экономическую модель, которая учитывала бы национальные и религиозные особенности. Созданная исламская форма правления в Иране (Исламская Республика Иран) имела своей целью привести в соответствие культурное наследие, исламские традиции и потребность в модернизации.
Введение. Системность педагогической деятельности предполагает необходимость ее периодического переосмысления педагогами: как с целью профессионального и иного развития самих себя, так и с целью повышения успеваемости и качества подготовки их учеников.
Материалы и методы. Цель исследования - осмыслить место рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза. Метод исследования - теоретический анализ проблем рефлексивного обучения в контексте самосовершенствования преподавателя вуза.
Результаты исследования. Рефлексивная практика - это процесс, облегчающий, интенсифицирующий и улучшающий преподавание и обучение. Она позволяет развивать понимание преподавателей и иных субъектов образования и играет центральную роль в профессиональном развитии педагогов вузов.
Обсуждение и заключение. Когда педагоги ориентированного на инновации вуза проводят систематические рефлексивные (само)исследования, они лучше и полнее понимают себя, свою практику и своих учеников. Постоянно изучая собственные действия, представления и переживания, педагоги растут профессионально, личностно и социально. Они также создают условия для своих учеников: помогают им развивать свое понимание и свои рефлексивные практики в ходе учебных занятий. Анализ данных проблем может быть важным шагом на пути к созданию интегративной модели рефлексивных процессов в образовании, а также шагом на пути осмысления источников и условий самосовершенствования педагогов.
Введение. В статье представлены результаты исследования интеллектуальных и лидерских качеств студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов юридического факультета Университета «Синергия», в ходе которого выявлены особенности взаимосвязи их интеллектуальных и лидерских качеств. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития интеллектуальных и лидерских качеств. Нами поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы раскрыть сущность понятий «лидерство» и «интеллект»; 2) исследовать интеллектуальные и лидерские качества у студентов в их взаимосвязи.
Материалы и методы: анализ научной литературы; наблюдение; психодиагностические методы (тесты, беседа); экспериментальные методы; математико-статистические методы (метод ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. Представлены результаты исследования, связанные с выявлением взаимосвязи интеллектуальных и лидерских качеств у студентов.
Обсуждение и заключение. Выявлена взаимосвязь между интеллектуальными и лидерскими качествами у студентов.
Введение. Активное распространение информационных и цифровых технологий в ХХΙ в. привело к тому, что виртуальное пространство сегодня стало основной платформой для выражения политических, культурных и духовных ценностей молодежи. Представители этой возрастной группы наиболее часто используют цифровые ресурсы как средство самовыражения и канал получения информации об изменениях в современном мире. В России виртуальное пространство используется различными акторами с целью формирования общественного мнения и включения молодежи в политическую и общественную жизнь государства. С другой стороны, возможности виртуального пространства часто используются как инструмент дезинформации молодежи, распространения «фейков», экстремистских и радикальных настроений. С учетом сложной внешнеполитической обстановки и задачи обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты ее населения, в том числе в виртуальном пространстве, возникает необходимость исследования политических ориентаций и ценностей молодежи.
Материалы и методы. Основу методологии данной статьи образует совокупность общенаучных, специальных и прикладных методов. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы исследования ценностных ориентаций и идеалов современной молодежи позволил рассмотреть ценности как важный социальный феномен, который требует конкретного исследования, отражающего особенности отражения политических ценностей в виртуальном пространстве. Герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов исследования, используется при изучении становления персональной идентичности, ценностей, переживаний молодого поколения, связанных с выражением индивидуальности и политических предпочтений в виртуальной среде. Семиотический подход применялся в процессе исследования знаково-символического поля современной культуры молодежи в виртуальном пространстве. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, позволяющие дать оценку вовлеченности молодежи в интернет-среду и проследить тенденции развития виртуального пространства в современной России. Материалы социологических опросов, проведенных Левада-Центром и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позволили сделать выводы о включенности российского общества в виртуальное пространство, а также о ценностных предпочтениях россиян в возрасте от 18 до 35 лет относительно материальных, семейных и гражданских идеалов.
Обсуждение и заключение. Статья направлена на исследование особенностей молодежи как возрастной группы и специфики отражения их ценностных идеалов в виртуальном пространстве. Развитие сети Интернет и социальных сетей приводит к возникновению новых проблем и потенциальных опасностей для молодого поколения, которое проводит много времени в виртуальном пространстве. Делается вывод, что жизненными ориентирами молодежи выступают высокий уровень материального благополучия, возможность жить размеренной жизнью и приносить пользу обществу. Несмотря на большую осведомленность молодежи об истории и культуре России, о значимости семейных ценностей, для этой возрастной группы характерно формирование западной ментальности, основанной на ценностях потребительского индивидуализма. Игнорируя традиционные СМИ, молодежь прислушивается к лидерам мнений, что делает их более уязвимыми перед лицом всевозможных манипуляций со стороны враждебно настроенных к нашей стране политических акторов.
Введение. Статья посвящена воззрениям отечественного религиозного философа, критика и публициста В. В. Розанова на «женский вопрос» середины XIX - начала XX в. Автор обращается к таким социальным аспектам жизни женщины, как брак, образование, труд, права, возможности общественной самореализации. Актуальность статьи обусловлена несомненным интересом общества к женской теме и женскому отечественному движению. Цель статьи - выявить взгляды В. В. Розанова на женщину, сопоставив их с идеями женского эмансипационного движения середины XIX - начала XX в.
Материалы и методы. В исследовании были применены герменевтический, компаративистский и сравнительно-исторический методы, помогающие выявить взгляды отечественного мыслителя на женщину из его философских и публицистических произведений.
Результаты исследования. В статье рассмотрена трактовка В. В. Розановым бракоразводного процесса, положения женщины в семье, обществе, возможности женщин получить образование и реализации в трудовой сфере. Анализ выбранных автором произведений позволил выделить взгляды отечественного мыслителя в поддержку идей и требований русских женщин.
Обсуждение и заключение. Автор статьи делает вывод о поддержке В. В. Розановым большинства требований женщин России рубежа XIX-XX вв. и одновременно о традиционном подходе философа к пониманию природы женщины как мягкого и нежного существа, ее основных социальных функций, связанных с материнством и семьей.
Введение. Целями исследования являются оценка значения и обоснование гуманистического характера творческого наследия А. А. Богданова в условиях новой социальной реальности. Задачами исследования являются: компаративный анализ философского и социально-экономического контента сочинений А. А. Богданова; критическое сопоставление существующих в современной науке теоретико-методологических подходов к пониманию основных идей ученого; выявление их теоретической и практической значимости с учетом новой социальной реальности.
Материалы и методы. Основой для написания статьи стали сочинения самого А. А. Богданова, а также научные исследования его творчества, появившиеся за последние 20 лет. В работе использованы структурно-функциональный и программно-целевой подходы, методы анализа, синтеза, обобщений и аксиологии, а также историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический методы исследования.
Результаты исследования. На примере социально-философских концепций «собирания человека» и «коллективной личности» показан вклад А. А. Богданова в постановку и развитие научных представлений о социализме, гуманизме, социальной ответственности и социальной справедливости. Раскрыт гуманистический характер представлений А. А. Богданова о социальном сотрудничестве и государственном устройстве в подлинно гуманном обществе, что отличает его взгляды от идей западноевропейских социалистов - утопистов и гуманистов эпохи Возрождения. Раскрыты отличительные особенности гуманистической философии А. А. Богданова от «ортодоксального марксизма» и либерализма.
Обсуждение и заключение. На основе разных научных подходов, сложившихся в историко-экономической и философской науке, выявлены полиморфизм оценок творческого наследия А. А. Богданова и растущая необходимость его дальнейшего изучения с учетом современных «вызовов времени».